Размышления о выборе профессии

Разделы: Классное руководство


Цель:

  1. Познакомить учащихся с психологическими основами выбора профессии в древние времена.
  2. Соотнести требования предъявляемые к профессии с возможностями человека.
  3. Сравнить желания родителей и учащихся.
  4. Вовлечь родителей и учащихся в диалог.
  5. Воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий.

Подготовительная работа:

  1. Провести анкетирование среди родителей: «Какая профессия подходит вашему ребенку и почему?»
  2. Провести анкетирование среди учащихся:
    • «Какая профессия самая престижная, почему?»
    • «Какая профессия самая необходимая, почему?»
    • «Кем я хочу стать в будущем?»

Ход занятия

I. Знакомство учащихся с выбором профессии в историческом аспекте.

Учитель: Ребята, мало кто из вас знает, как люди раньше выбирали профессию. В Древней Спарте ребенка, который только научился ходить, заводили в комнату, где лежало множество предметов (оружие, предметы гончарного производства, сельскохозяйственный инвентарь и пр.). К какому предмету подходил ребенок, это и становилось его будущей профессией. Считалось, что с младенчества на уровне подсознания зарождается стремление и тяга к определенному виду деятельности. На Руси будущая профессия ребенка была определена сословным положением: кем были родители, ту профессию с младенчества и осваивал ребенок.

II. Учащиеся рассказывают о важности профессии и ее выборе.

1 ученик: Мы взрослеем и все ближе тот день, когда каждый из нас станет перед выбором профессии. Очень важно в жизни каждого человека серьезно определиться, наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое признание. И важно здесь не ошибиться. Ведь когда человек любит то дело, которым занимается, он может черпать в нем радость, удовлетворение, проявлять богатую инициативу, повышать без устали напряженность труда. И помочь нам в таком выборе должны в первую очередь семья, школа.

2 ученик: При выборе профессии у каждого есть перед глазами определенная цель – такая, которая ему самому кажется большой, и она действительно такова, если ее признает большой самое глубокое убеждение, самый искренний голос сердца.

Каждый должен со всей серьезностью взвесить, в самом ли деле нас привлекает избранная профессия, одобряет ли ее наш внутренний голос. Особое внимание следует обратить на то, соответствует ли физическое развитие избранной профессии. Если условия нашей жизни позволяют выбрать любую профессию, тогда мы можем выбрать ту, которая приносит нам моральное, физическое удовлетворение, которая основывается на идеях, в истинности которых мы полностью убедились.

3 ученик: Радость труда не сравнима ни с какими другими радостями. Она не мыслима без чувствования красоты, но здесь красота – не только то, что получает человек, прежде всего то, что он создает. Радость труда – это красота бытия, познавая эту красоту, человек переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолимы.

Интерес к профессии и чувство удовлетворения от труда приобретаются, развиваются. Для людей интерес в труде заключается в сознании того, что они могут воздействовать на природу: заставлять растения давать урожай больше, инструмент – придавать дереву или металлу желаемую форму. Чем сильнее у людей сознание своей силы и власти над вещами, тем упорнее, настойчивее они в преодолении трудностей, тем интереснее для них простой, будничный труд. Вот благодаря такому интересу труд включается в духовную жизнь человека.

III. Знакомство учеников с результатами анкетирования среди учащихся.

Учитель называет самые престижные, по мнению ребят (юрист, экономист, банковский служащий, журналист, мастер рекламного дела – самые высокооплачиваемые профессии), и самые нужные профессии в обществе ( врач, учитель, продавец – требуют от человека много сил, здоровья, но в обществе мало уважаемы и мало оплачиваемы). Учитель не раскрывает мечтания ребят о будущей профессии, подчеркивает, что после школы, когда будет первая встреча выпускников класса, их анкеты будут зачитаны и каждый сможет сравнить свои мечты и результат жизненных свершений.

IV. Будущее детей глазами родителей.

Зачитываются фрагменты родительских заметок, учащиеся должны узнать о ком речь:

  1. Инженером промышленником, потому что много придумывает, любит все разбирать, ремонтировать, не боится техники, увлекается конструированием.
  2. Военным. Высокое чувство ответственности, справедливости, упорство, позволяет физическое развитие.
  3. Врачом-педиатром, потому что очень любит маленьких детей.
  4. Программистом, потому что любит точные науки, интересуется компьютерными технологиями, разбирает сичстемный блок и все время его усовершенствует.

V. Ученик зачитывает стихотворение Юрия Визбора «Работа».

Забудется печаль и письма от кого-то,
На смену миражам приходят рубежи,
Но первая тропа с названием Работа
Останется при нас оставшуюся жизнь.

Покинет нас любовь, друзей займут заботы,
Детей растащит мир – он им принадлежит,
Но первая строка с названием Работа
Останется при нас оставшуюся жизнь.

Пусть в перечне побед не достает чего-то,
Нам не к лицу о том, дружище мой, тужить,
Ведь первая печаль с названием Работа
Останется при нас оставшуюся жизнь.

Когда уходим мы к неведомым высотам,
За нами в небе след искрящийся лежит,
И первая любовь с названием Работа
Останется при нас оставшуюся жизнь.

VI. Игровая часть классного часа.

Класс делится на 4 команды, каждая придумывает название, соответствующее целеустремленности группы.

  1. Назвать профессии, начинающиеся на букву К.
  2. Назвать профессии, связанные с производством хлеба.
  3. Составить профессии из предлагаемых букв.
  4. Какие профессии начинаются с электро-.
  5. Конкурс капитанов. Каждому капитану выдается лист бумаги и шаблон. Необходимо обвести шаблоны, разместив максимально допустимое количество на листе.
  6. Конкурс на точность. Практически во всех профессиях необходима точность. Представители от команд через 30 секунд должны поднять руку. Тот из них, кто это сделает точнее всех – самый точный.
  7. Составьте слова из слова товаровед.

VII. Подведение итогов конкурса.

VIII. Пожелание каждому найти свой путь в жизни, выбрать ту профессию, которая будет приносить радость человеку, его семье.