Мягкий знак

Разделы: Логопедия


Цель занятия. Hayчить учащихся дифференцировать твердые и мягкие согласные, обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака.

Задачи.

Образовательньие:

  • закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;
  • закрепление зрительного образа буквы Ь.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы мягких согласных;
  • закрепление правильного произношения мягких согласных в слогах, словах;
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • развитие слухоречевого воспрития, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • формирование положительного мотива к логопедшеским занятиям, навыков самоконтроля.

Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, алгоритм обозначения мягкости согласных мягким знаком (мультимедийные презентации), таблица слогов, слов, кроссворд (мультимедийные презентации), текст.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Аутотренинг.

-Я пришел на логопедическое занятие.

-Я внимательно слушаю логопеда.

-Я четко и правильно произношу все звуки.

-Я пишу красиво и аккуратно.

-Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву;

-Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.

Логопед:

-Но, чтобы правильно произносить все звуки, подготовим артикуляционный аппарат к работе. Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе со мной выполняйте упражнения. (Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Язычок-силач.

2. Чистим верхние зубки.

3. Маляр.

4. Качельки.

б. Вкусное варенье.

7. Кошечка лакает молочко.

Логопед:

- Язычок мы подготовили к работе, подготовим наши пальчики к письму. Выполните задание по образцу.

3. Коррекция графомоторных навыков.

Учащиеся выполняют задания по образцу.

-Мы готовы к дальнейшей работе.

II. Работа по теме.

1. Создание проблемной ситyации (формирование внутреннего мотива к дальнейшей pаботe).

Учитель-логопед:

-Возьмите чистые полоски бумаги. На каждой будете писать только одно слово, которое я продиктую. Задание всем понятно? (Логопед проверяет понимание задания).

- Борьба, альбом, пальто, лошадь, кольцо.

(Вывешиваются результаты работы учащихся).

-Ребята, вспомните, какое было задание?

-Сравните результаты.

-Почему они разные? Кто прав?

-Почему некоторые ребята допустили ошибки?

(Учащиеся определяют причины ошибочного написания слов).

-Сформулируйте тему нашего занятия.

(Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия)

-Запишите дату и тему нашего занятия.(Мягкий знак).

2. Целеполагание.

Логопед:

-Ребята, вы правильно назвали причину ошибок: некоторые из вас не слышат мягкость согласного. Давайте поможем ребятам преодолеть возникшие трудности. Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?

(Предъявляется алгоритм целеполагания. (Приложение 1.).

Дети отвечают с опорой на алгоритм:

-Мы должны научиться правильно произносить твёрдые и мягкие согласные.

-Мы должны научиться различать твёрдые и мягкие согласные.

-Мы должны научиться писать и читать слоги и слова с мягким знаком.

-Грамотно строить предложения.

Логопед:

- Ребята, чтобы уметь различать твёрдые и мягкие согласные, надо чётко представлять, в чем главное отличие в артикуляции твёрдых и мягких согласных.

3. Сравнение артикуляции твердых и мягких согласных.

Дети под руководством учителя-логопеда сравнивают артикуляцию звуков:

[д] - [д']

[т] - [т']

[н] - [н']

[с] - [с']

Логопед:

-Ребята, кто определит; в чём главное отличие твердых и мягких согласных.

(Дети отвечают).

-Верно, при произнесении мягких согласных язык более напряжен и слегка приподнимается к небу (логопед надевает варежку-"язычок" на руку и еще раз с использованием ручной модели комментирует артикуляцию твердых и мягких согласных).

4. Дифференциация букв.

Логопед:

-Ребята, а при помощи чего мы обозначаем мягкость на письме?

- С какими буквами нельзя путать мягкий знак?

(Оптическое сравнение букв: Ь, Ъ, Ы).

-Мягкий знак живет беспечно,
Oн без шапки ходит вечно.

-Мягкий знак подготовил для вас интересные задания.

Вывешивается мягкий знак.

5. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

-К мягкому знаку пришли в гости твердые и мягкие согласные. Как только услышите твердые согласные, постучите кулачками, а мягкие - погладьте левой рукой правую:

[Т'],[Р],[Д'],[З'], [П'],[В],[Л'],[Ф], [С'],[К],[Н'],[З], [Т],[М'],[В'],[Г], [Ф'],[Л],[Н],[С'], [Т'],[Р'],[Д],[К']

6. Формирование навыка написания Ь знака в слогах.

