Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся о числе 7.
- Развивать логическое мышление, смекалку, фантазию, творческие способности детей.
- Прививать интерес к математике.
Ход занятия
1. Организация группы (класса).
- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня вы узнаете много нового и интересного. У каждого из вас на столе в файлах лежит всё необходимое к занятию.
- Возьмите из файла белый лист бумаги и конверт. В конверте полоски разного цвета (оранжевый, жёлтый, зелёный по 2 полоски на каждый цвет, всего 6).
Одновременно учитель вывешивает на доске образец:
(Дети наклеивают каждый себе, откладывают в сторону.)
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодняшнее занятие мы посвятим числу 7.
(Учитель на доске вывешивает тему: «Магическое число 7».)
3. Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя о числе 7.
- Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Когда-то она была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где «7» употребляется в значении «все». 7 стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус), через 7 «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Древние города Рим и Киев были построены на 7 холмах.
Числу 7 приписывали знахари таинственную силу, когда давали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах и советовали пить 7 дней.
Отголоски почитания этой цифры дошли и до наших дней.
- Когда мы сейчас сталкиваемся с числом 7? (В пословицах, 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, 7 цветов радуги, 7 чудес света, ковш Большой медведицы составляют 7 звёзд.)
б) Работа с пословицами.
- А теперь проверим, как вы знаете пословицы и крылатые выражения.
(Дети заранее разделены на 2 команды.)
- У одной команды есть начало пословицы, а у другой – её конец (5-6 пословиц, значение некоторых объясняют).
- 7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
- У 7 нянек дитя без глазу.
- На 7 небе от счастья.
- За 7 вёрст киселя хлебать.
- 7 пядей во лбу.
- 7 чудес света.
- Молодцы!
в) 7 чудес света.
- В древности 7 чудесами света назывались 7 сооружений, поражавших своей грандиозностью и великолепием. На прошлом занятии вам было дано задание узнать об этих 7 чудесах света.
(Дети рассказывают о 7 чудесах света. Рассказ сопровождается рисунками этих чудес.)
- Египетские пирамиды.
- Висячие сады Семирамиды.
- Храм греческой богини Артемиды в городе Эфес.
- Зевс Олимпийский.
- Гробница царя Мавсола.
- Колосс Родосский.
- Фаросский (Александрийский) маяк.
Египетские пирамиды. [3]
Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти 5 тыс. лет назад (28 в. до н. э.) основатель III династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы. Оно было поручено зодчему Имхотену.
По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась «мастаба», усыпальница, напоминавшая по форме скамью (мастаба с арабского - скамья). Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы для Джосера, заключалось в том, что он возвёл её в форме 6 скамей, поставленных друг на друга. Причём каждая последующая была меньше предыдущей. Имхотен создал первую ступенчатую пирамиду – мать пирамид. Её высота равнялась 60 м, длина – 120 м, ширина – 109 м. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупнейших известняковых блоков.
Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса (начало 27 в. до н. э.). Её высота – 146,6 м, длина каждой из сторон – 233 м. Сложена она из тщательно отесанных и плотно прижатых известняковых блоков весом от 2,5 до 30 т. По расчётам учёных, для её сооружения потребовалось 2 300 000 таких блоков. Сооружение гигантских пирамид требовало огромных затрат денежных и материальных ресурсов. Сотни тысяч людей, силой согнанных для их постройки, погибали от непосильной работы.
Храм Артемиды Эфесской. [3]
В 356 году до н. э. в городе Эфесе сгорел храм, построенный в 450 году до н. э. в честь богини Артемиды. Храм поджёг честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат. Он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению ионийских городов его имя было преданы забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 в. до н. э.в. древнегреческого историка ф имя было преданы забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка феопо).
Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, обнесённое со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшениях храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма. Он был возведён на болотистой почве, и необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора Херсифрона, мягкая болотистая почва служила амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.
На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрократу, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте. Новый храм во всём походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 м, ширина – 50 м.
Многие прославленные мастера того времени приняли участие в украшении нового храма Артемиды. Изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, создал скульптор Скопас; статуи во внутренних помещениях – Пракситель.
Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского в облике Зевса с молнией в руке. Многие богатые римляне дарили храму золотые и серебряные скульптуры.
В 263 году н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Позже фанатики-христиане разрушали колонны, мраморную облицовку храма. Болото поглотило остатки храма.
Мавзолей в Галикарнасе. [3]
В 352 году до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времён труп царя был сожжён, пепел помещён в погребальную урну. В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже (по другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его).
Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 м. Первый этаж, где покоилась урна с прахом, имел вид громадного куба высотой 20 м и площадью 5 тыс. кв. м. Второй этаж был обнесён с наружной стороны великолепной колоннадой. Здесь хранились жертвоприношения. Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, её венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющих квадригой – четвёркой лошадей, запряжённых в колесницу.
К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные, прославленные мастера, скульпторы Скопос, Бриаксид, Леохар.
Одно из чудес света – мавзолей в Галикарнасе существовал почти 2 тыс. лет. Он был окончательно разрушен крестоносцами в 1522 году.
«Висячие сады» Семирамиды. [3]
Вавилонский царь Навуходоносор II (605-562 г. до н. э.) для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царём Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, а наименьшая – 34 м. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скреплённого гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников, деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм.
В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами подавалась день и ночь на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
В 331 г. до н.э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут в тени «висячих садов» он скончался в 339 г.до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.
Фаросский маяк. [3]
Зимой 332 г до н. э. войска Александра Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрии. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов древности, центром науки, культуры и торговли.
По мере развития судоходства, морской торговли всё острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в александрийскую гавань. При Птолемее I (3 век до н. э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 м) от Александрии, был построен на Средиземноморье маяк – величественное сооружение, признанное одним из чудес света.
Высота маяка – 135 м, его свет был виден на расстоянии до 60 км (по другим свидетельствам, до 100 км). Нижняя часть представляла собой четырёхгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 м (площадью 600 кв.м.). Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма – башня, облицованная белым мрамором. Верхняя(третья) часть маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады – 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костёр. Каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии, этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла. По другой – благодаря использованию прозрачных шлифованных камней-линз.
Горючий материал доставляли по пологой винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.
История сохранила имя создателя Фаросского маяка: на одной из плит учёные обнаружили надпись «Сострат, сын Декстифона, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора – он закрыл её слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.
В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания.
Зевс Олимпийский. [3]
В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасённый матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестёр.
В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 году до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 году до н. э. в Олимпии появился посвящённый Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света.
Создатель Зевса Олимпийского – прославленный скульптор Фидий (начало 5 века до н. э. – около 432-431 гг. до н. э.).
Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности.
Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнажённые части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии – из золота, глаза – из драгоценных камней.
Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим – из чёрного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники – богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты – богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 век до н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и учений Гай Плиний Старший (1в. до н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. – начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.
Колосс Родосский. [3]
В 304 году до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить. В честь победы жители острова решили воздвигнуть статую бога Гелиоса, покровителя Родоса. Деньги были получены за счёт продажи разнообразных осадных орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида – чудо военной техники, огромная осадная башня, снабжённая тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками.
Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищённым взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская бронзовая фигура бога Солнца. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.
Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперёд. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчёты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского учёного и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.
На искусственном холме Харес установил три каменных столба – на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем – детали плаща . «Сборка» статуи велась снизу вверх – сначала формировались ступни, затем икры и т. д. По мере закрепления деталей их засыпали землёй, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был срыт.
Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью, множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.
По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь. Примерно через 50 лет после его «рождения» он был разрушен землетрясением. От сильных толчков надломились колени статуи, она рухнула вниз. Отсюда пошло известное выражение: «Колосс на глиняных ногах». Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что суда, направлявшиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.
В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах.
Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это всё, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.
Время не пощадило эти чудесные творения: висячие сады были затоплены, храм Артемиды разрушали дважды, Зевс Олимпийский сгорел, гробницу царя Мавсола разобрали (разграбили) крестоносцы, Колосс Родосский и Фаросский маяк – рухнули при землетрясении. И только одни лишь пирамиды уцелели. Недаром говорят, что их боится время.
