Изба – святилище земли

Разделы: Внеклассная работа


Оформление занятия.

Мероприятие проведено в актовом зале историко-краеведческого музея. В зрительном зале – учащиеся 4-х классов, педагоги. Чтецы, ведущие программу – на сцене, сидящие за столом на лавках в русских национальных одеждах. Зал оформлен предметами русской старины: иконами, украшенными рушниками, прялкой; на столе – самовар, деревянная расписанная посуда .

Цель занятия: приобщать учащихся к системе моральных ценностей, накопленных веками, отражающих  богатство общечеловеческой культуры.

Задачи.

  • Познакомить детей с лучшими традициями, обычаями, нормами поведения в семьях сибиряков, с историческими, культурными, нравственными истоками своего народа.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (взаимопонимание, милосердие, культура общения, вера в созидательные силы человека, трудолюбие).
  • Формировать потребность в усвоении  высоких культурных и духовных ценностей.
  • Воспитывать уважительное отношение к старшим.
  • Обратить внимание на некоторые этнические особенности развития общественных и культурных отношений на территории Сибири.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. На него мы пригласили гостей. На нашем празднике присутствуют поэты – сибиряки,  живущие в нашем поселке: Николай Рукосуев, Сергей Плющенков. Тема мероприятия  «Изба – святилище земли».
Я думаю, что значение его названия  вы сумеете объяснить в конце занятия. (Обращаю внимание на эпиграф)

(Приложение 1)

– Что значит лелеять? (Возможные ответы учащихся: оберегать, нежить, холить, ухаживать, любить)
– Как вы понимаете вторую часть эпиграфа к сегодняшнему занятию?
(возможные ответы учащихся: главные слова здесь «Сибирь – состояние души», т.е речь пойдет о нравах и быте сибиряков)

Учитель: Изба – это слово ассоциируется с прошлым. А надо ли изучать прошлое, интересоваться им? (Ответы учащихся)
– А ещё слово изба, тепло, уют, запах свежесть хлеба.
Сейчас уже всем ясно, что без знания своих истоков: религиозных, исторических, культурных  – не может быть истинной любви к отечеству.
В наше время, когда происходит возрождение страны, интерес к прошлому приобретает всё более значимый характер.
Опыт прошлого – это тот след, по которому мы можем  отыскать лучшее, что было в народе, и пойти по этому следу в будущее.
Какими они были наши предки? Какими были сибиряки? Что казалось им главным,  а что второстепенным?
Сибирскую деревню называют нивой, на которой  всколосилась  наша сибирская культура. Если там, в деревне, были сосредоточены наши духовные ценности, как их уберечь?
Наверно, это возможно, если держаться надёжной твердыни – своей семьи, своего очага, своих корней, своего дома.

(Звучит песня «С чего начинается родина»)

1 чтец:

Простерлась  Сибирь без границы,
Добра не держа взаперти.
Надежды. Сомнения. Лица.
Тропинки. Дороги. Пути.
Поверья. Пословицы. Байки.
Рыбалки. Заводы. Стада.
В задумчивых травах лужайки,
В дождливых огнях города.

2 чтец:

Нет, нет, Сибирь не просто слово,
Не смена верст, не их повтор.
Нет. Тут всему первооснова –
Душа! А уж потом простор.
А уж потом земли светанье.
Снежинь. И кедры-крепыши,
Сибирь – не просто расстоянье,
А состояние души!
А у нее свои приметы,
Свои цветы. Своя полынь.
И те ангарские рассветы.
И та байкальская глубынь.
И тот размах, что чтится свято.
И честь в чести. Таков закон.
И я горжусь, что был когда-то
Сибирской женщиной рожден.

3 чтец:

Я рождена в деревянном задумчивом доме,
Где лениво дышит труба,
Где русская печь в своих жарких ладонях
Румяные держит хлеба.
Где под навесом гнездятся птицы
И щебечут на сто голосов.
Коричневых лиственниц голубые ресницы
Мне мигают из дальних лесов.

4 чтец:

– Честный человек, в представлении крестьян, это, прежде всего человек трудолюбивый. Таких людей очень уважали. Трудиться начинали с раннего возраста.
Мальчики 5-6 лет уже хорошо ездили верхом на лошади, они управляли передней лошадью при вспашке.
В 12, 14 лет помогали взрослым пахать, молотить, приучались к строительному делу. К 17 – 18 годам юноша становился полноправным работником в доме.

