Содержание.
1. Из истории развития проектных технологий.
2. Подходы к классификации проектов.
3. Этапы проектов (из опыта немецких коллег).
4. Влияние метода на развитие знаний, умений и навыков учащихся.
5. Компоненты проектной деятельности.
6. Требования к использованию метода проектов:
7. Актуальность применения проектного метода в образовательной области
“Технология”.
8. Что такое проект?
9. Метод проектов как способ организации познавательно-трудовой деятельности
учащихся.
- Характеристика этапов проектной деятельности.
- Успешность выполнения учебного проекта.
- Требования к выполнению и оформлению проекта.
- Методические рекомендации ученику по выполнению учебного проекта.
- Вопросы в помощь проектанту для самооценки изготовленного изделия и себя, как его создателя.
- Возможные критерии оценки проекта.
- Уголок проектов.
- Тренировочные упражнения для оценки готового изделия.
- Заключение.
- Список литературы.
Из истории развития проектных технологий.
Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Он возник во второй половине Х1Х века в сельско-хозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по определенной теме (например, “Как мистер Чейз стрижет своих овец электрическими ножницами”), в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и пробретали практические умения и навыки. Подробное освещение метод проектов получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. Джон Дьюи в начале ХХ века использовал метод проектов в прагматической педагогике для организации целесообразной деятельности детей с учетом их личных интересов. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика – после распространения издания брошюры В. Х. Килпатрика “Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе” в 1925 году.
В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торидайка и других американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:
- с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета;
- опора на сиюминутные увлечения детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – “Все из жизни, все для жизни”. Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.
НарКомПрос утвердил программы, которые были построены на основании зарубежных комплексов-проектов. В СССР в первые годы советской власти их применяли в практике опытные и некоторые массовые школы. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов. И век новации был недолгим. А в 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. Советская школа была полностью переведена на традиционное обучение. Вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка. В 60-70гг. ХХ века и в США тоже развернулась массовая критика метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук.
В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в общеобразовательный процесс средств и методик, помогающим детям “открывать” себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории и самого себя.
Поэтому, несмотря на критику зарубежной и отечественной педагогики 30-х годов, во второй половине ХХ века значительно возрос интерес к методу проекта во многих странах (США, Великобритания, Франция). В зарубежной педагогике метод проектов стал развиваться в рамках альтернативного образования, особенно в США, например, стал использоваться Бертом Шлезингером в “Школе без стен”. На базе таких школ возникло новое направление в образовании – продуктивное обучение, базирующее на проектном методе. Немецкие педагоги – основатели продуктивного обучения Ингрид Беем и Йенс Шнайдер – считают, что сущность методов проектов – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. В своей книге “Проектный метод” (изд. “Бельц”, Германия, 1997) Карл Фрей под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода. Вот некоторые из них:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу, доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Е. С. Полат в своей книге “Современная гимназия: взгляд теоретика и практика” (изд. Москва, 2000), указывает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве и развитие критического мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект – это всегда творческая деятельность.
Подходы к классификации проектов.
Можно выделить разные подходы к классификации проектов. Е. С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- поисковая (поисковый проект);
- исследовательская (исследовательский проект);
- творческая (творческий проект);
- ролевая (игровой проект);
- прикладная (практико-ориентированный проект);
- ознакомительно-ориентировочный (ориентировочный проект).
2. По предметно-содержательной области:
- монопроект, в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, на стыке различных областей;
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
- телекоммуникационных проектов);
4. По характеру контактов:
- среди участников одной школы;
- среди участников одного класса;
- среди участников одно города;
- среди участников одного региона (страны, разных стран мира).
5. По количеству участников проекта:
- индивидуальный, парный, групповой, коллективный (массовый).
6. По продолжительности: длительный, краткосрочный.
Немецкие педагоги Й. Шнайдер и И. Беем предложили свою типологию. Они рассматривают проект как способ организации учебно-профессиональной работы учащихся в определенных временных рамках (учебные триместры, учебный год):
- внутришкольный проект
Любой проект в продуктивном обучении личностно-ориентирован, в то время как традиционная школа все еще работает на среднего ученика.
