«Фантазия, ее вымыслы сеют
прекрасное и доброе в мире».
А. Франс.
Актуальность.
Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Анализ авторских программ Л.А. Венгера «Развитие» и Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» показывает, что в занятиях по изодеятельности от 10% до 25% времени уделяется лепке, мало творческих задач.
В практике педагоги большое внимание уделяют коррекции детей с проблемами в обучении, но, как правило, не планируют работу с детьми, проявляющими более высокий уровень способностей. Обычно такие дети не получают должного внимания из-за недостатка времени, загруженности педагога и пр.
По данным моей диагностики 15% детей имеют более высокий уровень способностей, проявляют повышенный интерес к изодеятельности и творчество в своих работах.
Проблема речи, которая встает в детских садах, также взаимосвязана с изодеятельностью, развитием у детей мелкой моторики.
Родители сегодня не проявляют интерес к изодеятельности. Это подтверждается данными анкеты – 25%. Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом.
Универсальным средством в развитии изобразительного творчества, а также в развитии умелости рук, а значит, и речевого развития, является лепка.
Поэтому, целью моего проекта является создание кружка по организации совместной продуктивной деятельности родителей и детей, проявляющих способности.
Предполагается, что работа будет проходить один раз в месяц в течение года, с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Каждое занятие содержит не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.
Семейный художественный проект «Капелька».
Гипотеза. Сотрудничество воспитателя, родителей и детей будут способствовать повышению детских творческих способностей и сближению совместной деятельности ребенка и родителя.
Предполагаю, что:
- разовьется творческий потенциал детей;
- дети получат радость от сотворчества с родителями;
- дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
- сформируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- родители будут проявлять повышенный интерес к творчеству детей.
Цель: организация кружка по совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, проявляющих творческие способности.
Задачи:
- Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с пластилином.
- Развивать творческие способности, воображение детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность.
Участники проекта: дети средней возрастной группы, родители, воспитатель по изобразительной деятельности.
Тип проекта: долгосрочный (с 01.10.2010 г. по 20.05.2011 г.).
Направление: художественно-эстетическое.
Этапы:
- Подготовительный (с 01.10.2010 г. по 01.11.2010 г.).
Диагностика детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач с родителями, создание условий для реализации проекта. - Основной (с 01.11.2010 г. по 20.05.2011 г.).
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. - Итоговый (с 21.05.2011 г. по 15.06.2011 г.).
Сбор и обработка материалов (анкет, диагностики). Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материала проекта, оформление фотоальбома с детскими работами.
Перспективный план реализации проекта.
Месяц | Название занятия | Задачи занятия |
Октябрь | Цветы в траве |
|
Ноябрь | Осенние листья |
|
Декабрь | Нарядная елочка |
|
Январь | Красивая рыбка |
|
Февраль | Веселый клоун |
|
Март | Цыпленок |
|
Апрель | Мать-и-мачеха |
|
Май | Бабочка |
|
Таблица оценки результативности работ детей (начало, конец года).
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
Таблица оценки результативности работ взрослых (начало, конец года).
Фамилия, имя родителя | Участие в совместном творчестве | Проявление интереса | Создание развивающей среды дома |
Литература:
- Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
- Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
- Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
- Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».