Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ.»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, /«Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/ определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» работает по направлению «Патриотическое воспитание дошкольников» уже несколько лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитания.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, своей земле, воспринимаемым в качестве естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая проводится в ДОУ, по формированию чувства патриотизма.
Методы и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).
Педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.
Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме.
Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.
Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:
- Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.
- Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.
- Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.
- Формирование комплекса нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы патриотического воспитания.
В содержание ее входят следующие направления работы:
- оказание помощи педагогам ДОУ;
- осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой;
- организация и проведение педсоветов;
- изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
- создание условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
- обеспечение взаимодействия ДОУ и социума.
Воспитание патриотических чувств – длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.
Организация работы обеспечивает реализацию по 3 блокам:
1. Аналитический блок.
Задачи:
- Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по патриотическому воспитанию детей.
- Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
- Анкетирование педагогов.
- Анкетирование родителей.
- Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
- Анализ уровня знаний дошкольников.
2. Практический блок.
Задачи:
- Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию, формирование у родителей активной позиции по вопросам патриотического воспитания.
- Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.
3. Контрольно-оценочный блок.
Задачи:
- Анализ полученных результатов (мониторинг).
- Анализ эффективности мероприятий.
- Контроль за проведением мероприятий.
- Анализ полученных результатов.
- Внесение коррективов в работу на основе полученных результатов.
К основным формам методической работы с педагогическим коллективом относятся:
- педагогический совет;
- семинары, семинары-практикумы;
- творческие группы;
- консультации;
- обобщение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение.
Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ. В первую очередь это творческая лаборатория, основное звено методической работы педагогического коллектива. В ДОУ проводятся разные виды педагогических советов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые и другие. При организации работы по определенной теме, в нашем случае по организации работы по патриотическому воспитанию, предпочтительнее проведение тематических педсоветов.
Семинары (семинары-практикумы) играют особую роль не только в повышении научно-теоретического уровня педагогов, но и в совершенствовании их профессионального мастерства. Готовить и проводить семинар можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.
В современных условиях нужны новые подходы к проведению методической работы. Прежде всего, следует создать все условия для роста активности и инициативы педагогов, пробуждать и поощрять их творческий поиск.
Творческие группы – творческие коллективы, созданные из числа педагогических и административных работников. Творческие группы создаются в целях:
- реализации и развития творческой инициативы педагогов;
- совершенствования воспитательно-образовательного процесса;
- реализации конкретных проектов и задач в рамках реализации городских и окружных программ развития дошкольного образования.
Работа в творческих группах – деятельность по созданию нового продукта.
Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит свой собственный запас знаний, навыков, представлений.
Творческие группы педагогов бывают двух видов:
- Проблемные творческие группы педагогов.
- Целевые творческие группы педагогов.
Проблемная творческая группа – это временное научно-исследовательское объединение наиболее квалифицированных творческих педагогов и руководящих работников, разрабатывающих программы локальных экспериментов, концепцию или программу системного преобразования учреждения с изменением его миссии, статуса, предназначения, содержания образования, организации образовательного процесса, технологии обучения, воспитания и развития детей, а также системы управления.
Творческие группы создаются из наиболее опытных, творческих педагогов, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме. На базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Журавушка» г. Мичуринска действуют творческие группы педагогов по патриотическому воспитанию, по развитию умственных способностей, по эстетическому воспитанию и организации коррекционной работы с дошкольниками. Творческие группы содействуют повышению профессионального мастерства педагогов на избранном направлении деятельности, распространению научных педагогических идей и практического опыта работы по выбранной проблематике.
Предлагаем материал из опыта работы творческой группы по патриотическому воспитанию дошкольников по одному из реализованных направлений. Кроме представленного материала педагогами разработано перспективно-тематическое планирование для работы по теме, подготовлены и оформлены материалы для мини-музея «Защитники Отечества».
План работы творческой группы по патриотическому воспитанию
Литература.
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». - М., 2003.
- Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2003.