Дидактические игры по развитию и формированию фонематических процессов

Разделы: Логопедия


Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой.

А. Эйнштейн

Да, да, вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспринимают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и соображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.

Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека, – собирания своего «я». Игры – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Говоря словами одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака,   «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Игрою можно диагностировать, познавать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.

В деле воспитания слуховой дифференциации той или иной пары звуков самым важным является подчеркивание всеми возможными способами имеющихся между этими звуками различий. Ребенка необходимо убедить в том, что здесь не один, а два разных звука. На первых порах лучше опереться на какие-то более сохранные у него функции, в частности на зрение. Ведь любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произнесении. Именно в силу различного положения этих органов и «получается» это разное звучание. Поэтому и нужно сначала привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции, а не начинать сразу с различения звуков на слух.

Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, начинается с формирования фонематического слуха и проводится по следующим этапам:

  • предварительный этап;
  • уточнение артикуляции звука;
  • выделение звука на фоне слога;
  • определение наличия звука в слове;
  • выделение звука из предложения;
  • определение звука в связной речи;
  • дифференциация изолированных звуков;
  • дифференциация звуков в слогах;
  • дифференциация звуков в словах;
  • дифференциация звуков в предложениях;
  • дифференциация звуков в связной речи.

В данной статье рассматривается  использование игр в некоторых этапах по формированию фонематического слуха.

Определение наличия звука в слове

Игра «Жемчужные бусы»

Цель: развивать фонематическое восприятие, выделять первый и последний звук в слове, развитие тонкой моторики.

Оборудование. Кружочки из серебристой бумаги с напечатанными словами, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего. Бусинки между собой скрепляются приспособлениями (разогнутыми скрепками). В начале занятия бусинки рассыпаны, прикреплены под сиденьями одного стула.

Логопед. В Италии на фабрике мебели в один из стульев попал десяток редких жемчужин! Когда владелица фабрики проверяла производство, у нее порвались бусы. Они упали  в стул из новой партии мебели, которую в этот момент собирали. В какой именно стул попали жемчужины, не установлено. Но известно, что стулья этой фабрики закупила наша школа. Как сообщают из Италии, хозяйка фабрики срочно вылетает в Уфу. И этот стул находится здесь. Найдите этот стул.

Ребенок находит «бусы» в одном из стульев. Теперь их нужно на нить нанизать. Другой ребенок раскладывает бусины на столе. Во избежание путаницы не должно быть слов с одним и тем же звуком в начале. Логопед прикрепляет сначала определенную бусину. Дети читают слова, выделяют последний звук, после чего находят где этот звук стоит в начале слова, прикрепляют следующую бусину. И так до тех пор, пока все бусинки не будут нанизаны.

Логопед. Ну что же, молодцы, вы все бусы собрали. На тонкую ниточку их нанизали. Но до того, как хозяйке вручить нам нужно слова еще раз повторить.

Дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.

«В шкатулочку сложим мы их аккуратно
И хозяйке отправим обратно»

Детям гораздо интереснее нанизывать бусинки хозяйке, чем просто определять первый и последний звук в словах. Внимание удерживается долгое время.

Картинки: арбуз-забор-рак-камыш-шарф-фикус-самокат-том-мяч-чемодан-нож-жаба.

Слова: аист-телефон-новосел-леденец-царство-овощи-иволга-абрикос-сахар-родник-костюм-матрос-сосед-диван-няня-ястреб-багаж-жираф-фехтование-ежевика.

Выделение звука из предложения

Игровое упражнение 5. «Добавь слово».

Цель. Автоматизация звука [ш] в предложении.

Оборудование. Картинки с подписями, разрезная азбука.

Задание. Прочитать предложение и устно добавить недостающие слова.

Маша вешает … на вешалку. Мама шьет … .

Сложить предложение из букв разрезной азбуки.

Приложение 2. Рисунок 1

«Ответь на вопросы».

Цель. Автоматизация звука [ш]  в предложении, выделение слов со звуком [ш], выделение звука [ш].

Оборудование. Разрезная азбука, картинки, вопросы к картинке. (Какую букву пишет Наташа? Кого ловит кошка?)

Логопед:

  • Ответить на вопросы по картинкам.
  • Разделить предложения на слова, слова на слоги, выделить звук [ш].
  • Сложить предложения из букв разрезной азбуки.