В Германии проекты продуктивного обучения предусматривают общественную работу участников: доклады на образовательно– политических мероприятиях, контакты со средствами массовой информации, пропаганду идей проекта через выставки и т. п.
Проекты в продуктивном обучении базируются на субъект, т. е. на субъектном взаимоотношении между всеми участниками педагогического процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером.
Этапы проектов из опыта немецких коллег.
Анализ опыта немецких коллег показал, что подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:
- Этап ориентирования.
- Фаза индивидуального и коллективного обсуждения
- Этап разработки:
- фаза разработки индивидуальных задач;
- фаза анализа личного опыта учащихся;
- фаза разработки коллективных задач;
- фаза определения целей;
- фаза определения ресурсов.
- Этап реализации проекта:
- обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
- самостоятельная работа учащихся над задачами;
- промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
- оформление проекта.
- Этап презентации результатов проекта:
- подготовка презентации;
- этап оценивания проекта:
- Этап оценивания проекта:
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
- привлечение знаний из других областей;
- доказательство принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;
- эстетика оформления результатов проведенного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов.
Влияние метода на развитие знаний, умений и навыков учащихся.
Немецкие коллеги считают, что при использовании метода проекта учащиеся приобретают:
- Умения, связанные с развитием интереса:
- анализировать свои интересы;
- определять новые интересы на основе развития прежних;
- сопоставлять свои возможности и свои интересы;
- отстаивать свои интересы.
- Умение находить практические, интересные виды деятельности:
- умение определять для себя познавательные виды деятельности;
- умение задавать вопросы по интересующим видам деятельности.
- Умение выбрать практический вид деятельности для себя:
- подыскать потенциальные места практики;
- исследовать их;
- найти ответы на все интересующие вопросы о месте практики;
- сделать обоснованный выбор места практики.
- Умение исследовать условия практической деятельности:
- подмечать, формулировать и связывать практическую
- деятельность и условия, в которых она осуществляется;
- обсуждать практическую деятельность;
- находить возможности практической деятельности;
- Умение подготовить к деятельности на практике:
- обосновать свою работу на практике в контексте собственных интересов;
- четко определить цели своей деятельности;
- определить и обосновать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике.
- Умение осуществлять свою деятельность на практике:
- планировать свою практическую деятельность;
- целенаправленно осуществлять свою деятельность;
- находить ее плюсы и минусы.
- Умение оценивать результаты практики:
- уметь представить результаты практической деятельности;
- уметь оценить результаты, исходя из первоначальных целей.
- Умение делать выводы их результатов практической деятельности:
- ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта;
- объяснить как положительный, так и отрицательный результаты;
- оценить и изменить свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности.
- Умение установить личностное отношение к практической деятельности:
В современных условиях уже созданы основы проектного обучения. Н. Г. Чернилова (Саратов, 1997) рассматривает проектное обучение как развивающие технологии, базирующиеся “на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний”.
Следует отметить то, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развитие системы образования важно обогатить практику многообразием личностно ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения, который имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Компоненты проектной деятельности:
1. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные знания для решения познавательных и практических задач;
- развивают у себя исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения, развивают системное мышление.
2. Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы нал проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
3. Требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
- теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.
Актуальность применения проектного метода в образовательной области “Технология”.
Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить России процветание и достойное место в мировом сообществе, является первостепенной и весьма актуальной задачей.
Вывести страну на мировые рубежи науки и технологии невозможно без резкого повышения потенциала всех членов общества и особенно – молодежи. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности – это неиссякаемый источник прогресса общества.
В условиях, когда конкурентоспособность становится непременным требованием рынка труда, творческий подход к делу должен быть поистине массовым, помогая молодым людям занять свое место в жизни.
Решению этой приоритетной задачи должна быть подчинена трудовая подготовка учащихся в школе. Вот почему так важно широкое использование метода проектов в обучении технологии. Надо формировать у школьников критический взгляд на существующие технологии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения. При этом могут использоваться самые разные направления пытливой мысли молодых – от улучшения организации рабочего места до разработки какого-либо приспособления, позволяющего выполнить работу качественнее, быстрее, экономнее.
