Изготовление обереговой народной куклы

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомить детей с историей возникновения кукол и техникой изготовления игрушек в разных странах.
  2. Изготовить куклы, применяя, простейшие, изученные ранее, приёмы ручных работ.

Ход занятия

1. Организационная часть.

2. Изложение нового материала.

Во всём мире, дети всегда любили играть. А для игр нужны игрушки.

Для игрушек годился любой материал – веточки, камушки, ленточки, тряпочки. Забавляясь с игрушками, ребёнок как бы репетирует взрослую жизнь. Не случайно во все времена любимой игрушкой для девочек были куклы, а для мальчиков солдатики, фигурки разных воинов и лошадей.

Сначала игрушки делали дома из подручного материала. Позже появились мастера- игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману «покупные» игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы, деревянные чурбачки, соломенные и деревянные кони, глиняные свистульки – вот какие игрушки были у детей русских крестьян. В северных русских деревнях и по сей день во многих домах есть целые комплекты таких самодельных игрушек. Игру с ними можно продолжать несколько дней подряд. Например, можно играть в свадьбу - ведь для этой цели есть всё: кукла – невеста, кукла – жених, посуда, мебель, кони, повозка. Дети играют и одновременно усваивают народные обычаи, разучивают песни.

Учёные предполагают, что куклы появились с доисторических времён, потому что, когда были дети, были и куклы. Дети из индейских племён пользовались для этого куском дерева с утолщением вместо головы. Дети персов играли куклами, свёрнутыми из ткани, с нарисованными лицами. В детских могилах доисторических времён по всему миру были найдены куклы, сделанные из глины и кости.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Вообще, кажется, что они были очень неравнодушны к куклам. Египтяне делали их из дерева и украшали бусами. Найденным египетским куклам более 3000 лет. А недавно археологи нашли в одной из древнеримских гробниц куклу, которой 2000 лет.

Реставрируя эту куклу, учёные выяснили и грустную историю её владелицы. Игрушка принадлежала девочке из знатного рода. По обычаям тех времён, она в детстве была помолвлена, то есть, объявлена невестой, некого Филета и должна была выйти за него замуж. Имя жениха было выгравировано на перстне, найденном в той же гробнице. По – видимому девочка умерла, не дожив до свадьбы, а кукла попала в гробницу как самое дорогое, что было у владелицы при жизни.

У древних греков тоже были интересные куклы – с чётко оформленной головой, а руки и ноги их двигались при помощи верёвочек.

В Японии примитивная детская кукла изготовлялась, например, из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы назвали бы « козлом отпущения». Такую куклу - «кормили», одевали, обращались с ней как с живым человеком, и давали её матерям, чтобы, при помощи этой куклы, отвратить дьявола от детей. Но, кроме таких «магических» кукол, у японских девочек были и обыкновенные, для игры.

Ислам запрещает изображать человека. Но, несмотря на это, красиво наряженные куклы не редко дарят девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама часто бывает совсем юной. Матери, обычно, неохотно дают кукол своим маленьким дочерям, так как боятся, что дух дьявола, находящийся в кукле, может причинить вред ребёнку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.

Куклы распространены и в Африке, но чаще они используются в ритуальных целях, а не как игрушки. До Средневековья и в Европе куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые – с праздником Рождества.

С современном мире большая часть игрушек делается на фабриках. Сегодня есть куклы, которые ходят, говорят, кричат, спят, пьют – они максимально похожи на живых существ. В разных частях света дети играют в куклы, совершенно не похожие на наши. Маленькая эскимоска играет с куклой, вырезанной из моржовой кости. Девочка из Мексики – куклой, сделанной из обожжённой глины.

Современные куклы сделаны из воска, тканей, папье-маше и других материалов. Головы самых дорогих кукол создаются профессиональными художниками. Но мы то с вами прекрасно понимаем, что самой любимой куклой, может оказаться и не самая дорогая, а та которую вы сделаете себе сами.

3. Практическая часть.

Изготовление с девочками группы народную куклу (Берегиня или Нухуко). При работе используют технологические карты.

Цель: совершенствовать навыки ручного труда детей при изготовлении национальной народной куклы.

Оборудование и материалы:

  • сукно, утиные носы;
  • разноцветные шерстяные нитки;
  • ножницы, иглы, бисер, бусины, тесьма;
  • цветные и однотонные лоскуты х/б ткани;
  • кусочки поролона, нитки мулине.

Технологическая карта: «Как делать куклу».

1. Возьмём небольшой квадратный кусочек поролона, свернём его в не тугую трубочку (рис. 1). Накроем её белой тканью; квадрат ткани д.б. больше поролонового (рис. 2). Аккуратно обернём по форме (рис. 3). Закрепим получившийся цилиндр, сшивая свободные края ткани обычным намёточным швом (рис. 4).

2. Покроем верхнюю часть цилиндра белой тканью (рис. 5).

3. Сформируем «голову» и «руки»: перетянем ткань плотной ниткой на уровне «шеи» и распределим свисающие углы ткани таким образом, чтобы «руки» получились по бокам; стянем ниткой концы. Передним и задним углами ткани обернём нижнюю часть цилиндра («туловище») и закрепим их (рис. 6).

4. Наденем на «куклу» нижнюю белую юбку («подъюбник») с кружевным краем внизу (рис. 7). Для её изготовления используем длинный прямоугольник ткани. К одному длинному краю пришиваем кружево (низ), затем сшиваем короткие стороны прямоугольника; верхний край промётываем прочной ниткой (рис.7а), собираем и стягиваем в поясе (рис. 7б).

5. Теперь сошьём рубаху. Для этого возьмём прямоугольный кусок ткани ( основу рубахи) и вырежем посередине круг; можно надрезать круг с передней стороны рубахи так, чтобы получилась горловина с воротом (рис. 8а). Затем два меньших прямоугольника (рукава) пришиваем к середине двух длинных сторон основы (рис. 8б). Все «входы» ( горловину, низ рубахи и рукавов) украшаем тесьмой или вышивкой; надеваем рубаху (рис. 8).

6. В последовательности, указанной в п.7 . шьём верхнюю юбку из ткани в клетку или любой другой, подходящей по рисунку и расцветке. Юбка должна быть короче подъюбника (рис. 9).

7. Шьём передник (рис. 10): к пояску пришиваем сосборенный прямоугольник ткани, украшенный тесьмой или вышивкой.

8. Делаем головной убор (рис. 11) из двух прямоугольников, один из которых в два раза длиннее другого. Длинный прямоугольник промётываем, стягиваем до длины короткого прямоугольника и сшиваем оба по длине. Пришиваем завязки, украшаем тесьмой и помпонами.

9. При желании можно изготовить ещё и душегрею (рис. 12 и 12а). Для этого нужно прямоугольный кусок ткани собрать в центральной части, обшить верхний край тесьмой. Из неё же сделать лямки.

10. Всё надеть на куклу – и оберег готов (рис. 13).

4. Итог занятия.

Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о куклах, способах их изготовления. Сами вы изготовили простейшие народные куклы.