Проблема: «Жить или курить?»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.
Цели урока:
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помощь развивать познавательный интерес к вычислению процентов.
- Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты»на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.
- Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?».
- Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».
Аннотация к уроку
Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок-проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.
Урок-проблема, или урок-обсуждение с конкретно заданным проблемным вопросом широко используется средство обучения, воспитания и развития учащихся.
Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам-проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.
Правила урока-проблемы (урока-обсуждения) должны учитывать цели урока и индивидуальные возможности учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятий верного решения.
Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути морального и умственное удовлетворение.
Данный урок-проблема разработан в соответствии с требованиями личностно ориентированного урока. В нем созданы условия самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор учащихся.
Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его,
обсуждая проблему для человечества –наше
будущее, здоровое человеческое будущее без
вредных привычек,
Одной из которых является пагубная привычка –
курение.
Большинство ученых стран Запада, исследуя
отравляющее действие табачного дыма на организм
человека, пришли к выводу, что курение – опасный
враг для здоровья и жизни человека. В развитых
странах мира за последние 30 лет курящих стало
меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего
явно не происходит в нашей стране. У нас
количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не
предел.
Можно смело сказать, и я думаю, что большинство
скажет: «Это модно».А мы давайте подумаем – модно
ли это?
А может быть стоит задуматься над проблемой
«Жить или курить?»
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на
уроке, решая задачи на нахождение процентов,
закрепив тему «Проценты».
II. Повторение ранее изученного
1. Устный счет
Учитель: Проведем «зарядку для ума» (учащиеся отвечают «цепочкой»):
А) Прочитать число и представить в виде процента.
На доске записан ряд чисел (дробей):
0,5; 0,17; 1,01; 0,017.
Б) Следующий ряд чисел – процент представить в виде дроби:
1,3%; 4%; 25%; 1,3%;112%;50,3%.
Помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.
Задача №1 (Приложение 1, слайд 4)
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите %содержание ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, – в одной сигарете, если никотина 2%,а синильная кислота составляет часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляетот количества табачного дегтя, полоний 210 составляет от количества окиси углерода.
Формула химических веществ: (Приложение 1, слайд 5)
СО2 – окись углерода
НСN – синильная кислота
РО210 – полоний 210
(У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.)
2. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний. Например? (Обсуждение вопроса всем классом. Ученики отвечают на вопрос и проводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног. Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят? Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)
3. Учитель: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте. (Ученики предъявляют информацию.)
Задача №2. (Приложение 1, слайды 10, 11, 12, 13)
Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 91 мальчик и 85 девочек.
Учитель: Вывод: ученики школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.
4. Устная работа. Обсуждают всем классом
Задача №3 (Приложение 1, слайды 15, 16, 17)
При проверке состояния здоровья группы школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?
Учитель: Ну и как же вы думайте, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо (махи руками).
Закачалось деревцо (наклоны в стороны).
Ветерок все тише, тише (приседание).
Деревцо все выше, выше (потягивание вверх с прыжком).
Задача №4 (Приложение 1, слайды 20, 21, 22)
Курящие дети сокращают жизнь на 15%.Определите,какова продолжительность жизни(предположительно) нынешних курящих детей. Если средняя продолжительность жизни в России 56 лет.
(Обсуждают, стоит ли начинать курить, если срок жизни укорочен.)
5.
Учитель: Как вы думайте. Кто является
примером подражания?
Ученики: В первую очередь – взрослые и,
конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях
курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными
заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие
дети более раздражительны.
Задача № 5 (Приложение 1, слайды 24, 25)
Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300
г.Если у ребенка отец курит, то его вес будет
меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше
на 300 г.
Определите, сколько % теряет в весе
новорожденный, если:
а) курит мама;
б) курит папа.
Ученики: Согласимся с тем что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.
Учитель: Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. В мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример.
Задача № 6. (Приложение 1, слайд 31, 32, 33, 34 )
Если хорошая секретарь-машинистка курит, то на
странице печатного текста в 800 знаков у нее будет
4% ошибок.
Сколько сделает ошибок машинистка на этой
странице?
Сколько будет у нее ошибок на странице, где
знаков в 1,5 раза больше? (Решают коллективно, у
доски ученик.)
(Приложение 1, слайды 35, 36)
Учитель: Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%.В1998 году из 100 мужчин курили 80,а из 100 женщин – 40,ну а к 2002 году – мужчин 90 человек, женщин – 45.
III. Обсуждение – вывод ученика
Учитель: Огромный вред курильщик
наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в
течение 8 часов в накуренном помещении
равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный
дым «эффективен» в радиусе 10 м от дымящей
сигареты.
Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х
годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной
компании проработала в комнате с 4 курящими
мужчинами, результатом чего стало заболевание –
рак легких. На основании решения суда компанию
принудили выплатить родственникам умершей
денежную компенсацию.
(Сообщение ученика)
Учитель: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.
(Сообщение ученика)
Учитель: Всемирная Организация
Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право
некурящих на чистый воздух выше права курящего
на курение».
Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом
«Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что
необходим каждому из нас.
IV. Инструктаж домашнего задания
Задача: Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 рублей (в месяце – 30 дней).
Вредные советы: (Приложение 1, слайды 42, 43)
Учитель: На этом у нас все задания
закончились, мы ответили на поставленные вопросы
и решили задачи на определение процента и
процентного соотношения.
Осталось нам сделать вывод, который необходим
каждому из нас «Модно? Полезно? Стоит ли начинать?
А все-таки жить или курить?»
(Предлагаются ответы на поставленные учителем вопросы).
V. Рефлексия
– Что было новым, неожиданным на уроке?
– Что заполнилось больше всего?
– Над чем хочется поразмышлять?
– То, что узнали на уроке вы будите
пропагандировать в жизни?
VI. Итог урока!
Вот закончился урок
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился
На уроке отличился!