В 1993 году в базисный учебный план общеобразовательных учреждений была введена образовательная область “Технология”. Она способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у молодого поколения жизненно важные основы технологических знаний и умения, применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта. Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации. Она должна обеспечить овладение политехническими и общетрудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства. Эта образовательная область сформирует у школьников представления о перспективах его развития, воспитает нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.
Эти задачи могут быть решены наиболее эффективно лишь при целостной организации учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, а также при использовании в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.
Ведущим в обучении технологии является личностно-ориентированный, активно– деятельный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн– анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты. Особую значимость при этом имеет метод проектов. Он позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в модели, изделии или продукте труда.
Руководство проектной деятельностью школьников для учителя технологии дело в общем-то не новое. Каждый человек в своей практической деятельности постоянно решает различные проблемные задачи, т. е. выполняет своего рода проекты. Учитель технологии на своих уроках во многих случаях, может быть даже и не осознавая того, руководил именно проектной деятельностью. Это происходило тогда, когда школьники под его руководством решали всевозможные конструкторские, конструкторско-технологические задачи, связанные с изготовлением объектов труда. В настоящее время на современном этапе развития экономики в стране учебный предмет “Технология” перешел на качественно новую ступень. Это нашло свое отражение в том, что в программу по технологии введен раздел “Проект”, где систематизировали проектную деятельность учащихся и руководство ею со стороны учителя.
Что же повлияло на такое нововведение? Здесь можно выделить две основные причины.
Во-первых, анализ учебных программ по трудовому обучению показал, что, к сожалению, мало внимания уделялось развитию самостоятельности, инициативы учащихся. Их деятельность в основном носила воспроизводящий характер: учитель показывает, что и как делать, а школьники копируют его действия.
Во-вторых, анализ опыта зарубежной школы показал, что существуют некоторые не практикуемые в нашей стране пути перехода воспроизводящей продуктивной деятельности школьников по мере их развития в творческую, связанную с анализом возможных проблемных ситуаций, формированием новых умений и навыков.
Новый раздел “Проект” в программе по технологии ставит перед учителями ряд новых задач, которые требуют безотлагательного решения:
Как определить содержание проектных заданий для учащихся?
Как подготовить учащихся к их выполнению, раскрывая и развивая их творческие
способности, инициативу, самостоятельность?
Как рационально организовать работу учащихся по составлению и реализации
проекта?
Китайская мудрость гласит:
самая длинная дорога начинается с первого шага.
Ей вторить русская поговорка: велика беда – начало.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, убеждаешься в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможность проявить свою творческую индивидуальность. На помощь учителю здесь приходит умелое использование метода проекта.
Проектная деятельность привлекает нацеленностью на актуализацию имеющихся и формированием новых знаний и умений. Этот метод имеет личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников – индивидуальную, групповую или коллективную.
Не надо забывать, что метод проектов должен органично сочетаться с традиционной методикой обучения: с объяснением, инструктажем, показом, упражнениями и т. д., но выступать в качестве интегрирующего начала. Иначе принцип проектного метода: “От идеи до готового изделия” – останется просто декларативным.
Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев и народными традициями родного края.
Что такое проект?
Проект (от латинского – выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически именуют “прожектами” или “прожектерством”) проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нам нужно сделать для его воплощения в жизнь, т. е. получать, изготовить, создать, построить или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока мы не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные и физические усилия.
Проект – обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект включает в себя выбор цели (что и почему сделать), разработку или выбор рациональной технологии, изготовление и реализацию изделия, продукта. Во время выполнения проектов школьники осуществляют экологическую и экономическую оценку выполненной работы, проводят работу по маркетингу (изучение спроса и предложения на произведенную продукцию и возможностей ее реализации). Все результаты деятельности учащиеся по выполнению проекта фиксируют в виде отчета. Совокупность всех рабочих материалов и само готовое изделие, а также фотодокументы и составляют выполненный творческий проект.
