Урок-суд по информатике "Циклы. Программирование на языке Паскаль". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Форма проведения: урок – игра «Суд»,  проводится в форме судебного заседания.

Класс оборудован под зал суда.

Цели урока:

  • Закрепление знаний, умений и навыков на практике с помощью целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределением ролей.
  • Приобретение навыков думать, говорить, спорить, отстаивать свою точку зрения, опровергать.
  • Развитие умений систематизировать, обобщать ранее изученный материал.

Задачи урока:

  • образовательные – закрепить ранее изученные знания учащихся по использованию циклических структур;
  • развивающие – развивать познавательный интерес к предмету; умения анализировать свою деятельность;
  • воспитательные – воспитывать  критичность и ответственность за выполняемую работу.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Основные организационные формы обучения на уроке:

  • групповая работа;
  • индивидуальная работа учащихся;
  • дифференцированная форма работы.

Средства обучения:

  • Учебники: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. /Под ред. И.Г. Семакина, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Технические и программные средства: Персональные компьютеры; проектор; презентации по теме урока; программная среда Turbo Pascal 7.0.
  • Раздаточный материал: Практические задания для учащихся (Приложение 1)

Подготовительный этап:

Учитель вводит ребят в курс игры «Суд». Рассказывает о правилах проведения суда. Производит распределение ролей. С каждым из участников игры проводится индивидуальная работа.

Назначаются:

Истец: учитель информатики.
Команды ответчиков: 3 группы по 2-3 человека
Свидетель со стороны истца – 1 человек.
Судья – 1 человек.
Секретарь – 1 человек.

Командам  ответчиков накануне судебного заседания выдаются задания, которые они должны выполнить (каждый решает с использованием своего оператора цикла), которые представляют на суде как доказательство.

План урока.

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Урок-игра «Суд». (35 мин.)

2.1. Дискуссия (12 мин.)
2.2. Представление самостоятельной работы (15 мин.)
2.3. Выполнение и защита практического задания (8 мин.)

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (5 мин.)

ХОД УРОКА

Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Начинаем судебное заседание. На рассмотрение представлен иск о признании необходимости использования 3-х циклов на языке Паскаль.
Истец: учитель информатики (ФИО).
Ответчики: команда 1 (цикл с предусловием), команда 2 (цикл с постусловием), команда 3 (счетный цикл).
Слово предоставляется истцу. Обоснуйте ваш иск.
Истец: Решение многих задач содержит повторяющиеся действия.  Чтобы не записывать многократно функцию, в языке Паскаль предусмотрены операторы повторения, называемые операторами цикла. В жизни мы тоже часто сталкиваемся с повторяющимися действиями. Ваша честь, разрешите пригласить свидетеля.
Судья: Пригласите свидетеля со стороны истца.
Свидетель со стороны истца (домохозяйка): Я работаю домохозяйкой много лет. По роду своей деятельности мне выполнять работы, требующие многократного повторения, например, стирать белье, чистить картошку, ходить в магазин, убирать квартиру и т.п.
При стирке белья я повторяю действия: закладываю белье в машинку, белье стирается, вынимаю белье, развешиваю, и потом опять повторяю эти действия.
Когда я готовлю, то чистка картошки тоже представляет собой повторяющиеся действия: достать картошку, очистить,  положить в чашку и т.д. Вы видите, что мои действия повторяются.
Судья: Спасибо. Слово истцу.
Истец: Действительно. В жизни мы часто сталкиваемся с цикличностью: смена времен года, смена дня и ночи, 6-ти дневная рабочая неделя и т.д. На этих примерах можно убедиться, что циклы играют важную роль в жизни человека.
Для  решения задач на языке Паскаль применяют 3 различных цикла. Я считаю, что универсального цикла не существует, все они необходимы, и используется каждый в особой ситуации.
Судья: Слово предоставляется ответчику Команде 1.
Ответчик Команда 1: Девиз нашей команды «Проверь – потом делай».
Представьте себе ситуацию, что вы спринтер и во время тренировки многократно пробегаете стометровку. Тренер стоит на старте и перед каждым забегом спрашивает вас: «Есть ли силы еще бежать?»  Если вы говорите «Да», то снова бежите, а если «Нет», то бег заканчивается. Типичная ситуация для цикла WHILE. Сначала проверь условие, а потом делай!
Секретарь: У команды есть доказательство

