Русский язык как предмет школьного цикла нередко кажется чрезмерно сложным и запутанным не только детям, но и взрослым. Количество правил и определений, которые надлежит освоить, многим представляется устрашающе огромным, а если ещё учесть исключения из правил и словарные слова, которые требуется механически запомнить списком. Неудивительно, что охота заниматься столь трудоёмким предметом пропадает при столкновении с первыми же трудностями.
Между тем именно по уровню владения русским языком обычно судят об уровне культуры человека вне зависимости от его профессиональной принадлежности.
Учащиеся начальной школы тоже не очень – то жалуют такой предмет, как русский язык. Для многих детей он оказывается не только слишком сложным, но и, как следствие, малоинтересным, если не откровенно скучным. Задача учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать интерес к этому предмету.
Учёные – лингвисты считают, что на начальном этапе можно говорить лишь о становлении у детей стойкого интереса к урокам русского языка, а уже затем – к самому языку. Нетрадиционные формы проведения уроков призваны стать в этой ситуации чем – то вроде палочки – выручалочки.
Как известно, игра – любимое и привычное занятие для ребёнка. Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. На таких уроках развивается самостоятельность, инициатива, творчество школьника, пробуждается интерес к учению, снимается напряжение. Нестандартные уроки помогают формировать навыки учебной работы, которые, в свою очередь, определяют успешность в обучении.
Я часто провожу уроки – соревнования, путешествия, деловые игры, отчёты.
Задания, которые дети получают на уроках нетрадиционных форм, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляюще, и постоянно развивает их речь. Задания разнообразны:
- Заполнить анкету (тест).
- Ответить на письма читателей.
- Подготовить подпись к фотографиям.
- Создать рекламу газеты и т.д..
- Придумать пример по аналогии и т.д..
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.
Проведение в младших классах регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.
Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления учащихся, внимания, памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила.
Вот некоторые игры, которые учителя начальных классов могут организовывать с целью интеллектуального развития младших школьников.
Игры на комбинирование, планирование ( в основном на уроке математики): танграм, головоломки, игры со спичками.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд…
Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Это – игра – задача, состоящая из заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные не обычно, а с помощью загадок, требующих от ребёнка сообразительности, поэтичной выдумки.
Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала. С помощью кроссвордов можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Составление кроссвордов самими учащимися даёт не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. В процессе составления кроссворда развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремлённость.
К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы, ребусы и другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.
Для развития памяти и повышения грамотности в своей работе я использую слуховые диктанты как средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала, и зрительные диктанты, направленные на развитие точности запоминания. Такие диктанты провожу 2 – 3 раза в неделю. Объём предложений увеличивается постепенно, а с ним – память и грамотность учеников. Содержание таких диктантов тесно связано с изучаемыми программными темами и словарной работой.
Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи, звучащей и письменной.
Для тренировки памяти можно использовать различные игры, направленные на развитие определённого вида памяти.
Например, для тренировки зрительной и слуховой памяти можно рекомендовать игру типа «Трудное запомни!». Учитель показывает ученикам на 30 – 60 секунд 5 – 10 слов (по нарастающей) с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку дети пишут эти слова. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
Игра «Кто больше?» тренирует моторно-слуховую память или речедвигательную.
Учитель произносит словарное слово так как оно пишется, и указывает на кого-нибудь из ребят. Тот должен повторить это слово и добавить своё словарное слово, указывая на следующего ученика. Он повторяет те слова, что были уже произнесены, и добавляет своё и т.д. Все слова произносятся так, как пишутся. Слова добавляются до тех пор, пока они удерживаются в памяти.
Плохая работа памяти обусловлена слабым развитием внимания.
Игры типа «Корректура» направлены на развитие внимания и зрительной памяти.
Учитель пишет на листке бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу поправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передаёт листок второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Играют несколько соревнующихся пар.
Игра «Кто быстрее!» проводится для определения скорости мыслительных процессов.
Необходимо быстро вписать недостающие буквы в словах каждого ряда:
и – ра | д – р – во | у – и – е – ь | ||
г – ра | з – м – к | с – я – оть |
Упражнения-игры для изучения характера логических связей и отношений между понятиями.
Предлагается задача. Дана пара слов: «Лошадь – жеребёнок».
Необходимо подобрать к слову «корова» одно из предъявленных пяти слов: «пастбище, рога, молоко, телёнок, бык», таким образом, чтобы оно относилось по смыслу к корове также, как жеребёнок к лошади.
Школа – обучение.
Больница – ?
(Доктор, ученик, учреждение, лечение.)
Собака – шерсть.
Щука – ?
(Овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя.)
Ухо – слышать.
Зубы – ?
(Видеть, лечить, рот, щётка, жевать.)
Песня – глухой.
Картина – ?
(Хромой, слепой, художник, рисунок.)
Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями (в конверте, в кармане, в сумке). Дети в течение урока помогают Буратино достать золотой ключик, выручают Колобка при встрече с разными героями из сказки…Обучая литературных героев, дети учатся сами.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.
Русский язык – школьный предмет, требующий большого труда. Из урока в урок стараюсь воспитывать у своих учеников любовь к родному языку, а это прежде всего – пробуждение интереса к нему. Ни для кого не секрет, что учиться хочется тогда, когда интересно учиться. Поэтому при подготовке к урокам подбираю такой материал, который был бы интересным, полезным в познавательном отношении, обогащал лексику детей, а также позволял провести на должном уровне обобщение приобретённых знаний по теме урока и проверить, насколько дети овладели умением применять эти знания на практике.
Список использованной литературы:
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль,1997.
- Шибаев А.А. Весёлая грамматика. Смоленск, 2001.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Педагогика, 1982.