Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.п. Обычно мы это делаем не задумываясь.
Основной целью урока является формирование у учащихся основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. При работе на данном уроке учащиеся будут: строить блок-схемы несложных алгоритмов; использовать школьный алгоритмический язык для описания алгоритмов; работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; составлять несложные программы решения вычислительных задач; осуществлять отладку и тестирование программы.
Учащиеся на данном уроке знакомятся со способами представления алгоритмов; основными алгоритмическими конструкциями (следование, ветвление, циклы и т. д.), правилами их записи и особенностями исполнения; системами допустимых действий учебных исполнителей алгоритмов; основными способами организации данных. Обучение с использованием среды программирования развивает алгоритмическое и логическое мышление в естественной для этого обстановке; дает опыт работы с разными моделями; знакомит с общими принципами и методами программирования, что позволяет учащимся адаптировать приобретенные навыки при освоении других программных сред.
Говоря о необходимости развития алгоритмического мышления ребенка, а также реализации его творческих способностей, следует признать, что для этого необходимо создать ему соответствующие условия и предоставить возможность участвовать в проектной деятельности. Учащиеся на данном уроке должны будут провести небольшую исследовательскую работу по теме: «Знал ли Пушкин алгоритмы?», предварительно познакомившись с темой «Составление алгостихов на языке блок-схем».
Девиз нашего урока: «…Научить невозможно… можно только научиться!»
Цели урока:
- Повторение, закрепление и проверка знаний и навыков учащихся по темам “Следование и ветвление”;
- Стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом.
- Воспитание у учащихся самостоятельности.
- Развитие логического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
- Развитие навыков использования компьютера для решений задач различного класса.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – совершенствование навыков составления, оформления линейных, разветвляющихся алгоритмов и программ на языке программирования Basic.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование:
- Карточки с заданиями.
- Компьютеры с установленной на них программой Basic.
- Компьютеры с доступом в сеть Интернет
Основные организационные формы обучения на уроке:
- фронтальная работа с классом;
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Знания и умения:
- Учащиеся должны знать виды отношений между величинами;
- понятия простых и составных условий и способы их применения для записи команд ветвления;
- уметь применять к условиям основные понятия алгебры логики;
- должны любую задачу, связанную с ветвлением, уметь решать с применением всех этапов решения задач на ЭВМ;
- уметь записывать алгоритм на языке блок-схем и на школьном алгоритмическом языке;
- уметь исполнять алгоритм “вручную”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока.
– Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
Сегодня мы проведем с вами урок информатики по теме «Составление алгоритмов и программ с использованием конструкций следование и ветвление».
Это очень важная тема. Ум в порядок приводит,
так же как и математика. Все, с чем вы столкнетесь
на сегодняшнем уроке, пригодиться для изучения
различных предметов, не только информатики. Тема
алгоритмизация развивает логическое мышление,
воспитывает аккуратность, четкость выполнения
заданий.
Любой язык программирования опирается на три
кита: следование, ветвление, повторение
(цикл). Мы с вами познакомились пока только с
двумя типами алгоритмов (какими?):
1. Следование;
2. Ветвление.
– Сегодня на уроке мы как бы обобщим наши
знания по этим двум темам:
- напишем программы на языке программирования Бейсик,
- выполним задания, которые предлагаются в ГИА по информатике (т.к. некоторые ребята будут сдавать экзамен в этой форме),
- выполним тестовые задания в сети Интернет (что называется on-line),
- проведем некоторое исследование, на мой взгляд, очень интересное, связанное с вашими знаниями по литературе.
– Приступаем.
II. Всесторонняя проверка знаний.
Подготовка к активному и сознательному усвоению
нового учебного материала.
(2 группы детей. - 5 минут)
– Перед вами листочки с таинственными числами. Под каждым числом либо изображена геометрическая фигура, либо написан оператор. Вы должны ответить на вопросы, найти верный ответ и записать числа, соответствующие ответу, в таблицу:
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
– Под этой последовательностью чисел зашифровано одно слово. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером,расшифруйте. Дайте определение.
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Листочки с геометрическими фигурами и операторами языка программирования Бейсик
1 | 13 | 4 | 16 | 18 | 10 | 20 | 14 |
INPUT | CLS | END |
Вопросы:
1. Эта геометрическая фигура
используется в блок- схемах для обозначения
начала и конца алгоритма.
2. Данная геометрическая фигура
используется в блок-схемах для обозначения
любого вычисления.
3. Для вывода данных на экран в
Бейсике используется этот оператор.
4. Этот оператор используется для
ввода данных с клавиатуры.
