Урок-семинар "Субрегионы Европы"

Разделы: География


Урок 1

Цели урока:

  1. Изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения Европы на основе работы с различными источниками знаний.
  2. Выявить географические различия в зарубежной Европе. Отработать навыки комплексного анализа данных.

Задачи урока:

  1. Дать характеристику Европы как единого региона. Выявить наиболее типичные черты развития и размещения производительных сил.
  2. Привести примеры, показывающие высокий уровень развития региона, ведущее положение его в мировом сообществе.
  3. Раскрыть общие черты населения стран Европы; подчеркнуть уникальность региона
  4. Определить проблемы развития региона, показать стремление стран Европы решать их сообща.
  5. Продолжать формировать географические умения; анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
  6. Закреплять навыки работы в группе, оформлять в виде единого ответа.
  7. Начать подготовку к уроку-диалогу.

Опорные знания и умения:

  • Особенности природы, политическая карта и население стран Европы (география материков и океанов).
  • Международные отношения и политическая карта мира.
  • Влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства.
  • Общие черты социально –экономического развития экономически развитых стран.

Методы учебной деятельности:

  • Лекция учителя. Слушание учащимися лекции.
  • Работа с картами атласа, запись выводов в тетрадь.
  • Составление таблицы «Субрегионы Европы», формулирование выводов.
  • Работа в контурных картах.
  • Коллективная работа в группе.

Средства обучения:

  • физическая и политическая карта Европы;
  • карты народов и плотности населения;
  • атласы по географии для 10 класса;
  • диаграммы и статистические таблицы;
  • контурные карты.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

II. Практическая работа «Субрегионы Европы».

1) Работа с картами атласов , учебником и дополнительными источниками информации.

2) Заполнение таблицы:

Вопросы Северная Европа Средняя Европа Южная Европа Восточная Европа
         

Вопросы:

  1. Территория. (Перечислить страны, указать самую большую и самую маленькую страну в регионе.)
  2. Население. (Указать естественный прирост, самую малочисленную и многочисленную страну в регионе.)
  3. Миграции в регионе.
  4. Национальный состав в регионах.
  5. Агломерации мегалополисы, города миллионеры.
  6. Формы государственного строя стран региона.
  7. Форма государственного устройства стран региона.
  8. Природные ресурсы стран региона. (Указать самую богатую и самую бедную страну. Недостаток ресурсов.)
  9. Рекреационные ресурсы стран региона. (Природные и историко-культурные.)
  10. Транспорт. (Крупные узлы.)
  11. Отрасли специализации стран. (В промышленности и сельском хозяйстве. Экспорт и импорт.)
  12. Проблемы стан региона. (Экономические , политические, демографические экологические.)
  13. Экономические и политические союзы. Интеграция.
  14. Выдающиеся европейцы. (Политики, философы, деятели культуры и т.д..)

III. Задание на дом.

1) Закончить работу по заполнению таблицы «Субрегионы Европы».

2) На контурной карте:

  1. Выделить границы субрегионов Европы.
  2. Подписать названия государств и их столицы.
  3. Указать количество сопредельных стран у каждого европейского государства.
  4. Выделить штриховкой европейские государства, образованные в 90-х годах ХХ века.
  5. Условными знаками разной величины показать численность населения в странах Зарубежной Европы, выделив две группы:
    • страны с численностью населения более 50 млн. жителей;
    • страны с численностью населения менее 10 млн жителей.
  6. Выделите штриховкой разного цвета ареалы размещения населения, относящиеся к крупнейшим языковым семьям и группам.
  7. Подпишите названия крупнейших европейских народов на территории их постоянного проживания.
  8. Покажите условными знаками размещение основных видов природных ресурсов (минеральных, гидроэнергетических, лесных, рыбных природно-рекреационных), имеющих мировое значение.
  9. Покажите условными знаками районы выращивания зерновых культур и районы разведения крупного рогатого скота.
  10. Отметьте на карте и подпишите названия крупных городов, наиболее посещаемых иностранными туристами.
  11. Условными знаками покажите главные районы горного и приморского туризма.

Урок 2-3

Цели урока:

  1. Изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения Европы на основе работы с различными источниками знаний.
  2. Выявить географические различия в зарубежной Европе. Отработать навыки комплексного анализа данных.

Задачи урока:

  1. Дать характеристику Европы как единого региона. Выявить наиболее типичные черты развития и размещения производительных сил.
  2. Привести примеры, показывающие высокий уровень развития региона, ведущее положение его в мировом сообществе.
  3. Раскрыть общие черты населения стран Европы; подчеркнуть уникальность региона
  4. Определить проблемы развития региона, показать стремление стран Европы решать их сообща.
  5. Продолжать формировать географические умения; анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
  6. Закреплять навыки работы в группе, оформлять в виде единого ответа.
  7. Начать подготовку к уроку-диалогу.

Опорные знания и умения:

  • Особенности природы, политическая карта и население стран Европы (география материков и океанов).
  • Международные отношения и политическая карта мира.
  • Влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства.
  • Общие черты социально-экономического развития экономически развитых стран.

Методы и формы учебной деятельности:

  • Самостоятельная работа учащихся в группах.
  • Сообщения учащихся.
  • Подведение итогов.

Ход урока

Учитель проводит урок-семинар, широко используя знания учащихся полученные на предыдущих уроках.

I. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Класс делится на четыре подгруппы (по количеству регионов Европы). Каждая подгруппа представляет один из регионов.

Учащиеся обсуждают в опросы по своему региону из таблицы «Субрегионы Европы», отбирают лучшие, наиболее полные ответы. Решают, кто будет представлять регион на семинаре.

II. Сообщения учащихся.

Выступление учащихся с рассказом о субрегионах Европы. Обсуждение, дополнения с места.

Подведение итогов семинара:

  1. Определение уровня развития стран зарубежной Европы и региона в целом.
  2. Выявление стран, определяющих экономическую мощь региона.
  3. Определение места каждого субрегиона в международных экономических отношениях.

Учитель предлагает дополнить таблицу ещё одним пунктом «Уникальность, неповторимость региона».

III. Подведение итогов урока.

Объявление оценок за работу на семинаре.

Задание на дом: стр 181-210 по учебнику.