Программное содержание:
- Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать ее содержание;
- Развивать объяснительную речь и умение последовательно излагать мысли;
- Подвести детей к составлению описательного рассказа по фрагменту картины;
- Через коммуникативную игру "Кукла" стимулировать диалогическую речь, развивать умение развивать свои суждения.
Коррекционная задача:
- Закрепить правильное употребление глаголов, навыки построения простых предложений.
- Словарная работа: активизировать приставочные глаголы: съехал, подъехал, скатился и т.д.
Материал: картина Б.Л.Игнатьева "Зимние забавы", сюжетные картинки о зимних развлечениях, пиктограммы, картинки с изображением спортивного инвентаря, оформление "зимней полянки".
Ход занятия
I часть.
Приглашаю детей на "зимнюю полянку" и вместе с ними читаем стихотворение, имитируя, согласно текста:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Падают снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Завертелся наш снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
- Посмотрите, как много снега нападало. Давайте походим по снегу. (Передача образов-этюдов: идем легко; по сугробам - тяжело). Устали? Возьмем лопатки и расчистим дорожку от снега. (Жесты, пантомимика).
Скатаем большой снежный ком (показать: какой получился комок).
Поиграем в снежки. Сашу больно ударил снежный комок по ноге (показать мимикой и жестами).
Мы с вами потрудились и поиграли. А сейчас давайте посмотрим, чем же дети занимаются еще на прогулке. (Привлекаю их внимание к картине Б.Л.Игнатьева "Зимние забавы"). Посмотрите на картину:
- Какое время года на картине?
- Как вы определили?
- Какая погода стояла в этот зимний день?
Однажды зимним, теплым, солнечным днем дети вышли на прогулку. Каждый занялся своим любимым делом.
- Где больше всего детей?
- С чем они пришли на горку?
- Всем ли удалось съехать с горки? Что случилось с Мишей и Олей? Кто Миша Оле? Кто Оля Мише? (активизировать: брат, сестра, друг, товарищ, подружка).
- Покажите, какое выражение лиц у детей, которые катаются с горки (радость). Покажите, а как вам бывает весело, когда вы катаетесь?
- А что им кричат дети с горки? А какое настроение у Оли и Миши? (обиженное, невеселое).
Комментарий воспитателя: им, наверное, снежок попал за воротник. Покажите, что вы ощущаете, когда у вас за воротником снежок?
- А какое настроение у ребят, которые торопятся съехать с горки? (нетерпеливое).
- А что развеселило вас на картине? (2-3ответа детей).
- Кого любят катать девочки на прогулке? Давайте поиграем в игру "Кукла".
Содержание игры: "Дети договариваются между собой, кто будет куклой, а кто мамой (бабушкой или старшей сестрой, братом). Мама (или брат, сестра:) по телефону спрашивает, проснулась ли малышка и дает советы и рекомендации, что и как надо делать (ряд последовательных действий: разбудить, умыть, покормить, пойти погулять, во что одеться, во что будет играть на улице, утешить, если кукла заплачет и т.д.).
Затем предложить рассказать о ребятах на лыжах. Какое у них настроение? (Подобрать пиктограммы, обыграть мимикой и движениями. Передать в упражнении-этюде - радость, удовольствие, веселье).
Привлекаю внимание к катку: дети постарше пошли на каток. Там были конькобежцы. Они соревновались, кто быстрее бегает на коньках. Фигуристы танцевали на льду. Мальчики играли в хоккей. Какое у них настроение? (обыграть с пиктограммами).
Физкультминутка:
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали на нем.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой
И с хвостом и с головой.
За усы - не тяни,
Из соломинки они.
Дети за день так устали
И у печки задремали.
II часть.
- А теперь я приглашаю вас в магазин "Спортивные товары"
Игра на исключение: рассмотреть маленькую картинку и выбрать с изображением спортивного инвентаря. Что здесь лишнее и почему?
III часть.
Составить предложение по картинкам "Зимних развлечений".
- Возьми картинку и расскажи, кто что делает? Варианты ответов:
Девочка катается на санках;
Мальчик съехал с горки на лыжах.
К сестре на лыжах подъехал брат и т.д.
- А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ получился у меня:
"В зимний солнечный день ребята вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Много детей собралось на горке. Они катались на санках и лыжах. Но не все успешно съехали с горки. Санки Миши и Оли перевернулись и упали в снег. Саша торопится съехать с горки. Он сердится, что дети долго кувыркаются в сугробе. Кричит, чтоб освободили путь. Внизу, под горкой - каток. Там мальчики играют в хоккей, соревнуются конькобежцы, а фигуристы танцуют. Хорошо гулять зимой!".