Час общения "Взаимопомощь"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: способствовать воспитанию моральных качеств необходимых для создания благоприятного семейного климата.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;
  • сформулировать качества, присущие человеку, готовому прийти на помощь; показать важность и необходимость наличия этого качества для человека;
  • развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;
  • расширять кругозор; обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.

Оборудование: 7 карточек с буквой Я; карточка с ребусом «7Я»; карточка со словом «Семья»; рисунок пламени над очагом; карточки – кирпичики с качествами;  плакат с определением понятия «взаимопомощь»; рисунок дерева на плакате; веточки по числу участников; одинаковое количество карточек двух цветов (по 4); рассказ В. Осеевой «Хорошее»; зеленые листочки для дерева, по количеству участников, бумажные цветы ромашки по числу участников.

Структура занятия:

1. Сообщение темы и цели занятия – 5 мин.

Игра, разгадывание ребуса, определение рассматриваемой темы в системе занятий.

2. Основная часть – 30 мин.

Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…», интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи в семье», чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».

3. Подведение итога – 7 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение темы и цели занятия

–Я предлагаю начать наш  час общения  с игры. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне хором отвечать: «Это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны, договорились?

  • Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
  • Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
  • Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
  • Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
  • Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
  • Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
  • Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

На доске с каждым ответом открывается буква «Я».

– Давайте посчитаем сколько «Я» у нас получилось? (хором)

Открывается 7 «Я».

– Какое слово спряталось за этим ребусом?
– Правильно «СЕМЬЯ».
– Мы сегодня продолжаем разговор о семье.
– Посмотрите на доску.
– Что вы там видите?
– Мы с вами зажгли этот очаг семейного счастья несколько занятий назад. А под очагом выложили прочный фундамент из кирпичиков – качеств. Давайте вспомним, какими качествами должны обладать все члены семьи, чтобы такую семью можно было назвать счастливой?.

Дети по очереди подходят к столу, выбирают качества и прикрепляют под очагом.

– Все ли мы качества вспомнили?
– Мы с вами поговорили о таком качестве, как ответственность. А сегодня поговорим о взаимопомощи. Определимся что это такое, действительно ли это качество важно для счастливой семьи.

2. Основная часть

Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…»

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «взаимопомощь».

Взаимопомощь – это  взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи»

– Посмотрите на доску. Какое изображение я туда поместила?
– Можно ли семью сравнить с деревом? Почему?
– Что символизируют корни в семье?
– А где на дереве будут наши родители?
– Где же ваше место на этом дереве?
– Семью я изобразила в виде дерева, могучего и сильного. На нем есть место и бабушкам и дедушкам, нашим родителям и нам. Каждый из вас это веточка большого  семейного дерева. Веточки лежат у вас на столе – возьмите её в руки. Посмотрите, какие они тоненькие и хрупкие.
– А что я сейчас сделала? (ломаю ветку)
– Как вы думаете, мне легко это было сделать? Почему?
Веточка – это один человек. Когда человек один его легко сломать, т.е. обидеть, оскорбить.
– А давайте веточки соберем вместе.
– Посмотрите, теперь я попробую сломать эти веточки вместе. У меня ничего не получается. Может у тебя получится? (Дети поочередно пробуют сломать)
– Ни у кого не получается. Почему?

Вывод: когда веточки вместе их сломать очень трудно. А когда вместе вся семья, её  тоже трудно обидеть. В семье  друг друга поддерживают и защищают.
Поэтому в семье все должны быть всегда вместе, помогать друг другу.

– Прошу всех встать и по очереди подойти к столу, выбрать себе листочек понравившегося цвета.
– Те, у кого карточки одного цвета, сядьте рядышком, вы будете работать вместе.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах, подумать над следующим заданием: какую помощь в семье и кому могут оказать бабушка и дедушка – зеленые карточки, родители –  красные карточки.
– Когда будете готовы, поднимите руки. На задание – 4 минутки.

Проверка. Дети группы зачитывают варианты. Их записываем на стрелочках на рисунке дерева. Участники другой группы дополняют.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».

– О ком мы еще не поговорили? (О детях)
– Я вам предлагаю послушать рассказ  В. Осеевой «Хорошее».
– Слушайте внимательно, какую помощь семье может оказать ребенок?

Чтение. Анализ.

– О чем Юрку попросила сестра?
– Почему Юрка не помог ей?
– Кому еще Юрка хотел помочь?
– Можно ли Юру назвать человеком, который не готов помогать?
– Почему?
– А сейчас, вспомните рассказ, вспомните свою жизнь в семье, и на листочках нашего семейного дерева напишите, какую помощь семье могут оказать дети. (Индивидуальная работа детей)
– Назовите свой вариант и прикрепите на дерево.
– Можно ли нашу группу назвать семьей?
– Почему?
– Должны ли мы помогать друг другу, оказывать взаимную помощь? Какую?
– А если помощь будет все время оказываться с одной стороны, что может получиться из этого?

3. Подведение итогов

– Наш час общения подходит к своему завершению.
– Давайте вспомним, о чем шла речь на занятии?
– Что такое взаимопомощь?
– Кто и какую помощь в семье оказывает и кому?
– Почему в семье важно поддерживать и помогать друг другу?
– Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? Запишите эти качества на лепестки ромашки, которая лежит у вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой, пусть она будет вам помощником и подсказкой.
– Закончить наше занятие я бы хотела пословицей «Добра желаешь, добро и делай». Не забывайте, если ты не помог, то и тебе никто не придет на помощь.
– Спасибо за занятие.