Ответчик Команда 1: Мы считаем, что цикл WHILE является универсальным, сначала идет проверка условия, а потом выполняются действия. На схеме приведены форма записи цикла WHILE и блок-схема ситуации.
Истец: Уважаемый суд, можно вопрос. Какой может быть шаг цикла?
Ответчик Команда 1: Шаг может быть любым.
Истец: Могут ли быть случаи, когда цикл выполняется бесконечно?
Ответчик Команда 1: Да, в случае приближенного  представления действительного числа Х может никогда не выполнится точное равенство, и в этом случае цикл будет выполняться бесконечно.
Истец: У меня возникает вопрос, можно ли организовать цикл, при ложном условии?
Ответчик Команда 2: Уважаемый суд, мы можем ответить на этот вопрос.
Девиз нашей команды «Сначала сделай – потом проверь».
Цикл может выполняться при ложном условии, но этот цикл называется цикл с постусловием.
Представьте себе ту же ситуацию, что вы спринтер и во время тренировки многократно пробегаете стометровку, но тренер стоит на финише и после каждого забега  спрашивает вас: «Устал?». Если вы говорите «Нет», то снова бежите от старта к финишу, а иначе бег заканчивается. Типичная ситуация для цикла REPEAT.  Сделай, а потом проверь!
Секретарь: У команды есть доказательство

Ответчик Команда 2: На схеме приведены форма записи цикла REPEAT и блок-схема ситуации.
В жизни бывают ситуации, когда мы сначала выполним работу, а потом анализируем результат.
Истец: Можно ли прервать цикл?
Ответчик Команда 2: Только в том случае, если в циклической части встречается оператор перехода, указывающий на метку за пределами цикла.
Истец: Может ли быть цикл не выполнен ни разу?
Ответчик Команда 2: Нет, цикл выполняется хотя бы один раз.
Истец: Можно ли с помощью вашего цикла узнать, сколько раз надо пробежать стометровку?
Ответчик Команда 2: Нет!
Ответчик Команда 3: Мы можем точно сказать, сколько раз надо пробежать. Девиз нашей команды «Делай ровно столько – сколько задано». Может быть ситуация, когда тренер не спрашивает, устали вы или нет, а дает задание: «Пробегите стометровку 5 раз».
Секретарь: У команды есть доказательство

Истец: Может ли быть параметр цикла вещественного типа?
Ответчик Команда 3: Нет.
Истец: Может ли шаг быть больше 1?
Ответчик Команда 3: Нет, счетный цикл может увеличивать параметр или уменьшать только на единицу.
Истец: Уважаемый суд, у меня есть задание для ответчиков. Справятся ли они?
Формулировка задания: Дана схема, отображающая последовательность действий всех трех операторов цикла. Указать стрелками направление действия оператора цикла (ответчик Команда 1 – цикл WHILE, ответчик Команда 2 – цикл REPEAT, ответчик Команда 3 – цикл FOR), и вписать в прямоугольники номера очередности выполнения действия. (Приложение 1)
Судья: На предварительном заседании каждой команде ответчиков было дано задание, которое они должны были выполнить к судебному заседанию. Все готовы?
Команды ответчиков: Да!
Судья: Команда ответчиков 1 представьте свое решение.
Ответчик Команда 1: предоставляет решение задачи (Приложение 2)
Нам была дана задача, составить программу, которая вычисляет последовательно все действия арифметического выражения до тех пор, пока в выражении не встретится знак равенства.
Судья: У истца есть вопросы?
Истец: Задает вопросы, если возникает необходимость.
Судья: Команда ответчиков 2 представьте свое решение.
Ответчик Команда 2: предоставляет решение задачи (Приложение 2)
Нам была дана задача, составить программу, которая вычисляет последовательно все действия арифметического выражения до тех пор, пока в выражении не встретится знак равенства. Задача решена с использованием цикла REPEAT.
Судья: У истца есть вопросы?
Истец: Задает вопросы, если возникает необходимость.
Судья: Команда ответчиков 3 представьте свое решение.
Ответчик Команда 3: предоставляет решение задачи (Приложение 2)
Каждый будний день недели рыбак ходил ловить рыбу. Сколько он поймал рыб в среднем за день, если ежедневный улов был таким: 8, 7, 5, 9, 7.
Истец: По ходу представления задачи задает вопросы.
Судья: У истца есть вопросы?
Истец: Нет!
Судья: Команды ответчиков готовы представить задание истца?
Команды ответчиков: Да! (представители команд на схеме отображают последовательность действий  и указывают направление)
Судья: У истца есть вопросы?
Истец: Нет.
Команды ответчиков: Нет.
Секретарь: Встать! Суд идет! (Суд удаляется для вынесения приговора)
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: В ходе судебного заседания были заслушаны: истец (ФИО), команды ответчиков 1 (цикл с предусловием), ответчиков 2 (цикл с постусловием), ответчиков 3 (счетный цикл), свидетель со стороны истца.
Для всех трех видов цикла характерна следующая особенность. Повторяющиеся действия записываются всего лишь один раз. Вход в цикл возможен только через его начало. Необходимо предусмотреть выход из цикла.
Каждый цикл работает при определенных условиях. Но все они позволяют эффективно использовать машину, приводят к сокращению программы и времени на ее составление и отладку.
Суд принял решение: иск удовлетворить полностью.
Секретарь: Встать! Суд идет! (Суд удаляется)
Учитель: Всем спасибо за содержательные представления и ответы.
(Оценивает работу ребят).
Дома повторите тему: «Циклы».
Урок закончен. До, свидания!