Экология и здоровье

Разделы: Экология


Пояснительная записка.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по биологии – выявление средствами предмета биологии направленности личности ее профессиональных интересов. Для того чтобы у учащегося была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным. Содержание курсов по выбору не должно дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс по биологии, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по биологии, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9 класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с биологией.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных тем по биологии, а также изучение некоторых тем выходящих за их рамки. Поэтому считаю включение предметно-ориентированного элективного курса «Экология и здоровье человека» в систему предпрофильной подготовки учащихся по биологии целесообразным. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.

В современной экологической обстановке, научные знания помогают лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать и отдыхать. Познание своего организма часть представлений о единстве природы, неразрывной связи человека с окружающей средой. Человек входит в систему экологических взаимосвязей и страдает оттого, что их нарушает. Курс позволяет понять, что благополучие человека зависит от социальных и природных факторов.

Цель курса: расширить представления учащихся о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека в системе предпрофильной подготовки.

Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся знаний и понятий об основах экологии.
  2. Развитие внутренней мотивации учения, и интереса к познанию биологии.
  3. Ознакомление с понятиями здоровый образ жизни, здоровье, факторами, влияющими на здоровье человека.
  4. Раскрытие роли спорта для сохранения здоровья.

Применять знания:

  • о взаимосвязи организма с окружающей средой;
  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.

Обосновывать: влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека.

Формы контроля:

  • обучающие самостоятельные работы;
  • защита проектов;
  • итоговое собеседование по вопросам курса.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Наблюдение.
  2. Исследование.
  3. Написание и защита реферата.

Темы рефератов:

  1. Физические нагрузки в жизни современного человека.
  2. Рациональное питание в школе
  3. Вещества, загрязняющие экосистемы.
  4. Воздействие загрязняющих веществ на организм человека.

Занятия: 9 часов.

Аудиторные занятия (9 часов): лекции 3, семинары 4, зачет 2.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Количество часов Лекции Семинар Зачет
1 Введение 1 1    
2 Экология человека как наука 3 1 2  
3 Образ жизни 4 1 2 1
4 Итоговое занятие 1     1
  Всего 9 3 4 2

Содержание курса.

Тема 1. Введение (1 час).

1.1. Лекция. Человек и биосфера. Воздействие человека на биосферу. Экологическое мышление.

Учение о биосфере В. И, Вернадского. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека. Развитие экологического сознания населения для оценки последствий любой деятельности человека, связанной с вмешательством в природную среду.

Тема 2. Экология как наука (3 часа).

2.1. Лекция. Определение понятия экология, здоровье, здоровый образ жизни, Факторы среды, влияющие на здоровье человека.

Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Окружающая среда. Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы среды влияющие на здоровье человека – наследственность, абиотические факторы (вода, температура, свет); биотические факторы.

2.2. Семинар. Токсические вещества и классификация соединений по токсичности воздействия на человеческий организм. Ограниченность самозащиты организма.

Комплекс неблагоприятных факторов окружающей природной среды, которые могут вызывать функциональные изменения в организме человека (химическое загрязнение атмосферы, геохимические аномалии) и болезни, связанные с ними заболевания – уровая болезнь, зобная болезнь, интоксикация при избытке селена. 6 групп химически опасных веществ по характеру взаимодействия. Вредные химические вещества CO2, CO, окислы азота, фтористый водород, ртуть, углеводороды, бензол, акролеин, альдегиды, канцерогенные вещества. Ионизирующее излучение.

2.3. Семинар. Пути поступления токсичных веществ в организм человека.

Поступление токсичных веществ в организм человека через органы дыхания, с пищей, водой. Воздействие токсичных веществ на кожу. Защита от шумового загрязнения.

Тема 3. Образ жизни (4 часа).

3.1. Лекция. Образ жизни как фактор здоровья человека наряду с наследственностью и окружающей средой.«Не забывайте что купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими усилиями» Поль Брэг. Законы Б. Коммонера.

3.2. Семинар. Заболевания систем органов человека (органов кровеносной системы, пищеварительной, выделительной, органов дыхания) под воздействием факторов окружающей среды.

Заболевания органов кровеносной системы. Правильное питание, физическая нагрузка – непременное условие здорового сердца и всего организма.

Органы дыхания – правильное дыхание, борьба с загрязнением воздуха, борьба с болезнетворными бактериями. Вред курения. Воздействие никотина на организм человека и его последствия.

Заболевания органов пищеварительной системы «отравленная» пища, правильное питание, алкоголь и никотин, их влияние на органы пищеварительной системы.

3.3. Семинар. Спорт и его роль для укрепления здоровья человека.

Роль физических упражнений для сохранения здоровья. Взаимосвязь между двигательной активностью и его умственным развитием. Платон, Аристотель, Сократ о влиянии движений на организм.

Правильная дозировка нагрузки на организм. Гигиена, здоровый образ жизни – основа здорового организма.

3.4. Зачет по основным понятиям курса.

Итоговое занятие (1 час).

Зачет. Защита реферата, проекта.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учителя:

  1. Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.
  2. Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г.
  3. Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.
  4. Сапин М. Р. и др. Анатомия человека: книга для учителя и студентов. -М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1992 г.
  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Под ред. Л. В, Баль. -М.: Владос, 2003 г.
  7. Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.
  8. Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.

Литература для учащегося:

  1. Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.
  2. Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г.
  3. Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.
  4. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. -М.: Просвещение, 1992.
  5. Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.
  6. Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.