Итак, проект – это творческая задача интеллектуально – практического характера, выполненная учащимися, но под умелым и чутким руководством учителя.
Проектирование – процесс разработки замысла, идеи и его фиксация в какой-либо внешне выраженной знаковой форме – буквенно-цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели, изделии и т. д.
Проект носит комплексный характер, т. е. при его выполнении могут использоваться знания и умения по нескольким разделам программы (например, по обработке материалов, культуре дома, предпринимательству). Не исключается и такая возможность, когда проект выполняется в рамках лишь какого-либо одного раздела. Для выполнения проектов учащимся необходимы теоретические и практические умения и знания из других предметов: изобразительной деятельности (выполнение эскизов к проектам), черчения (построение технологических карт, схем, графиков и т.п.), русского языка для грамотного изложения своих мыслей и выполнения пояснительной записки.
Богданова Мария и Рыбина Анастасия работают
над творческим проектом “Чудесный мешочек”
Метод проектов как способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся.
Метод проектов – способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или их группой под руководством учителя. В образовательной области “Технология” метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими, способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления и творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом при работе с “непослушными” инструментами и “неподатливыми” материалами, “умными” конструкциями и “технологическими” системами.
У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом.
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включение обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает учащихся, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями.
Проектный метод предполагает принципиально новый подход: “Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить”.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает в себя ряд условных этапов.
Характеристика этапов проектной деятельности.
- Первый этап: поисково-исследовательский (организационный).
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта – проблемы. Потребности в проектной деятельности могут возникать всюду: дома, в школе, на отдыхе, в бизнесе и т. д. Они определяют тему проекта и способствуют формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний и умений.
Урок “Работа над творческим проектом “Эмблема города Белово”.
Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого необходимо собрать информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия или конструкции, его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и эффективные режимы применения.
Этот этап включает в себя:
1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы
предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе
с помощью информационных банков, каталогов и других источников, а также
проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
- Определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие.
- Исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки.
- Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем это сначала делается мысленно, а потом практически – в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым “звездочкой обдумывания”. Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного. Внешне это напоминает звезду с расходящимися в разные стороны лучами. В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т. е. название изделия. Оно и записывается в центре листа. А около расходящихся лучей указывается:
- Какие материалы понадобятся при выполнении работы.
- Какие необходимы инструменты и оборудование.
- Каковы форма и цвет изделия.
- В каком стиле оно будет изготовлено.
- Будет ли оформление изделия сочетаться с другими в интерьере.
- Основные этапы его изготовления.
- Основные затраты на изготовление изделия.
“Звездочка обдумывания” позволяет хорошо обдумывать и решать несколько взаимосвязанных вопросов, т. к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала для изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более походящий материал.
- Второй этап: конструкционно-технологический.
Технологический этап включает в себя планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап в “Технологии” является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с репродуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности (продукта труда).
В этот этап входят:
- Составление конструкторской и технологической документации.
- Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделий.
- Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
- Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.
- Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
- Текущий контроль качества выполнения, изделия, операций.
- Третий этап: заключительный – презентационный.
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.
В него вошли:
- Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
- Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставок проектов.
Критерии итоговых оценок | Оценка учителя | Средняя оценка одно- классников |
Самооценка | Итоговая оценка: Д = (А + В + С) : 3 |
1. Соответствие содержание доклада проделанной проектной работе |
||||
2. Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения |
||||
3. Качество проектного изделия | ||||
4. Практическое использование проектного изделия | ||||
5. Качество наглядных материалов (логика изложения, соответствие госту) | ||||
6. Использование знаний из других наук и учебных предметов |
||||
7. Ответы на вопросы | ||||
8. Полнота знаний по технологии (трудовому обучению) |
||||
9. Оригинальность решения проекта | ||||
10. Культура речи |
Успешность выполнения учебного проекта.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите. Сделанное автором проекта 10-минутное сообщение о ходе выполнения проекта, представленный наглядный материал (изделие, документация по его выполнению др.) может быть оценено учителем, одноклассниками и самим автором с помощью таблицы:
В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 – “В докладе этого не прозвучало”, “В проекте это не отражено” до 10 – “Критерий раскрыт полностью”).
