Технология педагогической мастерской при обучении иностранному языку как один из эффективных способов вовлечения учащихся в учебную деятельность. Тема: "Отцы и дети. Проблема поколений"

Разделы: Иностранные языки


Я работаю в сельской школе, в отдаленном уголке Сибири. Ситуации реального общения с иностранцами крайне ограничены. Поэтому приходится искать такие формы работы с детьми, которые позволили бы вовлечь в процесс обучения максимального количества учащихся с разным уровнем подготовки. Нам с ребятами понравилась технология педагогической мастерской. Позволю себе несколько общих положений, которые могут заинтересовать не только учителей иностранного языка, но и других дисциплин.

С появлением компьютера наша жизнь сильно изменилась. Для многих компьютер стал источником информации, почтой, собеседником, другом. Очень много подростков отмечают, что с компьютером общаться легче: он не обманывает, не спорит, не возражает, не обижается, а если надоел – просто отключи. И в этих условиях перед учителем встает вопрос мотивации реального человеческого общения. На помощь приходят различные интерактивные информационно-коммуникативные технологии.

Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие учителя и учеников, учеников друг с другом и т.п.

Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения с целью совместного решения коммуникативных задач. Главная идея – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Педагогические мастерские – инновационная технология жизни, технология, которая готовит личность к сознательному построению своей собственной жизни, к активному участию в жизни общества.

В мастерской нет готовых рецептов. В мастерской есть свобода, выбор, деятельность и неповторимое торжество творчества каждого ученика.

Педагогическая мастерская – это действа мастера и учеников в поиске смысла, внутреннее преображение участников, сотворение человеком самого себя, понимание своего предназначения – творить в этой жизни добро.

Мастерская – это путь познания, воспитание чувств, гармонического состояния личности.

Феномен данной образовательной технологии – подход к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и к другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми. Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественного, творческого. В мастерской ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основании ведущих принципов: свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор.

Главным условием мастерской является свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-своему реагировать на то, что происходит в ней и вне её.

Ценность данной технологии в наличии разных точек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, создании собственного видения.

Незавершенность мастерской - когда итогом оказываются новые вопросы, над которыми человек размышляет, находится в поиске ответов, истины, формирует собственную культуру мысли, действия.

Задача мастерских состоит в том, чтобы «Сформировать в ребенке институт мыслительного продолжения даже более, чем сохранение».

Позиция мастера - консультация, совет, помощь в осмысливании, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, обобщения и т.п.). Человек в мастерской осваивает ценности мира – создает свое «я».

Педагогические мастерские – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость общения.

В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который продуман и организован мастером и опирается на ряд принципов:

  • учитель – мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • включает эмоциональную сферу ученика, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении темы (проблемы);
  • работает вместе со всеми и в поиске знаний равен ученику;
  • необходимую информацию выдает малыми дозами, обнаружив в этом потребность ребят;
  • исключает оценивание (не хвалит и не ругает), но через социализацию (например, вывешивание работ) дает возможность появления самооценки и ее изменения, самокоррекции;
  • продумывает виды работ (индивидуальную и коллективную), что создает атмосферу сотрудничества, повышает уровень коммуникативной культуры.

Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.

Педагогическая мастерская – это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия.

Предлагаю вашему вниманию урок – мастерскую «Отцы и дети. Проблема поколений».

Девиз мастерской:
«Нет плохой жизни – есть неумение жить».
Юрий Власов.

Принципы мастерской:

  1. Равенство всех участников.
  2. Отсутствие соперничества и оценки.
  3. Создание личностной мотивации.

Цель мастерской: создание условий общения, вовлечения всех учащихся в процесс познания, их образовательному и личностному развитию.

Задачи мастерской:

  1. В ходе индивидуальной и групповой работы активизировать и развивать знания учащихся о межличностных отношениях.
  2. Формировать навыки оценки и анализа предлагаемой информации.
  3. Развивать неподготовленную речь на английском языке.
  4. Воспитывать активную жизненную позицию, чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственного отношения в семье.

Участники мастерской:

  • учитель – мастер;
  • подростки;
  • «родители»;
  • «журналисты»;
  • «врачи, психологи».

Оборудование мастерской:

  • тексты с письмом Саши в молодежный журнал;
  • таблички с названиями ролей;
  • бумага, фломастеры.

