Цель урока:
- познакомить с письменным умножением и делением трёхзначного числа на однозначное,
- совершенствовать вычислительные навыки,
- формировать умение решать задачи изученных видов.
Задачи:
- Развивать навыки взаимодействия.
- Развивать логическое мышление.
- Формировать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Подготовка кабинета:
1. Парты расставлены таким образом, что составляют "лабиринт", но не затрудняют общение в группе.
___________
-- -- -- -- -- 1 гр.____________
-- -- -- -- -- -- 2 гр._____________
-- -- -- -- -- -- -- 3 гр._____________
-- -- -- -- -- -- -- 4гр.
2. Презентация урока (сменные слайды)
а)
Лабиринт
- В Древней Греции и Египте - большое здание, дворец с множеством комнат и запутанными переходами;
- Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда.
б)
Тема урока: Умножение и деление трёхзначного числа на однозначное.
3. Тренажеры (групповой, индивидуальные)
4. Карточки с задачей для каждой группы.
5. Перфокарты.
Ход урока
1. Орг. момент (3 минуты)
- Наш урок пройдёт в форме "Лабиринта" (слайд №1)
- Чтобы познакомиться с умножением и делением трёхзначного числа на однозначное, совершенствовать вычислительные навыки и формировать умение решать задачи изученных видов, мы отправимся в лабиринт. (слайд № 2)
- А что это такое? (обращаемся к слайду со словарной статьей № 3).
- Путешествовать по лабиринту мы будем вместе с домовёнком Бу. (слайд № 4)
- Преодолевая препятствия, мы должны помочь ему добраться до домика Мышонка. Долгий путь нам будет освещать солнце, а преодолеть препятствия нам помогут наши знания. На выходе из лабиринта нас ожидают "5" и "4" как высшая награда за знания, умения и навыки.
Итак, мы отправляемся в путь.
Счастливого пути!
2. Устный счёт.
- У входа в лабиринт (слайд № 5) Препятствие №1 "Гимнастика для ума" домовёнка встретила жительница волшебной страны "Математика". Она предложила ему выполнить её задания. Поможем домовёнку?
Чтобы преодолеть препятствие, давайте вспомним теоретический материал.
1-й приём "Спрашивай - отвечаем"
Ученик зачитывает вопрос на знание правила, учащиеся дают ответ.
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
2-й приём "Эссе"
Рассказать о площади.
- Я - площадь. Я обозначаюсь английской буквой S. Мои единицы измерения: см2, м2, км2 и другие. Мои друзья - длина и ширина.
Мои формулы: S= а * в (для прямоугольника), S= а * а (для квадрата). Меня можно найти и при помощи палетки.
3-й приём "Догадайся!" (слайды № 6, 7)
Р = (а + в) ?
? = а * в * с
Препятствие№2 "Блиц-турнир" (решение задач) (слайды № 8, 9, 10, 11)
- Витя наклеил на 6 листов по 8 марок, а Саша - на 8 листов по 6 марок. У кого марок меньше?
- В зале кинотеатра можно расставить 10 рядов стульев, по 9 стульев в каждом ряду. Привезли 84 стула. Хватит ли этих стульев или нужно привезти ещё?
- Купили в шоколадок, каждая шоколадка стоит с тенге. Сколько денег заплатили?
- Юбка стоит d тенге, а платье - в 3 раза дороже. Сколько денег заплатили за покупку?
3. Подготовка к изучению нового материала.
Препятствие №3 "Гонка за лидером" (1 мин.) (слайд № 12)
- Ребята, смотрите, с нашим домовёнком случилась беда. Надо его срочно выручать. Кто же первый поспешит ему на помощь?
Задание: работа с перфокартами (решить за одну минуту как можно больше примеров на табличное умножение и деление. Кто решит больше, тот и спаситель.) (Приложение 1)
Самопроверка.
4. Изучение нового материала. (слайды № 13, 14)
5. Закрепление изученного.
Препятствие № 5 "Найди ошибку!" (слайд № 15)
- Домовёнок проголадался и решил зайти в магазин. И опять на его пути препятствие. Чтобы купить яблоки, ему надо найти ошибку в примерах
Обращаю внимание на то, что в решении и записи примеров допущены ошибки. Задача группы не только найти ошибки, но и решить пример правильно, сделав проверку.
6. Музыкальная физминутка. (слайд № 16)
7. Повторение пройденного материала.
Препятствие № 6 "Не ошибись". Работа в группах. (слайд № 17)
- И снова наш домовёнок в опасности. Он заблудился в волшебном лесу. Чтобы его спасти, он просит помочь ему прочитать и решить задачу.
Приём "Дистанционный диктант"
Листки с текстом задачи для каждой группы прикрепляются к стене как можно дальше от команды, которой соответствуют. Один доброволец от каждой группы становится гонцом. Он может подходить к тексту (сколь угодно часто), читать задачу, не делая никаких записей, а затем, вернувшись к группе, диктовать условие для составления краткой записи. Группы соревнуются: побеждает та, которая быстрее и правильно решит задачу.
С.165 № 2
Препятствие № 7 "Сосчитай-ка" (слайд № 18)
Задание: Работаем по тренажёру. Каждый ученик группы решает по 3 примера из тренажёра и потом находят общую сумму.
Препятствие № 8 " Думай-ка" (слайд № 19) с. 165 № 4
Приём "Сочинение по опорным словам"
Препятствие № 9. Дифференцированная работа (решение уравнений) (слайды № 20, 21)
Задание для сильных: составить уравнение сложной структуры и решить его.
*Разность чисел неизвестного числа и 17 равна сумме чисел 35 и 21.
Задание для средних: решить уравнение сложной структуры 5 * х = 17 + 18
Задание для слабых: решить уравнение 18 : х = 3
8. "Релейная домашняя работа".
Задание: из 10 предложенных задач решить на выбор две.
9. Итог урока. (слайд № 22)
- Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем оценки и видим: "По труду и честь"
10. Выставление оценок (слайд № 23)