Урок 1
Цели урока:
- Изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения Европы на основе работы с различными источниками знаний.
- Выявить географические различия в зарубежной Европе. Отработать навыки комплексного анализа данных.
Задачи урока:
- Дать характеристику Европы как единого региона. Выявить наиболее типичные черты развития и размещения производительных сил.
- Привести примеры, показывающие высокий уровень развития региона, ведущее положение его в мировом сообществе.
- Раскрыть общие черты населения стран Европы; подчеркнуть уникальность региона
- Определить проблемы развития региона, показать стремление стран Европы решать их сообща.
- Продолжать формировать географические умения; анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
- Закреплять навыки работы в группе, оформлять в виде единого ответа.
- Начать подготовку к уроку-диалогу.
Опорные знания и умения:
- Особенности природы, политическая карта и население стран Европы (география материков и океанов).
- Международные отношения и политическая карта мира.
- Влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства.
- Общие черты социально –экономического развития экономически развитых стран.
Методы учебной деятельности:
- Лекция учителя. Слушание учащимися лекции.
- Работа с картами атласа, запись выводов в тетрадь.
- Составление таблицы «Субрегионы Европы», формулирование выводов.
- Работа в контурных картах.
- Коллективная работа в группе.
Средства обучения:
- физическая и политическая карта Европы;
- карты народов и плотности населения;
- атласы по географии для 10 класса;
- диаграммы и статистические таблицы;
- контурные карты.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
II. Практическая работа «Субрегионы Европы».
1) Работа с картами атласов , учебником и дополнительными источниками информации.
2) Заполнение таблицы:
Вопросы | Северная Европа | Средняя Европа | Южная Европа | Восточная Европа |
Вопросы:
- Территория. (Перечислить страны, указать самую большую и самую маленькую страну в регионе.)
- Население. (Указать естественный прирост, самую малочисленную и многочисленную страну в регионе.)
- Миграции в регионе.
- Национальный состав в регионах.
- Агломерации мегалополисы, города миллионеры.
- Формы государственного строя стран региона.
- Форма государственного устройства стран региона.
- Природные ресурсы стран региона. (Указать самую богатую и самую бедную страну. Недостаток ресурсов.)
- Рекреационные ресурсы стран региона. (Природные и историко-культурные.)
- Транспорт. (Крупные узлы.)
- Отрасли специализации стран. (В промышленности и сельском хозяйстве. Экспорт и импорт.)
- Проблемы стан региона. (Экономические , политические, демографические экологические.)
- Экономические и политические союзы. Интеграция.
- Выдающиеся европейцы. (Политики, философы, деятели культуры и т.д..)
III. Задание на дом.
1) Закончить работу по заполнению таблицы «Субрегионы Европы».
2) На контурной карте:
- Выделить границы субрегионов Европы.
- Подписать названия государств и их столицы.
- Указать количество сопредельных стран у каждого европейского государства.
- Выделить штриховкой европейские государства, образованные в 90-х годах ХХ века.
- Условными знаками разной величины показать численность
населения в странах Зарубежной Европы, выделив две группы:
- страны с численностью населения более 50 млн. жителей;
- страны с численностью населения менее 10 млн жителей.
- Выделите штриховкой разного цвета ареалы размещения населения, относящиеся к крупнейшим языковым семьям и группам.
- Подпишите названия крупнейших европейских народов на территории их постоянного проживания.
- Покажите условными знаками размещение основных видов природных ресурсов (минеральных, гидроэнергетических, лесных, рыбных природно-рекреационных), имеющих мировое значение.
- Покажите условными знаками районы выращивания зерновых культур и районы разведения крупного рогатого скота.
- Отметьте на карте и подпишите названия крупных городов, наиболее посещаемых иностранными туристами.
- Условными знаками покажите главные районы горного и приморского туризма.
Урок 2-3
Цели урока:
- Изучить состав, географическое положение, природно-ресурсный потенциал, особенности населения Европы на основе работы с различными источниками знаний.
- Выявить географические различия в зарубежной Европе. Отработать навыки комплексного анализа данных.
Задачи урока:
- Дать характеристику Европы как единого региона. Выявить наиболее типичные черты развития и размещения производительных сил.
- Привести примеры, показывающие высокий уровень развития региона, ведущее положение его в мировом сообществе.
- Раскрыть общие черты населения стран Европы; подчеркнуть уникальность региона
- Определить проблемы развития региона, показать стремление стран Европы решать их сообща.
- Продолжать формировать географические умения; анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать.
- Закреплять навыки работы в группе, оформлять в виде единого ответа.
- Начать подготовку к уроку-диалогу.
Опорные знания и умения:
- Особенности природы, политическая карта и население стран Европы (география материков и океанов).
- Международные отношения и политическая карта мира.
- Влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства.
- Общие черты социально-экономического развития экономически развитых стран.
Методы и формы учебной деятельности:
- Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Сообщения учащихся.
- Подведение итогов.
Ход урока
Учитель проводит урок-семинар, широко используя знания учащихся полученные на предыдущих уроках.
I. Самостоятельная работа учащихся в группах.
Класс делится на четыре подгруппы (по количеству регионов Европы). Каждая подгруппа представляет один из регионов.
Учащиеся обсуждают в опросы по своему региону из таблицы «Субрегионы Европы», отбирают лучшие, наиболее полные ответы. Решают, кто будет представлять регион на семинаре.
II. Сообщения учащихся.
Выступление учащихся с рассказом о субрегионах Европы. Обсуждение, дополнения с места.
Подведение итогов семинара:
- Определение уровня развития стран зарубежной Европы и региона в целом.
- Выявление стран, определяющих экономическую мощь региона.
- Определение места каждого субрегиона в международных экономических отношениях.
Учитель предлагает дополнить таблицу ещё одним пунктом «Уникальность, неповторимость региона».
III. Подведение итогов урока.
Объявление оценок за работу на семинаре.
Задание на дом: стр 181-210 по учебнику.