Посвящение в химики

Разделы: Химия


Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.
  2. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определение типов химических реакций, определении кислот, солей, оснований, оксидов (кислотных и основных), их номенклатурных названиях.
  3. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.

Оборудование и реактивы:

  • конц. H2SO4, KMnO4, C2H5OH, NH3, HCL, KCN, FeCL3, NaF;
  • фонограммы песен, мультимедийный аппарат, компьютер.

Структура мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Демонстрация опытов «Проникнемся духом химии».
  4. Открытие чемпионата НХЛ.
  5. Состязания.
  6. Подведение итогов и награждение.
  7. Посвящение в Национальную химическую лигу.
  8. Фейерверк в честь химиков.
  9. Закрытие чемпионата НХЛ.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

(Разочарованно.) Мы – химики, а химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

(Торжественно.) Да потому, что химия – это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок – химик!» И это счастье, и это жизнь!

III. Сценка «Проникнемся духом химии» (демонстрация опытов).

(Под музыку «Под небом голубым».)

Наука, из которой выросла химия, – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:

Опыт №1.

Я могу зажечь спиртовку без спичек!

(Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной кислоты добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)

Опыт №2.

У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! (Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остается невредимым.)

Опыт №3.

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня! (В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».) Опыт № 4

Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа! (Необходимые реактивы: роданид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения:

1, 2, 3-я строчки – смачивается рука раствором соли трехвалентного железа – она немного желтовата, поэтому в стихотворении названа йодом.

4-я строчка – нож или скальпель смачивается в растворе роданида калия или аммония и тупой стороной проводится по руке. 5-я строчка – в результате взаимодействия образуется ярко-красная жидкость.

6-я строчка – чтобы удалить реактивы, руку вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.)

IV. Открытие чемпионата НХЛ.

«Национальная химическая лига объявляется открытой!

Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиками сражаются следующие команды...»

Далее учитель представляет команды, состоящие из 5-7 человек, заранее составленные из учеников и родителей.

Представляет жюри чемпионата, куда могут входить как учителя, так и учащиеся.

А затем предлагает командам принять участие в состязаниях.

V. Состязания.

Состязание первое. Визитная карточка команды.

Каждая команда показывает заранее подготовленное представление.

Состязание второе. Разминка.

По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с помощью Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.

Участники команд должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Для первой команды:

24 49 12 49   63 16 19 49 63  
        ч          
88 63 18 19 52 49 74     11 18
              ы    

Правильный ответ:

24 49 12 49   63 16 19 49 63  
X и м и ч е с к и е
88 63 18 19 52 49 74     11 18
р е а к т и в ы н а

Для второй команды:

74 19   16   84 88 76 5 76 74
    у              
18 52     11 63 3   79    
    ь       ь   я !

Правильный ответ:

74 19   16   84 88 76 5 76 74
в к у с п р о б о в
18 52     11 63 3   79    
а т ь н е л ь з я !

После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента 007, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам:

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон.)
  2. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон.)
  3. Какой элемент является лесом? (Бор.)
  4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк.)
  5. Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран.)
  6. Какой элемент является настоящим «гигантом»? (Титан.)
  7. Название, какого металла несет в себе волшебника? (Магний.)
  8. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород.)
  9. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород.)

Состязание третье. Эстафета.

На доске написано по 5 уравнений для каждой команды. Задача участников – по очереди расставить коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. Последним идет капитан, проверяя все уравнения.

1-я команда:

Fе(ОН)3 → Fе203 + Н20
СаО + НNO3 → Са(NO3)2 + Н20
Na + Н20 → NaОН + Н2
Р + 02 → Р205
КОН + ZnС12 → КС1 + Zn(ОН)2

2-я команда:

Са(ОН)2 + С02 → СаС03 + Н20;
203 + Н2 → Fе + Н20;
Мg + НС1 → МgС12 + Н2;
А1 + 02 → А1203
Ва(NO3)2 + Н2S04 → ВаS04 + НNO3

Чтобы участники отдохнули, предлагается конкурс для зрителей.

В круглый аквариум наливают воды, немного фенолфталеина. В маленький химический стаканчик наливают немного щелочи и ставят его в аквариум так, чтобы он не падал и жидкость из него не выливалась. Из зала вызывают двух участников. Им дают монеты одного достоинства и предлагают назвать все известные им металлы. По очереди игроки кладут монетку в стаканчик, который стоит в аквариуме, так, чтобы он не утонул, и называют металл. В случае ошибки игрок кладет штрафную монетку. Проигрывает тот, кто утопит стаканчик.

Состязание четвертое. Интеллектуальное.

Из списка веществ выбрать отдельно:

1-я команда: кислотные оксиды, основания.

2-я команда: основные оксиды, кислоты.

Свой выбор пояснить.

Li20, А1(ОН)3, Н3Р04, 03, Аs, ВаО, Ва(NO3)2, Н2S03, А12(S04)3, N2, КНS, Zn(ОН)2, Fе203, Fе(ОН)3, НN02, Сl03, Аg, Na3Р04, МпО, Са(NO2)2, Н2SiO3, Сг(ОН)3, Вг20, Ва(ОН)2.

Во время выполнения задания учитель работает с залом: «Загадки и ребусы Старца из форта Баярд».

Из меня состоит все живое.
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я – на улице, в школе и в поле,
Я – в деревьях и в каждом из вас. (Углерод.)

Я – металл серебристый и легкий.
Я зовусь «самолетный металл».
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Алюминий.)

  1. Какой русский химик был знаменитым композитором? (Бородин.)
  2. Какое молоко не пьют? (Известковое.)
  3. Какой элемент наиболее всего распространен во Вселенной? (Водород.)
  4. Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть.)
  5. Какой газ называется «веселящим»? (Оксид азота (I).)

Состязание пятое. Практикум.

В лабораторном штативе свободно закреплена пластиковая бутылка вместимостью 1,5 л вверх дном, которая на треть заполнена водородом. Пробка имеет отверстие.

Вопрос: что произойдет с бутылкой, если поджечь пробку? Минута на обсуждение. Во время обсуждения можно спросить мнение зала.

Затем команды представляют свои версии. После этого учитель поджигает водород в бутылке, и он взрывается. Жюри подводит итог этого конкурса.

Состязание шестое – последнее. Кто последний?

Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь. Кто дает последний ответ, тот выиграл!

1. Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и технике:

  • золото, платина;
  • иридий, родий;
  • осмий, рутений;
  • палладий, серебро.

2. Назовите неметаллы:

  • азот, гелий, мышьяк, теллур;
  • аргон, иод, неон, углерод;
  • астат, кислород, радон, фосфор;
  • бор, кремний, селен, фтор;
  • бром, криптон, сера, хлор;
  • водород, ксенон.

VI. Подведение итогов и награждение.

Жюри подводит итоги состязаний и называет:

  1. Чемпиона НХЛ.
  2. Самого химически активного участника.

VII. Посвящение в Национальную химическую лигу.

Учитель читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют:

Клятва Химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать. Помнить химические свойства любого вещества на Земле. Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть. Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать. Газообразные не выпускать наружу. Не тратить зря спирт в спиртовке.
Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

VIII. В заключение мероприятия учитель демонстрирует опыт «Фейерверк».

Для опыта необходимо смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.

IX. Закрытие чемпионата НХЛ.

Поздравляем чемпионов НХЛ с принятием в химики! Национальная химическая лига объявляется закрытой! Спасибо за участие!