Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
- Показать многообразие современных пресмыкающихся;
- Углубить и расширить понятие о классе;
- На различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания;
- Совершенствовать умения работать с текстом (находить необходимые сведения, составлять характеристики).
Задачи:
- Продолжить знакомство обучающихся с многообразием пресмыкающихся;
- Показать особенности чешуйчатых, черепах и крокодилов в связи со средой обитания и образом жизни.
- Познакомить со строением и экологией представителей отрядов Клювоголовых, Черепах, Крокодилов, Чешуйчатых.
Содержание урока:
- Разнообразие пресмыкающихся.
- Особенности строения современного древнего пресмыкающегося – гаттерии.
- Сходство и различие змей и ящериц.
- Как кусает змея.
- Черепахи
- Крокодилы черты строения и обитания.
Методы: частично-поисковый, дискуссии, проблемный
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Знакомство обучающихся с планом урока.
- Каких пресмыкающихся вы знаете кроме прыткой ящерицы?
- Потренируем мозги - решим задачи
- И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное — свои примеры
(обучающиеся подготовили примеры к новому материалу)
Мотивация урока
- Знаете ли вы, как называется наука, которая изучает пресмыкающихся?
- Может ли выжить человек, которого укусила змея?
- Как используют яд змей в медицине?
Восхитимся вашими глубокими знаниями – а для этого проведем тестовое задание.
Выполнение разноуровневых дифференцированных тестовых заданий (10 мин).
Задания на «3», «4», «5».
Задание на «3»
Выберите правильный ответ
1. Жизнь современных пресмыкающихся связана;
а) только с сушей;
б) с сушей и водой;
в) с сушей или водой;
г) только с водой.
2. Кожа у пресмыкающихся:
а) имеет сальные железы;
б) сухая (без желез);
в) имеет небольшое количество желез, выделяющих слизь;
г) имеет потовые железы.
3. Орган слуха у пресмыкающихся представлен:
а) только внутренним ухом;
б) только средним ухом;
в) внутренним и средним ухом;
4. Температура тела у пресмыкающихся:
а) постоянная, но низкая;
б) непостоянная;
в) постоянная и высокая.
5. Оплодотворение у пресмыкающихся:
а) наружное;
б) внутреннее;
в) как наружное, так и внутреннее.
Задание на «4»
Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинка.
- Все пресмыкающиеся за исключением змей - четвероногие животные.
- Пресмыкающиеся откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой или известковой скорлупой.
- Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
- Все пресмыкающиеся питаются животными (насекомыми, грызунами, лягушками и др.).
- Все пресмыкающиеся заглатывают добычу целиком.
- Среди пресмыкающихся имеются живородящие.
- Температура тела у пресмыкающихся постоянная, но невысокая.
- Функции органа обоняния у пресмыкающихся выполняет язык.
- Некоторые виды перешли к водному образу жизни.
Задания на «5»
Из перечня органов (1-6) выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем (1- 12). Занесите цифровые обозначения органов в колонку.
Система органов
- нервная система
- кровеносная система
- пищеварительная система
- дыхательная система
- выделительная система
- покровная система
I - № …
II - № …
III - №…
IV - №…
V - №…
VI - №…
Органы, образующие систему
- № 1 –клоака
- № 2 – кожа
- № 3 – сердце
- № 4 – легкие
- № 5 – кожа с роговыми чешуйками
- № 6 – артерии и вены
- № 7 – нервы
- № 8 – кишечник
- № 9 – спинной мозг
- № 10 – желудок
- № 11 – почки, мочевой пузырь
- № 12 – головной мозг
III. Изучение нового материала: объяснение с помощью таблиц, презентации.
1. Многообразие пресмыкающихся.(слайд 5)
Разноуровневые задания по группам I -А и II-Б
Распределение представителей класса по отрядам (слайд презентации 6)
2. Отряд клювоголовые. (Мини-презентация с выступление обучающегося, слайд 6)
Гаттерия «животное ископаемое»- самое крупное клювоголовое пресмыкающиеся Новой Зеландии, мало изменившееся за последние 200 млн. лет и сохранивший третий глаз, расположенный в крыше черепа. Развивается из яйца в течение 12-15 месяцев, а половой зрелости достигает к 20 годам. Наиболее активна гаттерия ночью, когда t° до 7- 4 °С, что необходимо для рептилий.