Приложение 2. Рисунок 2

Определение звука в связной речи

Игровые упражнения. Стихотворение «Моя книга».

Цель: уметь слушать текст до конца, называть слова со звуком [с] из текста на слух, развивать общую моторику.

Логопед. Послушайте стихотворение из английского фольклора в переводе Е. Егорова. Запомните и назовите слова со звуком [с].

Моя книга

Открывай скорее книжку!
В книжке кошка, мышка, мишка,
В книжке мячик – круглый бок,
Вверх-вниз, прыг-скок!
В книжке зонт. Открой и пой:
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой
Теплый!

После этого логопед еще раз читает стихотворение, а ребята показывают жестами, выразительными движениями содержание стихотворения.

– Какие книги ты любишь? Вспомни сказочных героев, в названии которых есть звук [с]. (Лиса, осел, Снегурочка).

Дифференциация звуков в словах

Игра «Различи в шуме»

Цель: развитие слуха, внимания, умения слушать других.

Оборудование. Листочки бумаги с написанными словами.

Логопед. А сейчас мы поиграем. Каждый получит от меня бумажку, на которой написано название одного из городов. Одно и то же название получат по 2, 3, 4, 5,6 человек. Например, одни – Новосибирск, другие – Киев, третьи – Уфа и т.д. Логопед говорит, у скольких учеников будет одно и то же название города. Когда группа соберется, ребята поднимают руки вверх. Успевшие соединиться первыми считаются победителями. Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу логопеда (можно выбрать ведущего из ребят) каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы быстрее соединиться с партнерами в одну группу.
Можно проводить игру и на другие темы (цветы, деревья, животные и т.д.)

Игра «Повтори быстро»

Цель: развитие слуха, внимания, умения слушать логопеда.

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем. Договоримся, что вы повторяете за мной любое слово только тогда, когда я произнесу слово «повторите». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».
– Ну, начали! Повторите «стол». Дети говорят «стол».
– Повторите «окно». Дети говорят «окно».
Скажите «улица». Быстро – «кошка», вслух – «дым» и т.д.
Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Раздай письма»

Цель: учить различать звуки л, л’-р по твердости и мягкости звучания, автоматизировать звуки.

Оборудование. Картинки с изображением животных, конверт с маркой.

Логопед. Животные, которые живут в зоопарке, очень скучают по своей родине. Но к ним приходят письма от родных. Ребята, давайте поможем почтальону разнести письма. Сначала раздадим письма, в котором есть звук [л], потом [л’], [р]. А кому пришло сразу два письма? Крокодилу. Почему? Еще раз назовите картинки со звуком [л], [л’], [р].

Приложение 2. Рисунок 3

Игра «Ботанический сад»

Цель: учить различать звуки [л’]-[р’] в словах, автоматизировать звуки.

Оборудование. Картинки с изображением деревьев.

Логопед. Сегодня мы отправимся на экскурсию в ботанический сад. Там созданы условия для того, чтобы росли травы, кустарники, цветы, деревья со всего света. Есть среди них и редкие растения. Работники сада ухаживают за ними, охраняют. Так как мы собираем коллекцию фотографий растений, будем фотографировать только деревья, в названии которых есть звук [л’], затем [р’].
– Какие деревья мы не сфотографировали? (Дуб, ива, сосна, кедр, яблоня). Почему?
– Какие деревья не растут в наших условиях? Почему?

Приложение 2. Рисунок 4

Игра «Накорми птиц»

Цель: учить дифференцировать звуки [л], [л’], [р], [р’] в словах.

Оборудование. Предметные картинки с изображением птиц. Миски с кормом.

Логопед. Посмотрите на картинки. Какие это птицы? (Это дикие птицы) Чем дикие птицы отличаются от домашних? (Они могут жить независимо от человека) Для чего зимой нужно подкармливать диких птиц? (Зимой для птиц остается очень мало корма, и человек помогает им выжить в трудных условиях) Давайте накормим птиц. Разложите миски с хлебом птицам, в названии которых есть звук [л], [л’]. Разложите миски с зерном птицам, у которых в названии есть звук [р], [р’]. Назовите этих птиц.

Приложение 2. Рисунок 5

Игра «Цветники»

Цель: учить различать звуки [л], [л’], [р’] в словах, автоматизировать звуки.

Оборудование. Картинки с изображением цветов.