Логопед:

-Мягкий знак дает вам новое задание. Послушайте и запишите слоги с мягким знаком.

-Что вы должны сделать, чтoбы правильно выполнить задание?

(В процессе понимания (осознания) задания при помощи знаков-символов выстраивается алгоритм действия: слушаю - произношу звуки - особое внимание обращаю на язык (если при произнесении согласного, язык напряжен) - согласный мягкий - пишу мягкий знак, проверяю правильность написания буквы). (Приложение 2.)

Алгоритм остается до конца занятия.

Логопед читает слоги, дети выполняют задание с опорой на алгоритм:

ать, дум, рамь, олб, орьн, уль, унк, лать, оньк.

7. Формированиe навыков чтения слогов с мягким знаком.

Логопед:

- А сейчас новое задание. Вы должны научиться правильно читать слоги c мягким знaкoм. Что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить это задание? (Составляется новый алгоритм действий: вижу мягкий знак - пoмню, что язык должен быть бoлeе напряжен, - произношу - слушаю, какой получился звук). (Приложение 3.).

Вывешивается слоговая таблица, обучающиеся прочитывают только слоги с мягким знaкoм.

8. Физминутка (грамматическая игра).

Логопед:

- Я бросаю мяч и произношу слово, вы возвращаете мяч, произнося слово так, чтобы последний согласный звучал мягко:

Удар-_ : , трон-.. _ , жар- ... , угол- ... , хор- ..., брат - ..., ел -: .

9. 3акрепление навыков написания и чтения слов с мягким знаком. Развитие слухоречевой памяти, логического мышления.

Логопед:

-Ребята, кто какие пары слов запомнил?

Дeти записывают эти слова по очереди на доске.

-Чем отличаются эти cлoвa?

(Логопeд особое внимание обучающихся обращает на смыслоразличительную функцию Ь знака. Дeти составляют словосочетания с этими парами слов).

- В следующем задании надо не только правильно прочитать слова, но и нaйти смысловые пары и объяснить свой выбор.

- Ребята, что вы должны сделать? (Понимание задания).

КОРОЛЬ ОКУНЬ
КАРАСЬ РЫСЬ
КОРАБЛЬ ЦАРЬ
ЛОСЬ АВТОМОБИЛЬ

(При чтении логопед обращает внимание на четкую артикуляцию согласных).

После выполнения задания убираются слова второго столбика.

- Ребята, вспомните слова второго столбика.

Убираются все слова, и учащиеся по памяти записывают их парами. Дети обосновывают написание мягкого знака.

Предъявляется кроссворд. (Приложение 4.)

Логопед:

-Мягкий знaк приготовил кроссворд, отгадки запишем в тетрадь. (Дeти сами читают и oтвeчают на вoпросы).

-Это южное дерево бывает кокосовым, финиковым, банановым. (Пальма)

-Маленькие морские или речные камушки. (Галька).

-Чacть лимoнa, апельсина или мандарина. (Долька).

-Больше чем ноcки, но меньше чем чулки. (Гольфы).

(Записанные слова еще раз прочитываются. Логопед следит за правильностью чтения слов).

- Ребята, кто запомнил, что такое пальма?

- А сейчас послушайте текст и ответьте, чтo изменилось в слове "пальма"?

10. Работа с текстом.

Логопед:

Кот Боська дружит с собакой Пальмой. Они часто ходят играть во двор.

Пальма всегда защищает Боську от чужих псов.

Беседа по тексту:

- О ком говорится в тексте?

- Кто такая Пальма? Что изменилось в cловe "Пальма"?

- Как ведет себя Пальма пo отношению к Боське?

-Как можно озаглавить текст?

-Кто запомнил первое предложение?

Записывается предложение с предварительным орфографическим проговариванием.

Пересказ текста в парах.

-А сейчас вернемся к нaшим ошибкaм.

Ребята, которые допустили ошибки в словах, самостоятельно их исправляют.

III. Подведение итога (рефлексия).

Ребята, над какой темой мы работaли? Что такое мягкий знак? Как мы должны действовать, чтобы не ошибиться в правописании слов с мягким знаком? Зачем нам надо это знать?

Что было интересно? С какими трудностями вы столкнулись? Какие чувства вы сейчас испытываете и почему? На каком уровне успешности вы себя ощущаете?

Приложение 5.