5 чтец:

Девочки 6-8 лет мыли посуду, полы, ухаживали за птицей, пололи грядки. 10-летние девочки смотрели за младшими, доили коров. Трудовым воспитанием дочери занималась мать. Она учила ее прясть, ткать. До 20 вышитых рушников, дорожки должна была приготовить девушка к свадьбе.
Крестьяне гордились трудолюбивыми детьми.

6 чтец:

Я сибирской породы
Ел я хлеб с черемшой
И мальчишкой паромы
Тянул как большой
На меня не кричали,
Не плели ерунду,
А топор мне вручали –
Приучали к труду.
Ну а если и били
За плохие дрова,
Потому что любили
И желали добра.
Все на свете я смею,
Усмехаюсь врагу,
Потому что – умею,
Потому что – могу.

Учитель: В Сибири,  как нигде в другом месте,  была острая нужда в сторонней поддержке, без которой  нельзя было продержаться. Именно здесь распространен обычай, совершать важные хозяйственные работы совместными усилиями или так называемой «помочью».
Сообща поочередно каждому хозяину корчевали под поле сплошной стеной стоявшую тайгу. Дом ставили – собирали «мирские помочи».
Место для дома выбирали. Нельзя было дом ставить на месте пожарища, бани. Выбирали сухое место. Для этого наблюдали: где ляжет корова –  там дом ставили. Для первых венцов выбирали лиственницу. Зачинали дом – и в передний угол клали серебряную денежку, чтобы в доме был достаток. В печь подкову вмазывали, чтобы в довольствии, покое, тепле и счастье жили люди.

7 чтец: Когда в новый дом входят, то зовут домового. Скажут ему: «Дедушка-соседушка, пусти не в гости гостевать, не ночь ночевать, а век вековать». Кошку первую на чистые половицы пустят, посадят ее на окошечко (садит игрушечного котенка). Если спрыгнет тотчас, мало добра увидишь.  А если сидеть останется да в окно глядеть – будешь жить кум королю. А потом уже с молитвою и старшие.

Звучит песня «Родительский дом» (1 куплет).

8 чтец:

Здесь обычай древний не нарушат:
В деревянный ставень постучи –
Чай заварят, валенки просушат,
Теплых щей достанут из печи.
В этих избах,
В этой снежной шири,
Белыми морозами дыша,
Издавна живет она –
Сибири
Щедро хлебосольная душа.

Учитель: Доброта отличала сибирских крестьян. Доброта и участливость были для многих спасительными. «Жить по-людски, по-доброму», – часто говорили они. Умели сибирские крестьяне сопереживать и помогать людям.

9 чтец: Много по Сибири народу бродило: каторжники, ссыльные, убогие. Подать нищему, бедному, прохожему – торопились с этим. В страду, когда все уходили в поле, ставили снаружи на полочке у окна воду в туесе, хлеб в чистой тряпице – бери, питайся, бездомный человече! То и говорили: «Сибирский кусок в горле не станет!» Это еще и потому, что все стряпалось на сметане, яйцах, на масле.

10 чтец: У сибиряков полагалось ежедневно подавать к столу свежеиспеченный хлеб. Первым всегда было блюдо с хлебом. Как он был дорог и желанен! Мягко, бережно брал его тятенька в руки. Бережное отношение к хлебу выразилось в пословицах:

«Хлеб – батюшка, вода – матушка»
«Худ обед,  когда хлеба нет»
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»
«У голодного хлеб на уме»

 – А кто еще знает поговорки и пословицы о хлебе?(ответы учащихся)

Сценка из жизни сибирской семьи

Учитель: За столом рассаживались в определенном порядке: под святой угол садился глава семьи старший из мужчин в доме, большак, рядом с ним старший из сыновей. По одну сторону рассаживались мужчины, по другую – женщины, дети. Садясь за стол и вставая, всегда молились Богу, испрашивая его помощи на все добрые дела.
Огромна была роль семьи в жизни человека. Это отразилось в пословицах:

(Приложение 2)

«Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»
«Один и у каши сирота»
«Семейный горшок всегда кипит»

– Кто еще знает поговорки и пословицы о семье? (Ответы учащихся) 
– Возглавлял семью старший мужчина – большак. Никакие возражения старшему не допускались, ему подчинялись все, в том числе и взрослые сыновья.