Если количество набранных балов:
- От 0 до 44 – ставится оценка “2”;
- От 45 до 69 – ставится оценка “3”;
- От 70 до 84 – ставится оценка “4”;
- От 85 до 100 – ставится оценка “5”.
Творческие проекты, набравшие наибольшее количество баллов, рекомендуются для участия в школьных, а следом городских олимпиадах.
Инна Старченко защищает свой проект на очной олимпиаде
Структура и содержание пояснительной записки к проекту.
При выполнении проекта пояснительная записка позволяет выявить интерес каждого ученика по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Проектная практическая деятельность влияют на индивидуальное саморазвитие, определяет соответствие личных качеств профессиональным требованиям, помогает осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать элементами научной работы, культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается название проекта без слова “тема” и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова “год”).
Оглавление.
Оглавление помещается вслед за титульным листом. В нем приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение.
В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.
Обязательное требование к любой проектной работе актуальность замысла, идеи. Обоснование её включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т. п.).
Главы основной части.
В первой главе основной части проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и материалов по теме.
Во второй главе основной части проекта (поисковой) необходимо разработать
банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно
дать объективную оценку каждому из предполагаемых вариантов, при этом можно
воспользоваться рядом определенных критериев.
Иногда поисковую часть дополняют клаузурой – это сравнительно большой лист
бумаги, на котором представлен свободными рисунками, а также прорисовками
частей, деталей, элементов образа будущего изделия в целом. Лист должен иметь
законченную композицию и выразительность, допускает надписи, выделения цветом,
даже наложения изображений, “рентгеновские рисунки”. В результате определяется
одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.
В третьей главе технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.
Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же представляются проект рекламы и маркетинговое исследование. Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличие рынка сбыта. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснование того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта , сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемых в печать.
Заключение.
В заключительной части пояснительной записки последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
Библиография.
Библиографический список использованной литературы принято помещать после заключительной части. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.
Приложения.
В приложении помещают вспомогательный и дополнительный материал, который загромождает основную часть работы. По содержанию и форме приложения очень разнообразны: это тексты, таблицы, графики, карты, рисунки, чертежи. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение 1” и т. д. Нумерация страниц приложения должна продолжать общую нумерацию основного текста. Связь текста с приложением осуществляется через ссылки посредством слова “смотри” (см. стр. 15, рис. 1).
Стандартные требования пояснительной записки.
Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным или с помощью
компьютера на одной стороне листа белой бумаги желательно формата А4 (210*297).
Число строк на странице не более 40, знаков в строке вместе с пробелами не более
65, наименьшая высота букв – 1,8 мм, обязательно с полями.
Заголовки структурных частей печатаются прописными буквами симметрично тексту.
Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой страницы.
Заголовки разделов печатаются с абзаца строчными буквами, кроме первой
прописной.
Расстояние между заголовком и интервалом должно быть равно 3–4 интервалам.
Каждую часть работы следует начинать с нового листа.
Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего
замысла по тщательно продуманному плану. Все иллюстрации в проекте должны быть
пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной.
Если иллюстрация всего одна, то она без номера. На иллюстрации по тексту
делаются ссылки, указывая их порядковые номера (рис. 1, рис. 2). Все иллюстрации
снабжаются соответствующей ее содержанию и тексту подписью.
Чертежи рабочие выполняются в соответствии с правилами черчения и требованиями
ЕСКД, а чертежи – иллюстрации к пояснительной записке выполняются упрощенно.
Технические рисунки – выполняются в аксонометрии с указанием точных размеров.
Фотография – достоверное средство наглядной передачи действительности, научный
документ для точного изображения предмета или явления.
Схема – это изображение, выполненное условными обозначениями без соблюдения
масштаба. Она показывает взаимосвязь главных элементов
Требования к ученическому проекту.
