Цели:
- организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
- способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
- способствовать развитию интереса к урокам русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Технология: проблемного обучения.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2, Приложение 3), презентация (Приложение 1), Приложение 4.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем
поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём
работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с
наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать
с двумя из них. С какими, вы скажете сами.
2. Словарная работа
Посмотрите на доску. (Слайд 2) Приложение 1
?
В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3 приготовить
приобрести
прикажетеприкажите
приготовьте
приобретитеприобретёте
приказать
приготовите
– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?
Во втором. Давайте в этом убедимся.
Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).
Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать). Докажите.
А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).
А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).
Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.
Проверьте.
– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.
Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)
– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3)
(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).
– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?
Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.
3. Повторение теоретического материала
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить.) Приведите примеры.
– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить.) Приведите примеры. Таблица.
– Как образуются глаголы повелительного наклонения?
4 этап
– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?
Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?
(Самостоятельная работа учащихся.)
5 этап
– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4)
Фронтальная проверка.
– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)
– Назовите наклонение каждого глагола.
– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите)
– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете). Почему?
– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?
Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.
– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.
– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.
Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).
Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).
Найдите окончание глагола (ите) Почему? (т.к. он второго спряжения)
Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)
Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.
Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?
6 этап
Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5)
А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.
А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?
7 этап
Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е, И.
Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.
Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.
Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…
8. Самостоятельная работа учащихся
– А теперь поработайте самостоятельно.
Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?
Самопроверка по ключу.
Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.
9 этап
Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его
формы мы должны употреблять правильно, в
соответствии с грамматическими и речевыми
нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд
6)
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?
– Сестра сказала: “Покладите
всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.
Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7)
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно
употреблять их в речи.
10 этап
И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного
ответа в кружок. (см. Приложение 3)
11. Заключительный этап. Рефлексия
(Слайд 8)
– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось
больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?
12. Домашнее задание
Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.