Столы в кабинете поставлены в форме подковы, чтобы ребята могли свободно перемещаться во время работы и видеть друг друга. На каждом столе текст. На отдельном столе таблички с названиями ролей (Sasha, elder brother, younger brother, younger sister, mother, father, journalist, doctor, teenagers)

Ход урока

Teacher: Good afternoon, my friends. Today we are going to talk about generation gap. There is text from the magazine SHOUT, that was written by a girl. Sasha is 14 and she lives with her parents, brothers and sister. She doesn’t get on well with any of her family and plans to leave home as soon as she is old enough.

You have 10 minutes to read the text. You may ask me or your classmates for help. Then you may choose any role you would like to act.

Ребята читают текст. Они могут спросить непонятное слово или выражение. Затем, они выбирают себе роли Саши, родителей, братьев, сестры, журналиста, психолога, друзей, одноклассников. Они могут остаться сами собой и принять участие от себя лично.

Text.

One of the worst things about my house is the lack of privacy. If I disappear into my room for some peace, it’s guaranteed that someone will come after me, wanting to know what I am up to. The thing is because I share a room with my little sister, I can’t just shut the door, and keep everyone out. She’s always complaining that it’s her room, too. Even worse, it means nothing is safe. I guess she goes through all my stuff, mucks about with my toiletries, and eats the sweets I keep in my room. If I want to keep anything secret, I have to use a lock and key on my cupboard.

I don’t know who I dislike more, my older brother, who is sixteen, or my younger one, who’s eleven. My older brother is a total creep. He pushes me around a lot and is always making nasty little comments about me. I hate being in the house along with him. My little brother is just a geek. He asks me embarrassing questions about boys and stuff, and always shows me up in front of my mates. If I’m on the phone to one of my friends, he picks up the extension and listens in.

Although I’m nearly fifteen, my mum and dad treat me like a baby. They don’t let me out at night during the week and if I want to go to a friend’s house at the weekend, they phone up her parents first and arrange what time I’ve ti be home by. Dad always asks me about boys, warning me that I’m not allowed to go out on a real date till I’m at least fifteen – what a joke! He keeps nagging me about homework and studying, and he doesn’t believe me when I say I don’t have any to do. He just thinks I’m being lazy when I sit watching the telly at night.

The other thing that bugs me is that I’m treated like an unpaid slave in the house. I have to do the dishes, help with the ironing….I wouldn’t object to this if everyone in the house did their fair share, but my brothers only keep their room clean, and my sister just acts like a baby and does nothing. Mum tells me that she needs the help and I’m the best at doing housework, but that’s because I’m the only one who does it!

I’m going to leave home as soon as I’m old enough. It’d be great if I could get a job and a flat when I leave school, but that is not very likely, so I’m going to apply to a college that’s across the other side of the country. I wish I just had one tiny room of my own. My mates always say that’s I’ll miss my family once I leave, but I doubt that!

Ребята обсуждают проблему, поднятую Сашей. Они пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Они рассказывают о своих отношениях в семье и, используя свой житейский опыт, дают советы Саше как наладить отношения с родителями и братьями.

Нет готового сценария этого урока. В разных группах он проходит по – разному. Все зависит от языковой подготовки учащихся. Не запрещаются высказывания на родном языке для слабых учеников. Вполне возможно это станет для них серьезной мотивацией для изучения иностранного.

Teacher: You have sheets of paper and felt pens on your desks. Please write down phrases which can help to build bridges and form a bridge on one part of our board.

Please write down phrases which burn bridges and form a fire on the other part of our board.

(Учащиеся получают листы бумаги и пишут на них фразы, затем размещают листочки на доске, формируя мост или костер.)

-You don’t need to know about that.

- What do you think about it?

- Would you like to talk about it?

- I am fed up with…

- You always say that!

- That is a good question.

- I couldn’t care less!

- Thank you for saying that.

- Why are you asking me that?

- I can understand you, but…

- Go and clean your room. We need to talk about smth important.

- If you say that again, I will…

- Your feelings are important to me.

- You never…

- It didn’t occur to me.

- Please explain it to me again.

- Go and ask your mother.

- What I am saying is very important to me.

- You are telling lies.

- I deserve it because…

- You will understand that when you are older.

- That’s none of your business.

- When you say that, it really upsets me.

- I think I have overreacted.

На одной части доски из листочков ребята выложили мост, на другой – костер. Каждый высказывает свое мнение, почему одни фразы помогают найти общий язык с родителями, а другие разрушают взаимопонимание

Teacher: Today we tried to listen to each other and to understand. I hope our lesson will be useful for you and for your parents. Be kind and honest and everything will be all right.

The lesson is over. Thank you for the lesson.