Учебные проекты выполняются учащимися с1-го по 11-й класс.
Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
В результате выполнения проектов у школьников воспитываются трудолюбие, Способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределении и самореализации.
Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения в данном классе, кроме 9-го, где может быть выбрана любая из тем по технологии, изучаемых в основной школе. Проекты учащихся 10-11-го классов соответствуют профилю их обучения. Некоторые проекты могут быть интегрированными, т. е. наряду с технологией могут охватывать содержание и других учебных предметов.
Выбранная учащимися тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учителю технологии необходимо распределить обязанности между учащимися и определитьответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Оценка проекта производится комиссией, состоящей из представителей администрации школы, учителей – предметников, педагогов дополнительного образования, специалистов – профессионалов из других организаций (по тематике проекта). Выполненные проекты оценивается по 3-балльной системе: “Отлично”, “Хорошо”, “Удовлетворительно”. В случае невыполнения проекта учащийся получает оценку “неудовлетворительно”. При наличии уважительной причины комиссия может принять решение о переносе срока защиты проекта на более поздний срок.
Свой творческий проект “Юбилейный торт “Белово” представляет
представляют ученики 11 “Б” класса
Методические рекомендации ученику по выполнению учебного проекта.
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его,
привлекай к работе родителей, друзей и других людей.
2. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
3. Выполняй проект в следующем порядке:
- Выбери с помощью родителей и учителя тему;
- Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи )
- Спланируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
- Выполни теоретическую и практическую части работы;
- Внеси коррективы в теоретическую часть проекта по результатам выполнения изделия;
- Напечатай графическую часть проекта;
- Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
- Защити проект.
4. Используйте в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы,
книги и т. п., а также материалы музеев и выставок.
5. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер,
видео-аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, сеть Интернет.
6. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, стараясь связать ее с
выбранной профессией.
7. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
8. Всегда помни об экологии своего города и своем здоровье.
9. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт.
10. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
11. Не стесняйся по всем вопроса обращаться к руководителю проекта.
Вопросы в помощь проектанту для самооценки изготовленного изделия и себя, как его создателя:
- Удовлетворяет ли изделие поставленной цели?
- Были ли выполнены все пункты содержания? Перечислите их.
- Если были внесены изменения, то какие? Обоснуйте их.
- Критическая оценка изделия другими людьми.
- Четко ли сформулирована цель проекта?
- Что конкретно дало проведенное исследование
- Насколько точно составлено содержание?
- Следует ли дополнить или уточнить содержание?
- Насколько точно описан технологический процесс?
- Следует ли дополнить или уточнить технологический процесс?
- Какие идеи появились в результате дополнения и уточнения?
- Насколько обоснован сделанный выбор?
- Достаточно ли проработана идея?
- Может ли выполненный вами чертеж или эскиз быть использован другими
- Качественно ли выполнено изделие?
- Что можно улучшить в выполненном изделии?
- Можно ли и в дальнейшем разрабатывать этот проект
- Насколько рационально использовано отведенное для выполнения проекта время?
- Какие знания и умения дополнительно приобретены?
Возможные критерии оценки проекта.
1. Оригинальность темы и идеи проекта
2. Конструктивные параметры:
- соответствие конструкции назначению изделия;
- прочность, надежность, оригинальность;
- удобства использования;
3. Технологические критерии:
- соответствие документации;
- оригинальность применения и сочетания материалов;
- соблюдение правил технике безопасности;
4. Эстетические критерии:
- композиционная завершенность;
- дизайн изделия;
- использование традиций народной культуры;
5. Экономические критерии:
- потребность в изделии;
- экономическое обоснование;
- рекомендации к использованию;
- возможность массового производства;
- реклама изделия (при защите проекта);
6. Экологические критерии:
- наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия;
7. Информационные критерии;
- стандартность проектной документации;
- использование дополнительной информации;
Готовые изделия должны быть снабжены: этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.
Если учебный проект выполняется несколькими учащимися, то прилагается список работ, выполненных каждым из них в отдельности.
