Урок-путешествие в литературную страну. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Создать условия для :

  • Обобщения знаний учащихся по разделу “ Поэтическая тетрадь 1”
  • Понимания учащимися понятия эпитета
  • Развития познавательных и творческих способностей учащихся
  • Развития связной речи, памяти, внимания
  • Создания эмоционального фона, способствующего обстановке сотрудничества
  • Развития эстетических чувств

Ход урока

Структура Действия учителя Направление действий учеников Методический комментарий
I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Речевая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа по теме

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтение изученных стихотворений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

VI. Продолжение работы по теме

 

 

 

 

VII. Итог

– Здравствуйте! К уроку готовы все? Садитесь.

– Вы любите путешествовать?
– Что значит “путешествие”?
– Как можно путешествовать?
– Что необходимо путешественнику в первую очередь?
– Как считаете, почему я вас спрашиваю о путешествии?
– Верно. Мы совершим путешествие. Но для начала изучим карту.
– Куда же мы совершим путешествие?
– В какой уголок страны мы отправимся?
– Почему именно в Уголок поэзии?.

 

– Посмотрите, как нам попасть в Уголок поэзии?
– Верно. А на дорогу загадок мы сможем попасть только через речевую разминку

1. – Прочитайте “жужжащим” чтением
– Прочитайте шепотом.
– Что напоминает вам чтение шепотом?
– Какой звук отрабатываем?
– А теперь куда держим путь?

2. Чтение загадок:
– Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки. Тихо. Холодно. Бело.
– Снег сошел, запахло прелью,
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью всем семейством строят дом.
– В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка,
Из-за речки дождь идёт.
– Над землёй туман клубится,
Сквозь туман плывет рассвет.
Кто-то тихо-тихо кистью
Красит листья в желтый цвет.

– Как же связаны времена года с Уголком поэзии?

– Давайте вспомним фамилии, имена, отчества поэтов, которые написали эти замечательные стихи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель показывает колосок.

– О чем напоминает вам тот колосок?

 

– Кто автор этих строк?
– Рассмотрите картину И. Шишкина
– Что изображено на ней?
– В какое время года она нас уносит?
– Эта картина называется “ Рожь”

Учитель показывает лист березы

– О чем напоминает этот листочек?
– Кто автор стихотворения?

– Какое настроение передает картина?

– Какая пора осени изображена?

Учитель показывает прялку.

– Откуда у меня эта вещь?

– Кто автор стихотворения?

– Найдите и прочитайте отрывок из стихотворения “Детство”, где описывается крестьянская семья.

– Посмотрите на картину А. Пластова “Первый снег”.

– Какое настроение передает художник?

– Чему радуются дети?

 

– После зимы в наши края приходит весна. Природа оживает.

Учитель показывает ковыль.

– Из какого стихотворения этот предмет?

– Кто автор этих строк?

– Найдите и прочитайте отрывок, где поет упоминает про ковыль.

– Как картина Е. Зверькова передает настроение весенней степи?

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает , ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Словно пеленою
Всё его одело.

– Закройте глаза, сосчитайте до пяти.
– Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз (голову не поворачиваем)
– Нарисуйте глазками восьмерку.

 

– Найдите в стихотворении рифмы

(Слайд 10)

– Вспомните, что такое рифма.
– Как поэт описывает снег?
– Такое описание предметов называется эпитетом.

– Какие вопросы можно поставить к эпитетам?

Найдите эпитеты в четверостишиях

– Наше путешествие подходит к концу.
– Я прошу вас подобрать эпитеты к нашему уроку.
– спасибо за добрые слова

Садятся на свои места


–Да, любим.
– Куда-то ехать, что –то смотреть.
– Путешествовать можно пешком, на транспорте, во сне, мысленно.
– Путешественнику необходима карта.
– Мы совершим путешествие.
– Мы совершим путешествие в Литературную страну
– В Уголок поэзии.
– На прошлых уроках мы работали с разделом “Поэтическая тетрадь1”.
Сегодня будем вспоминать стихи , которые учили на прошлых уроках.
– Нам надо пройти по Дороге загадок

 

Дети читают
– Шуршанье листьев
– Отрабатываем звук “Ш”.
– На Дорогу загадок.

 

 

– Это зимой бывает.

– Это бывает весной.

 

 

– Это бывает летом.

 

– Это осень

 

 

– В Поэтической тетради читали стихотворения о временах года

Тютчев Федор Иванович
Фет Афанасий Афанасьевич
Никитин Иван Саввич
Суриков Иван Захарович

 

 

 

 

 

 

 

– Этот колосок напоминает стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой…”
Выразительное чтение стихотворения учащимся
– А. А. Фет

– На картине изображено поле, сосны, дорога уходит вдаль.
– Картина уносит нас в лето.

 

– Напоминает об осени, а еще о стихотворении “Листья”
– Ф. И. Тютчев.
Выразительное чтение стихотворения “Листья”
– Спокойное, светлое. хорошее.
– Изображена золотая осень

Это прялка. Из стихотворения “Детство”

– И. З. Суриков

Выразительное чтение отрывка

 

 


– Настроение радости, восхищения.
– Дети радуются первому снегу. Приходу зимы.

 

 

 

– Полно степь моя спать беспробудно.
– И. С. Никитин

Выразительное чтение отрывка

 

– Голубое небо, зеленая степь, цветы. Вся природа радуется приходу весны.

 

Дети выполняют движения.

 

 

Выполняют упражнения

 

 

– Кружится – ложится,

Забелело – одело

– Рифма – созвучие стихотворных строк в конце.

– Снег белый , пушистый

– Какой? Каким?

– разноцветным огнём
– безлюдный простор
– Из –под чёрных кудрей

– Урок интересный, урок веселый, урок хороший.

 

 

 

 

Презентация. Слайд 1.

 

 

 

 

Слайд 2.

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

Работа в парах
Карточки № 1
Правильно соединить имена, отчества и фамилии писателей

Слайд 4.


Слайд 5.


 Проверка выполнения заданий

Слайд 6.

 

И. Шишкин “Рожь”

 

 

Слайд 7.


Б. Щербаков “Ранний октябрь”

Слайд 8.

 

А. Пластов “Первый снег”

Слайд 9.

 

Е. Зверьков “Луг цветет”

Слайд 10.

 

 

 

 

Зарядка для глаз

 

 

Слайд 11.

Эпитет даёт яркое образное
представление о предмете и
часто передаёт отношение
автора к тому, что он изображает.

Работа в парах
Карточки №2

 

Проверка задания