11 чтец: Дедонька к 70 годам стал слаб глазами, а не терпит безделья, даже после того, как совсем не стал видеть света, во дворе веревки вьет – их много надо в хозяйстве. Все дела знает, ведает. Весь распорядок на дедоньке. Уж тятенька и сам с усам, уж седина в бороде, ему ли не знать управу в хозяйстве, 50 лет уж, но во всем слушает родителя.
Уважали, почитали в старину старших.

Хозяин (младший из поэтов, С. Плющенков):

– Пришло время познакомить вас с родней.
 (Те, которых представляет,  кланяются)
– Это отец мой.
– Это хозяйка, жена моя.

Хозяйка:

– Мой деверь и золовка.

Хозяин:

– Любимая сноха.
– Мой шурин разлюбезный.
– Свояченица.

Учитель: Гости дорогие! Разобрались ли, кто кому кем доводится? Раньше люди хорошо знали своих родственников, а сейчас даже взрослые затрудняются сказать: кто кому кем доводится. Попробуйте ответить на мой вопрос.

Шли гурьбой теща с зятем, да муж с женой, да мать с дочкой, да дочь с отцом, да еще муж с женой. Сколько их было всего? (Четверо)

– Кто такой шурин? (Брат жены)
– Сват – отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
– Золовка – сестра мужа.
– Племянник – сын брата или сестры.
– Свояченица – сестра жены.
– Свояк – муж свояченицы.

Учитель: Позади трудовой день. За ужином собирается вся семья. Потрескивают дрова в печи. Ярко горит лучина, освещая янтарные смолянистые бревна стен. Немалое удовольствие, особенно в зимние вечера, доставляет собравшейся семье послушать сказку, легенду, быличку.

12 чтец:

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся тесно в круг
Слушать дедушкины сказки
Затихает все вокруг.

С. Плющенков рассказывает сказку народов Сибири «Богатырь Байкал»

(Приложение 4)

Учитель коротко знакомит  гостей  мероприятия с  местными поэтами.

–  Николай Зиновьевич Рукосуев – корреспондент газеты «Чунский вестник», автор сборника стихов «Ностальгия».
(Н.З. Рукосуев  коротко рассказывает о себе, читает несколько своих стихов с комментарием) (Приложение 5)
–  Сергей Кириллович Плющенков – директор историко-краеведческого музея Чунского района, автор сборника стихов «Хронограф».

(Предлагает детям прослушать свои стихотворения (Приложение 6) на тему мероприятия)

Заключительная беседа

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему наше занятие так называется?

Вывод: да, изба – этот очаг, где хранились и передавались из поколения в поколение семейные традиции, обычаи, нормы поведения. А из них уже складывалась культура целого народа.

– Почему слово святилище  имеет корень свят? (Изба, семья, близкие люди являлись самым главным в жизни крестьянина)
– Как вы понимаете значение эпиграфа к сегодняшнему занятию?
– Что нового сегодня вы узнали на занятии?
– Какими вы представляете себе наших предков?
– Почему взаимовыручка, взаимопомощь были одними из главных черт в отношениях между людьми в сибирской деревне? (В суровых условиях сибирской природы невозможно было выжить семьям в одиночку)
– Почему в Сибири крестьяне были почти все зажиточные? (Все крестьяне помогали друг другу, это был неписанный и святой закон для сибирской деревни. В Сибири никогда не было крепостного права.)

Заключительное слово учителя:

– Я думаю, что вы поняли сегодня, что мы очень мало знаем о жизни наших предков. Конечно, со многими моментами крестьянского быта, семейными праздниками, обрядностью, поверьями, приметами мы не успели познакомиться на занятии. Однако ясно одно: не на пустом месте живем, помнить надо наши истоки, чистые истоки нашей духовности и от них начинать свой жизненный путь.

Звучит песня «Прекрасное далеко…». Дети и гости  получают памятные грамоты (Приложение 3)