Цель: способствовать воспитанию моральных качеств необходимых для создания благоприятного семейного климата.
Задачи:
- раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;
- сформулировать качества, присущие человеку, готовому прийти на помощь; показать важность и необходимость наличия этого качества для человека;
- развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;
- расширять кругозор; обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.
Оборудование: 7 карточек с буквой Я; карточка с ребусом «7Я»; карточка со словом «Семья»; рисунок пламени над очагом; карточки – кирпичики с качествами; плакат с определением понятия «взаимопомощь»; рисунок дерева на плакате; веточки по числу участников; одинаковое количество карточек двух цветов (по 4); рассказ В. Осеевой «Хорошее»; зеленые листочки для дерева, по количеству участников, бумажные цветы ромашки по числу участников.
Структура занятия:
1. Сообщение темы и цели занятия – 5 мин.
Игра, разгадывание ребуса, определение рассматриваемой темы в системе занятий.
2. Основная часть – 30 мин.
Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…», интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи в семье», чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».
3. Подведение итога – 7 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и цели занятия
–Я предлагаю начать наш час общения с игры. Я буду задавать вопросы, а вы должны мне хором отвечать: «Это я, это все мои друзья». Только будьте внимательны, договорились?
- Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
На доске с каждым ответом открывается буква «Я».
– Давайте посчитаем сколько «Я» у нас получилось? (хором)
Открывается 7 «Я».
– Какое слово спряталось за этим ребусом?
– Правильно «СЕМЬЯ».
– Мы сегодня продолжаем разговор о семье.
– Посмотрите на доску.
– Что вы там видите?
– Мы с вами зажгли этот очаг семейного счастья
несколько занятий назад. А под очагом выложили
прочный фундамент из кирпичиков – качеств.
Давайте вспомним, какими качествами должны
обладать все члены семьи, чтобы такую семью можно
было назвать счастливой?.
Дети по очереди подходят к столу, выбирают качества и прикрепляют под очагом.
– Все ли мы качества вспомнили?
– Мы с вами поговорили о таком качестве, как
ответственность. А сегодня поговорим о
взаимопомощи. Определимся что это такое,
действительно ли это качество важно для
счастливой семьи.
2. Основная часть
Мозговой штурм «Взаимопомощь – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «взаимопомощь» и зачем она нужна людям? После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате. Учитель подводит итог и дает определение понятию «взаимопомощь».
Взаимопомощь – это взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Интерактивное упражнение «Моделирование взаимопомощи»
– Посмотрите на доску. Какое изображение я туда
поместила?
– Можно ли семью сравнить с деревом? Почему?
– Что символизируют корни в семье?
– А где на дереве будут наши родители?
– Где же ваше место на этом дереве?
– Семью я изобразила в виде дерева, могучего и
сильного. На нем есть место и бабушкам и дедушкам,
нашим родителям и нам. Каждый из вас это веточка
большого семейного дерева. Веточки лежат у
вас на столе – возьмите её в руки. Посмотрите,
какие они тоненькие и хрупкие.
– А что я сейчас сделала? (ломаю ветку)
– Как вы думаете, мне легко это было сделать?
Почему?
Веточка – это один человек. Когда человек один
его легко сломать, т.е. обидеть, оскорбить.
– А давайте веточки соберем вместе.
– Посмотрите, теперь я попробую сломать эти
веточки вместе. У меня ничего не получается.
Может у тебя получится? (Дети поочередно
пробуют сломать)
– Ни у кого не получается. Почему?
Вывод: когда веточки вместе их сломать
очень трудно. А когда вместе вся семья, её тоже
трудно обидеть. В семье друг друга
поддерживают и защищают.
Поэтому в семье все должны быть всегда вместе,
помогать друг другу.
– Прошу всех встать и по очереди подойти к
столу, выбрать себе листочек понравившегося
цвета.
– Те, у кого карточки одного цвета, сядьте
рядышком, вы будете работать вместе.
– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах,
подумать над следующим заданием: какую помощь в
семье и кому могут оказать бабушка и дедушка –
зеленые карточки, родители – красные
карточки.
– Когда будете готовы, поднимите руки. На задание
– 4 минутки.
Проверка. Дети группы зачитывают варианты. Их записываем на стрелочках на рисунке дерева. Участники другой группы дополняют.
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Хорошее».
– О ком мы еще не поговорили? (О детях)
– Я вам предлагаю послушать рассказ В.
Осеевой «Хорошее».
– Слушайте внимательно, какую помощь семье может
оказать ребенок?
Чтение. Анализ.
– О чем Юрку попросила сестра?
– Почему Юрка не помог ей?
– Кому еще Юрка хотел помочь?
– Можно ли Юру назвать человеком, который не
готов помогать?
– Почему?
– А сейчас, вспомните рассказ, вспомните свою
жизнь в семье, и на листочках нашего семейного
дерева напишите, какую помощь семье могут
оказать дети. (Индивидуальная работа детей)
– Назовите свой вариант и прикрепите на дерево.
– Можно ли нашу группу назвать семьей?
– Почему?
– Должны ли мы помогать друг другу, оказывать
взаимную помощь? Какую?
– А если помощь будет все время оказываться с
одной стороны, что может получиться из этого?
3. Подведение итогов
– Наш час общения подходит к своему завершению.
– Давайте вспомним, о чем шла речь на занятии?
– Что такое взаимопомощь?
– Кто и какую помощь в семье оказывает и кому?
– Почему в семье важно поддерживать и помогать
друг другу?
– Какими качествами должен обладать человек,
готовый всегда прийти на помощь другим? Запишите
эти качества на лепестки ромашки, которая лежит у
вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой,
пусть она будет вам помощником и подсказкой.
– Закончить наше занятие я бы хотела пословицей
«Добра желаешь, добро и делай». Не забывайте, если
ты не помог, то и тебе никто не придет на помощь.
– Спасибо за занятие.