5. Для очистки экрана в Бейсике
служит этот оператор.
6. Для проверки условия
используется эта фигура
7. Ввод-вывод данных на экран
обозначается этой геометрической фигурой.
8. Этим оператором заканчивается
любая программа.
Ответ:
Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | Вопрос 6 | Вопрос 7 | Вопрос 8 |
1 | 13 | 4 | 16 | 18 | 10 | 20 | 14 |
а | л | г | о | р | и | т | м |
Алгоритм – это
последовательность действий, которую должен
выполнить исполнитель для достижения конкретной
цели.
– Всем нам хорошо известно понятие алгоритма.
Представьте себе, что в незнакомом городе Вам
нужно попасть на вокзал. Если Вы спросите, как
туда проехать, то получите ответ типа: “Пройдете
до следующего перекрестка и сядете там на
автобус №17. Проедете на нем две остановки в
сторону центра и пересядете на троллейбус №6 до
конечной остановки”. (ВОПРОС: Какой это тип
алгоритма? ). Это типичное следование,
т.е. совокупность действий, выполняемых
последовательно, друг за другом. Нельзя
выполнить очередную инструкцию прежде, чем будет
выполнена предыдущая. А если прозвучит следующий
ответ: “Если подойдет автобус №12, то доедете им
до вокзала без пересадок, иначе проедете любым
транспортом три остановки до универмага и сядете
там на автобус №23 ...”.
(ВОПРОС: Какой это тип алгоритма?)
В этом случае Ваши действия зависят от того,
какой автобус первым подойдет к остановке.
Данные Вам инструкции будут содержать ветвление.
Такой алгоритм обязательно содержит
условие и, в зависимости от результата
выполнения условия, происходит выбор действия.
Например: (попросить детей привести
примеры алгоритмов из жизни различных типов)
Если день рабочий, то идем в
школу, иначе будем отдыхать.
Если родители деньги дадут, то
идем на дискотеку, иначе будем смотреть
телевизор.
Таких примеров мы можем привести много из
обычной жизни и наук.
К примеру, математика: Если у
равностороннего четырехугольника углы прямые, то
назовем его квадратом, иначе
назовем его ромбом.
Как можно записать алгоритмы? Словесно – на
естественном языке, при помощи блок-схем –
графически, программой – при помощи операторов
языка программирования.
На доске выбрать формы записи алгоритмов
1.
2.
3.
10 CLS
20 INPUT “введите значение X”; X
30 IF X>5 THEN Y=X^2 ELSE Y=5-X
40 PRINT “Y=”; Y
50 END
4.
1. задать значение А,В
2.если А>=В, то п.3, иначе п.4
3. x:=A*b
4. x:=A+B
5. Вывод х
6. конец
III. Самостоятельная работа
Приложение 1 – задачи выполняются на компьютере.
Приложение 2 – задачи выполняются в тетради.
Проверка заданий по презентации и выставление оценок самим учеником себе – самопроверка. (Презентация)
IV. Работа в Интернете. Решение тестов ON-LINE (для тех, кто сдает ГИА)
- Зайти на сайт с адресом http://www.klyaksa.net/test_online/
- Ваше имя
- Выбрать 8 Алгоритмы
- Ввести свою фамилию в окошко
Ваше имя - Начать тест
- Нажать кнопку
Проверить - Получить оценку и сообщить её учителю.
V. Усвоение новых знаний. Новая тема «Алгостихи»
(Отработка навыков на составление блок-схем на примере стихов)
– Сегодня я хочу вас познакомить с составлением алгостихов на языке блок-схем.
– Почему даже на информатике можно использовать стихотворный материал? Потому что в стихах быстро запоминаются различные правила (стихотворение – это текст, который делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части).
«Чтоб с компьютером дружить,
Надо правила учить:
Не шуметь и не ходить,
Только тихо говорить,
Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки здесь не нажимать!»
Стихотворение – это текст рассчитанный на запоминание и повторение.
Как показывает опыт, стихотворные фрагменты или рифмованные строки , особенно прочитанные хором, позволяют безошибочно запомнить новые понятия и правила.
1. Каждый охотник желает знать …
2. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали …
3. Глаголы-исключения: смотреть, обидеть, видеть, терпеть и ненавидеть, вертеть, дышать, держать, зависеть, слышать, гнать.
Разобрать тему на примере стихотворений (Приложение 3)
– А сейчас вы поработаете немного исследователями поэзии А.С. Пушкина. Знал ли Пушкин алгоритмы? На этот вопрос вам предстоит ответить. (Приложение 4)
VI. Домашнее задание
Разгадай кроссворд (Приложение 5)