По ходу изучения нового материала самостоятельная работа с текстом §42 стр.197
обучающимся предлагается заполнить таблицу в рабочей тетради стр. 38 задание 2.
Разноуровневые задания по группам А и Б
Особенности представителей отрядов Пресмыкающихся.
признак | Вид | |||
Миссисипский аллигатор | Средиземноморская черепаха | Среднеазиатская гадюка | Прыткая ящерица | |
отряд | Крокодилы | Черепахи | Чешуйчатые | Чешуйчатые |
Покров тела | Тело покрыто крупными щитками с костной подстилкой. | Тело покрыто костно-роговым панцирем. | Кожа покрыта мелкой роговой чешуей. | Кожа покрыта мелкой роговой чешуей. |
Строение конечностей | Две пары конечностей. На задних лапах имеются плавательные перепонки. | Две пары конечностей. У морских две пары преобразованы в ласты. | Конечности редуцированы | Передние и задние конечности с пятью пальцами. |
Зубы | Зубы однотипные, конические, в ячейках (альвеолах). | Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем. | Зубы дифференцированы: у ядовитых имеются специальные зубы. | Зубы мелкие конические; прирастают к челюстным костям. |
3. Характерные особенности отрядов чешуйчатые.
а) Подотряд ящерицы:
- Кожа покрыта мелкой роговой чешуей.
- Передние конечности с пятью пальцами. Утрата конечностей вторична (у веретениц, желтопузика).
- Развита грудная клетка. Зубы меньше конечностей.
- Зрение развито. Глаза защищены подвижными веками. Хорошо слыша- есть барабанные перепонки.
Знаете ли вы что….(мини- презентация с выступлением обучающегося, слайд 9, 10)
Хамелеон.
Широкую известность имеет свойственная всем хамелеонам способность изменять окраску и рисунок тела. Изменение окраски связано с особенностями строения кожных покровов. В наружном волокнистом и более глубоком слое дермы находятся особые разветвленные клетки - хроматофор, содержащие зёрна различных пигментов чёрного, тёмно-коричневого, красноватого и желтого цветов. Хамелеоны имеют необычные органы зрения. Веки животных сросшиеся, постоянно покрывающие глаз, но имеющие отверстие для зрачка. Движения левого и правого глаз могут осуществляться несогласованно, что имеет важное значение при ловле насекомых. Хамелеоны обладают круговым обзором. Хамелеоны, прежде всего, встречаются в материковой части Африки южнее Сахары и на острове Мадагаскар, хотя некоторые виды встречаются также в Северной Африке, Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Индии, Шри-Ланке и ряде мелких островов в западной части Индийского океана. Есть представители диких популяций на Гавайях и были зарегистрированы в Калифорнии и Флориде. Хамелеоны обитают во всех видах тропических лесов, саваннах, а иногда и пустынях и степях.
б) Подотряд змеи. (слайд 11, 12, 13)
Продолжение работы с учебником §42 стр.196 подотряд Змеи.
а) Вопрос. Перечислите характеристики особенности подотряда?
Выступление обучающихся группы А (заполнение и проверка таблицы)
- Кожа покрыта мелкой роговой чешуей.
- Конечности и их пояса редуцированы.
- Нет грудной клетке. Зубы дифференцированы: у ядовитых змей имеются специальные зубы.
- Немигающие глаза, прикрыты прозрачными оболочками, не слышат – отсутствуют барабанная перепонка ; развита сейсмочувствительность.
Проблемный диалог.
б) Вопрос. Как отличить змею от ящерицы? (работа со слайдом 15 компьютера)
Хотя ящерицы и змеи принадлежат к одному и тому же отряду чешуйчатых рептилии, они явно различаются между собой. Типичная ящерица передвигается на четырех конечностях, воспринимает звуки в воздушной среде с помощью среднего уха и имеет глаза, защищенные подвижными веками. Типичная Змея, напротив, передвигается главным образом за счет изгибов туловища. Движению помогают также расширенные брюшные чешуи, которые цепляются за неровности почвы и препятствуют соскальзыванию тела. С помощью костей черепа змея способна воспринимать колебания почвы. Немигающие глаза змеи прикрыты прозрачными чешуями.