Проекты учащихся 7-го класса представляются в рукописном виде, а 8–11-го – напечатанными на компьютере.
Все выполненные проекты демонстрируются на выставке детского творчества в школе. Лучшие работы отмечаются жюри.
Выпускники 9 и 11 классов могут выбрать для итоговой аттестации учебный предмет “Технология” в форме защита творческого проекта. Темы для итоговой аттестации выпускники выбирают сами, по своему желанию за весь курс обучения в школе по курсу “Технология”. Однако темы должны быть утверждены руководителем проектов с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
Уголок проектов.
Естественно, что не каждый школьник способен сам выбрать тему проекта.
В связи с этим у учителя должен формироваться “банк идей”, “банк проектов” – перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения.
В учебной мастерской необходимо оборудовать “Уголок проектов”, где могут быть размещены следующие материалы:
- “Положение об ученическом проекте по “Технологии”.
- Примерная программа раздела “Проекты по “Технологии”.
- Тематика проектов, “Банк идей”.
- Методические рекомендации ученику по проектированию.
- Образцы выполнения проектов, изготовленные школьниками.
- Победители олимпиад по “Технологии”, грамоты и дипломы.
Тренировочные упражнения для оценки готового изделия.
Задание 1: Выбери лучший вариант изделия (продукта) и обоснуй свой выбор по пятибалльной системе
Параметры оценки |
Модели | ||
1 | 2 | 3 | |
Удобность | |||
Простота в исполнении | |||
Экономичность | |||
Эстетичность | |||
Прочность | |||
Дополнительные качества | |||
Сумма балов |
Заключение.
Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний
учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе,
я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формирование
интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение
знаниями и умениями, но и возможность проявить свою творческую индивидуальность.
На помощь учителю здесь приходит умелое использование метода проекта.
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса
обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются
современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их
индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только
конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные
конструкторско-технологические и технические задачи.
Ведущим в обучении технологии является личностно-ориентированный,
активно– деятельный, комплексный подход к учащимся, в процессе которого
используется широкий спектр проблемных, поисковых, исследовательских методов,
дизайн– анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения
по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в
действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы,
сельскохозяйственные опыты.
Метод проектов имеет педагогическую ценность. Он есть учебное средство, дающее
учителям педагогический инструментарий, а учащимся – жизненно-практическое
умение, полезное независимо от выбранной профессии, специальности и дальнейшей
карьеры.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в
процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.
д.
Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к
проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Список литературы.
- Симоненко В.Д. Программа 1–4, 5–11. М., 2001.
- Капустин В. С. Выполнение проектов… Елабуга. 1995.
- Павлова М.Б. О проектном подходе… 1993. Журнал № 5, с. 43.
- Самородский П.С. Основы разработки творческих проектов. Брянск. 1995.
- Капустин В.С. Школа и производство. 1998. Журнал № 1, с. 15.
- Литова З.А. Школа и производство. 1999. Журнал № 1, с. 28, 51.
- Леонтьева М.Р. Школа и производство. 2000. Журнал № 6, с. 6.
- Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информац… Киров, 1998.
- Сафрис О.М. Школа и производство. 2001. Журнал № 1, с. 54.
- Гилева Е.А. Школа и производство. 2001. Журнал № 4, с. 25.
- Крылов А.В. Школа и производство. 2002. Журнал № 1, с. 5, 14, 21.
- Муравьев Е.М. Школа и производство. 2002. Журнал № 6, с. 15, 52.
- Маркуцкая С.Э. Школа и производство. 2003. Журнал № 2, с. 11, 48, 53.
- Ретивых Е.М. Школа и производство. 2003. Журнал № 3, с. 24.
- Дневник олимпиады. Школа и производство. 2003. Журнал № 6, с. 2.
- Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2001, с. 271.
- Иванова М.В. Школа и производство. 1997. Журнал № 6, с. 46.
- Бухтиярова И.Н. Школьные технологии. 2000, с. 108.
- Лебедева Л.И. Школьные технологии. 2000, с. 116.
- Новикова Т.А. Школьные технологии. 2000, с. 43.