Логопед. Ребята, мы с вами находимся в саду. Надо помочь садовнику рассадить цветы так, чтобы в первой клумбе оказались цветы, в названии которых есть звук  [л], во второй со звуком [л’], в третьей [р’]. Назовите цветы.

Приложение 2. Рисунок 6

Дифференциация звуков в предложениях.

Игровое упражнение «Вставь пропущенные буквы»

Цель: дифференцировать звуки [ш] – [щ].

Оборудование. Две картинки. Подписи к картинкам – предложения с пропущенными буквами, разрезная азбука.

Логопед. Рассмотрите картинки. Сложите предложение из букв разрезной азбуки. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте предложения. Назовите слова из предложения, включающие изучаемые звуки. Изолированно произнесите эти звуки.

Приложение 2. Рисунок 7

Игровое упражнение «Ответь на вопросы по картинкам»

Цель: дифференцировать звуки [з] – [ж] в предложениях.

Оборудование. Две картинки, вопросы к ним, разрезная азбука.

Логопед. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы:

Какой жук сидит на ветке?
Что держит Женя в руках?

Сложите из букв разрезной азбуки предложения. Назовите слова, включающие звуки [з], [ж].

Приложение 2. Рисунок 8

Игровое упражнение «Исправь ошибку»

Цель: дифференциация звуков [с] – [ш] в предложениях на слух.

Оборудование. На картинке написаны предложения.

Логопед читает предложения, а дети слушают и исправляют ошибки. Следует обратить внимание детей на изменение смысла всего предложения при замене одного звука другим. После этого предложить детям произнести предложения правильно.

Мама положила в тарелку манную каску. Пожарник взял кашку.
Писатель писал башню. Строитель строит басню.
Кошку зовут Маска. В Новый год надевают Машку.

Игра «Умей слушать многих»

Цель: учиться слушать сразу несколько говорящих, развивать слух, внимание, память.

Логопед. Сейчас поиграем. Выберем водящего. Сначала два ученика говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три-четыре разных слова. В том случае, если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем трое скажут одновременно две-три разные короткие фразы.
Проделать то же самое перед другими играющими и выявить тех, кто обладает такой способностью. Обязательно похвалить этих ребят.

Дифференциация звуков в связной речи

Игровое упражнение «Ёж»

Цель: умение слушать, правильно произносить на слух звуки свистящие и шипящие, работать над дикцией и выразительностью речи.

Оборудование. Текст.

Логопед. Читаем стихотворение «Ёж»:

– Ты куда собрался, ёж,
Что в лукошке ты несешь?
– Два гриба несу я белых
Для моих соседей белок.

Назовите слова со звуками [с], [ш], [ж]. Выучите текст, разыграйте по ролям.
Нарисуйте картинку с грибами. Какая должна быть ножка у белого гриба? А шляпка?

Игра «С конца до начала»

Цель: развитие слуха, памяти, внимания, произношение изученных звуков, развитие чувства юмора.

Оборудование. Веселые тексты.

Логопед. Ребята, сейчас вы разделитесь на две команды и будете соревноваться. Вы читаете друг другу одинаковый по объему и сложности веселый текст. Задача команды – пересказать текст, правильно уловив смысл, и по возможности передать его как можно ближе к содержанию.
Второй вариант игры. Одна команда слушает, другая читает текст. Первая пересказывает, затем меняются.

Приложение 1

Игры в кругу семьи

В эти игры можно играть с одним ребенком или с группой детей, дома или на площадке.

Игра «Угадай, чей голос»

Цель: развитие игровой памяти, коммуникативных качеств.

Оборудование. Повязка на глаза.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют:

«Вот построим мы круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «спок, спок, спок»
Угадай, чей голосок!»

Слова «спок, спок, спок» произносит один из играющих, назначенный Ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадывает, становится в общий круг, а в центр круга становится тот, чей голос угадали. Если нет – продолжает водить.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично  опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Литература:

  1. Н.И Соколенко «Посмотри и назови» в двух книгах. С.-П., Библиополис, 1996.
  2. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Дидактический материал по автоматизации звуков у детей» М., Гиа-пресс, 1999.
  3. С. Шмаков «Игры-потехи, забавы-утехи» Липецк, Ориус, 1994.
  4. Е.С. Синицына «Умные слова» М., Лист, 1999.