Сцена 1
Занавес открывается, на сцене – прекрасные музы. Танец муз.
Музы замирают. На сцену выбегают несколько мальчиков, смеясь и толкаясь.
Горчаков: Господа, сейчас в саду я встретил Корсакову, как она хороша, какие глаза, я назначил ей свидание. А после встречи меня посетила муза. Прошу послушать моё стихотворение. (Читает стихотворение)
Пушкин: Я тебе этого никогда не прощу! Ты же…(Лезет в драку. Их пытаются разнять.)
Пущин: Успокойтесь, господа!
Пушкин: Тебе хорошо, Жанно, тебя все любят, а я…
Дельвиг: А для меня, господа, все девушки казались красавицами, пока я не надел очки.
(Все смеются.)
Пущин: Друг, Пушкин, почитай нам свои стихи.
Пушкин читает стихотворение «Друзья, прекрасен наш союз» (Музы уводят лицеистов).
Сцена 2
Ведущий 1: В 1811 году Царскосельский Лицей открыл свои двери для первых 30 учеников. Никогда прежде и никогда позднее ни одно учебное заведение России не выпускало из своих стен такого количества талантливых людей.
Ведущий 2: Полное равенство воспитанников, отмена телесных наказаний были неслыханными для того времени педагогическими новшествами.
В1: Научить воспитанников самостоятельно мыслить, развить способности и правильно определить призвание своих учеников, вот основные задачи, которые были поставлены перед преподавателями Лицея.
В2: Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей…
(Входит Куницын, лицеисты – на авансцене)
Куницын: Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Под наукой общежития разумеется не искусство блистать наружными качествами, которые нередко бывают благородною личиною грубого невежества, но истинного образования ума и сердца… Настанет время, когда Отечество поручит вам хранить общественное благо.
(Лицеисты аплодируют.)
В1: Вы узнали, как начинался Лицей. А теперь мы расскажем вам о распорядке дня лицеистов. С утра и до вечера они занимались, делая лишь небольшие перерывы для отдыха.
В2: Подъем по звонку – в 6 часов.
В1: От 7 до 9 – класс, то есть учебные занятия.
В2: В 9 часов – чай с белой булкой.
В1: Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.
В2: От 10 до 12 – класс.
В1: С 12 до часу – вторая прогулка. Причем гуляли они обязательно и в любую погоду.
В2: В 13 – обед.
В1: С 14 до 15 – чистописание и рисование.
В2: С 15 до 17 – уроки.
В1: В 17 – чай.
В2: После ужина до 10 часов – отдых.
В1: В10 вечера – молитва и сон.
В2: А по средам и субботам устраивались вечера танцев.
Сцена 3
На сцене мальчики неуклюже пытаются танцевать друг с другом. Входит учитель танцев, пытается их угомонить. Под его руководством они начинают стараться.
В1: А когда они спали. К ним приходили музы, и появлялись шедевры поэзии, музыки, драмы.
На сцене танцуют музы и взяв за руки лицеистов уводят их. Исполняется романс на стихи А. С. Пушкина.
В2: В Лицее учились только мальчики, они мечтали о подвигах, о славе и конечно, о любви…
В1: В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
И над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз.
Сцена из «Ромео и Джульетта» У. Шекспира
Звучит музыка из к/ф «Ромео и Джульетта», исполняется ария в сопровождении флейты и фортепиано. Выходит Джульетта, позднее появляется Ромео.
В2: Для многих современников Лицей был воспоминанием о Пушкине. Имя Пушкина, дух вольности, им воспетой, позволили в течение более чем 100-летнего существования этого учебного заведения сохранить в нем дух лицейской республики.
В1 В свободное от занятий время
лицеисты устраивали турниры, например,
стихотворный.
Выступление лицеистов со своими стихами.
Сцена 4
В2: В лицее проводились состязания по иностранным языкам, например, лицеисты разыгрывали дебаты в британском парламенте. Кто случайно выскажет свои мысли по-русски, штрафуется.
(На сцену выходят все участники. Тема дебатов «Стоит ли Британии помогать России в войне против Наполеона». Дебаты ведутся на английском языке.)
Mr. Speaker: Gentlemen, although debaters seem to disagree on almost
every matter, none could disagree that there are many problems in society and also many
questions: economic, social and political; questions as to – how society should organize
itself for the greatest benefit of its members. There are few answers to these questions,
few solutions to these problems. But we should come to an agreement and only one solution
can be recommended to the House of Parliament.
Well, a topic for debate today is: “This House believes that Britain must support
Russia. The Nation is against Napoleon’s invasion of Russia.”
MP I: Napoleon fought virtually every European power and acquired control of most of the western and central mainland of Europe by conquest or alliance. And on the 24th of June his invasion of Russia commenced.
MP II: Although Alexander and Napoleon had a friendly personal relationship, Alexander had been under strong pressure from the Russian aristocracy to break off the alliance with France. And soon it happened. After receiving the initial reports of Russian war preparations, Napoleon began expanding his Grand Armee. (Марсильеза)
MP I: Bonnie has thrown aside all restraint!
MP II: Yes, he ignored repeated advice against an invasion of the vast Russian heartland, and prepared his forces for an offensive campaign. And his force is three times more.
Mr. Speaker: Gentlemen, your suggestions, please.
MP I: I suggested that we interfere.
MP II: We can hardly trust Russia. Don’t you remember their agreement?
MP I: But peace was signed between Russia and Britain in Arebru.
MP II: No assistance was promised.
MP I: But Napoleon is our common enemy, and though he is considered to be one of the “enlightened despots”, we should fight him together.
MP II: Let Alexander fight him. We are great Empire and Russia…
MP I: Ну и самомнение. Надеюсь, Наполеон вас ещё накажет.
Mr. Speaker: Мой друг, вы проиграли. Сильнее России нет!
В1: Какой гордостью наполнялись сердца лицеистов при победах русского оружия.
Все участники поют «Марш преображенцев»
Славны были наши деды,
Помнит их и швед, и лях
И парил орел победы
На полтавских, на полях.
Сцена 5
В2: Самым волнующим событием для лицеистов все годы оставался бал. К нему готовились, его ждали, а потом долго вспоминали, кто с восторгом, а кто с грустью.
Танец «Менуэт».
В1: Время незабвенное. Лицей воспитывал в правилах, которые научили нас любить Отечество и добродетель более жизни, более крови своей.
В2: Наше учебное заведение тоже носит гордое название Лицей. Есть все-таки чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть несмотря на эпохи, разделяющие нас. Это содружество талантливых учителей и учеников.
В1: Лицей – это и есть, прежде всего, образ полнокровной и главное одухотворенной юности. Тут щедрость – щедрость от богатства душевного. Тут святая, чисто юношеская надежда и потребность отдать, а не взять, поделиться, а не утратить.
В2: Тут и безоглядное озорство – от избытка сил. Тут первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Тут первоначальный запас идеалов и верность идеалам.
В1: В конечном счете тут культура, та культура, без которой нет достоинства и «самостоянья» человека.
Звучит гимн лицея «Содружество».