б) Что делать если вас укусит гадюка?(работа со слайдом 14 компьютера)
Дать обильное питье и пострадавшего срочно доставить в ближайший медицинский пункт.
4. Отряд черепахи. (слайд 16)
Выступление обучающихся группы Б (продолжение заполнения таблицы).
Характерные особенности:
- Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2 цилиндров – брюшного (пластрона) и спинного (карапакса) (слайд 17)
- Кости плечевого пояса частично срастаются с костно-роговым панцирем. Две пары конечностей. У морских обе пары преобразованы в ласты.
- Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем.
4) Зрение и обоняние хорошо развиты, слух слабее.
5. Отряд крокодилы. (слайд 18)
Характерные особенности:
- Тело покрыто крупными роговыми чешуйками с костной подстилкой.
- Две пары конечностей. На задних лапах имеются плавательные перепонки.
- Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах).
- Хорошо развито зрение, обоняние и слух.
- Сердце четырех камерное, но кровь частично смешанная.
Беседа-дискуссия: в чем отличие между аллигатором и крокодилом? (слайд 19)
Выступление обучающихся группы А и Б и подведение итогов заполнения таблицы.
IV. Рефлексия. Решение творческих задач (Угадай-ка).
Задача 1. В плену у крокодилов.
Во время Второй мировой войны наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает… Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут – о, ужас! – летчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать!- решили летчики. Но прямо по курсу- крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ними сейчас не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?
Попробовать взять разгон. маневрируя между «животными-айсбергами»? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже… И все же летчики нашли выход из положения! Попробуйте найти его и вы …
Решили? Если нет - подсказка: в критический момент один из членов экипажа сообразил, что нужно использовать что-то такое, чего «эти звери сильно не любят» - чтобы сами разбежались…
Ответ: летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу «разбежались», освободив путь для разгона.
Задача 2: Королевская кобра.
У королевской кобры ( самой крупной ядовитой змеи в мире) длина ядовитых зубов достигает 3-4 см. От укусов погибают не только люди, но и такие крупные животные как носороги и слоны. Конечно, кобр можно неделями не доставать из мешка или корзины, в которых их обычно перевозят ловцы, ведь они могут долго обходиться без еды и воды. Но эти змеи запросто прокусят любую корзину, и тогда ловцу грозит смертельная опасность.
Вопрос: Как выходят из положения ловцы? Только не надо предлагать «бронированные» корзины – их в джунглях Индии просто нет.
Задание 1: Знаете ли вы пресмыкающихся?
Вам предлагаются три группы животных, по 4 в каждой. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно животное в каждой группе не имеет этого признака и является лишним. Определите, какое лишнее. Свой ответ обоснуйте.
I Веретеница Живородящая ящерица Желтопузик Гадюка |
II Кобра Удав Желтопузик Уж обыкновенный |
III Крокодил Саламандра Хамелеон Черепаха |
V. Подведение итогов.
- В классе рептилий более 6 тыс. видов.
- Холоднокровные животные
- Наиболее многочисленные в тропических и субтропических широтах.
- Отсутствуют за полярным кругом.
VI. Д/З. §42
- Подумать, почему А.П. Чехов дал одному из своих рассказов название «Хамелеон»? В каком смысле употреблено это слово?
- Творческое задание. Обучающимся предлагается разработать:
- Сказки, частушки, фантастические рассказы по теме;
- Кроссворды, ребусы.
Литература:
- Карташева Н. В. – Биология, репетиор, Книга для учителя Моска 2003г.
- Константинов В.М., Бабенко В.Л., Кузменко В. С. – Биологи, животные 7 кл., Москва издательский центр, «Вентона-Граф»- 2007г.
- Молис С.А.- Книга для чтения по зоологии, Москва «Просвящение»1981г.
- Никишов А. И., Шорова И.Х – Биология животные 7-8 класс.
- Рязанов А.Г. - Зоология в таблицах, схемах и рисунках, Москва 2007г.