г) Строим пирамиду (плоскую).
- А сейчас мы построим свою пирамиду. Как и всякое сооружение, с чего мы должны начать строить? (с фундамента – с основы)
(На доске рассыпанная пирамида. Дети постепенно собирают её на доске, выполняя задания учителя).
1 ряд пирамиды:
- 30 – число, которое указывает на количество дней в апреле месяце.
- 90 – число, которое является разностью самого маленького трёхзначного числа и самого маленького двузначного (100 – 10).
- 270 – число, которое получится, если мы к четвёртой части 1000 прибавим 20 (250 + 20).
- 810 – число, сумма цифр, которая использована для его записи, равна 9 (8 + 1 + 0).
- Какая зависимость существует между числами 1 ряда? (Увеличиваются в 3 раза.)
2 ряд пирамиды:
- 1000 – число, указывающее на количество метров в 1 км.
- 100 – число указывающее, сколько лет в 1 веке.
- 1 – число, которое есть в пословице «7 бед – ... ответ».
(Можно объяснить значение пословицы «Рискнём ещё раз и если придётся отвечать, то сразу за всё, одновременно».)
- Какая зависимость? (Это самые маленькие числа, самое маленькое четырёхзначное, самое маленькое трёхзначное и однозначное.)
3 ряд пирамиды:
- 24 – число, которое указывает на время, когда Золушка должна была вернуться с бала (полночь или 24 часа).
- Какая зависимость? (Меньше в 2 раза.)
Вершина пирамиды:
- 7 – тема нашего урока.
Общий вид пирамиды плоской
- Это плоская пирамида. Чуть позже мы сделаем объёмную пирамиду.
д) 7 уток в пруду.
- 7 утят в пруду постоянно ссорятся. Как разделить утят 3 прямыми линиями, чтобы прекратить ссоры (т. е. чтобы каждый утёнок был как бы в отдельности).
(Дети из файлов достают заготовки и выполняют задание, затем на доске показывают.)
Физкультурная минутка.
На болоте 2 лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет!
Всем друзьям физкультпривет!
е) Улитка на столбе. [1]
- Улитка ползёт по столбу, высота которого 10 метров. За день она поднимается вверх на 4 метра, а ночью сползает на 3 метра. За сколько дней она доберётся до конца столба? (7 дней.)
(На листах дети выполняют расчёты.)
ж) Объёмная пирамида.
- У вас в файлах есть развёртки пирамид. Согните и склейте. Получилась объёмная пирамида. Бывают трёхгранные, четырёхгранные пирамиды. Смотря что лежит в основании пирамиды.
з) «Раздай конфеты» [2]
- На 6 блюдцах лежат конфеты. Как раздать их 3 девочкам поровну, если перекладывать конфеты с одной тарелки на другую нельзя. У вас в файлах есть рисунки, покажите на них, как вы раздадите конфеты.
и) Танграм.
- Это квадрат, который делится на 7 частей и разделяется. Из этих частей складываются разные фигуры (животные, предметы и т.д.). Используются все 7 частей, ничего не отбрасывается.
(Показ на доске готового танграма и как его расчерчивать по ходу объясняет учитель, а дети у себя на месте делают.)
(Дети чертят, делят танграм, разрезают, складывают и наклеивают фигурки.)
к) Со спичками.
- Как из 9 квадратов получить 7 квадратов, убрав 2 спички?
4. Итог занятия.
- Занятие подошло к концу. Какое теперь у вас настроение? Изменилось с тем, какое было в начале занятия или нет?
(Дети наклеивают полоску ещё раз.)
- Как вы думаете, почему оно у вас изменилось?
- Я вами довольна. Молодцы!
Список литературы
- Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика. Учебник для 5 класса средней школы. Изд. «Просвещение», 1993 стр. 295.
- Аргинская И.И., Занков Л.В. Математика. Пробный учебник для 1 класса. Изд. «Просвещение», Москва, 1991 стр. 123.
- Энциклопедический словарь юного историка. Изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1993 стр. 368-374.