(Система Эльконина –Давыдова. Русский язык. 2 класс)
Цели:
- Продолжить изучение способа работы с орфографическим словарем. Учить порядку действий при списывании слов из словаря; ввести термин «орфографическое чтение»
- Развивать мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать чувство коллективизма и уважение к труду журналистов
Тип урока: решение частных учебных задач.
Оборудование: учебник, орфографические словари, плакаты с записями «Отдел новостей», «Отдел информации», « Главный редактор», «Отдел писем», робот Сам Самыч,
1. Оргмомент. Создание учебной ситуации.
Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры « Заседание редакционного совета газеты». Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. Наш совет состоит из трех отделов, названия которых вы видите на столах. Сейчас вы будете не просто учениками, а превратитесь в журналистов, корреспондентов, корректорами. Корректоры –это люди, которые исправляют грамматические ошибки в письмах читателей, статьях; делают так, чтобы в газету не прокралась ошибка. Как вы поняли, газета, пресса-это место, куда ошибкам вход воспрещен.
Итак, ребята, вы уже – редакционный совет, а ваши тетради превратились в деловые блокноты. Все сотрудники должны участвовать в работе газеты, в обсуждении всех вопросов, стараться получить как можно больше жетонов.
Что же такое газета?
Ученик: (сообщение) Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение « мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для чтения. За чтение платили «мелкую монету», потом газету возвращали продавцу.
Для начала проведем пятиминутку и составим план урока. Сегодня мы с вами продолжаем работать с орфографическим словарем. Научимся порядку действий при списывании слов из словаря.
План урока.
- Повторение. Безударные гласные в корне.
- Составить алгоритм для проверки данной орфограммы и работать по нему.
- Словарная работа.
- Развивать орфографическую зоркость. Учитывать свои мысли, писать грамотно и красиво.
- Работать дружно.
Пальчиковая гимнастика.
Давайте немного пошутим и поиграем.
Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.
(Левая рука на локте, пальцы сжаты в кулак-«горшок»)
Тайком пробралась в кухню кошка,
Отведать молока немножко.
(Указательный и средний пальцы правой руки идут по столу к «Кувшину» )
Наклонилась, пьет вершок,
Засунув голову в горшок.
(Указательный и средний пальцы «пьют» горшок)
А потом: ой-ой, ой-ой,
Не вынуть голову…
(Пытаются «вынуть голову»)
Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
(пальчики бегут по столу)
Бумс, бамс,
Тук-тук-ток,
Раскололся тот горшок.
(сжимаются и разжимаются пальцы, пальцы резко «веером»)
Побежала кошка в дом
(Пальчики бегут)
Опять за вкусным молоком
Гопса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.
(Пальчики сжимаются и разжимаются)
-Уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и «зарабатывать» как можно больше жетонов.
2. Повторение.
Учитель:-Сейчас отделы газеты получат задания. Нам нужно определить уровень грамотности каждого отдела.
- Тр…пинка ведет через п…ля.
- Хор…шо ж…ли птицы в гн…зде.
- Кругом леж…т сне….
а) Вставить пропущенные буквы.
б) Кто сколько орфограмм увидел?
в) Объяснить правописание вставленных букв и слов.
При проверке задания каждый отдел дает ответ на один вопрос.
Отделы готовы?
Отдел писем –дайте ответ на первый вопрос, отдел новостей дайте ответ на второй вопрос, отдел информации- на третий вопрос.
Все справились. Каждый отдел получает по жетону в свою копилку.
3. Этап выдвижения гипотез и доказательство новых знаний
Сам Самыч:- Ребята, вы узнали меня?
Да, я ваш друг робот Сам Самыч. Знаете, я решил выбрать профессию журналиста, работать в газете. Но ведь вы знаете, какой я грамотный.
Мне срочно надо научиться писать без ошибок, а то моя мечта не осуществится. Помогите мне, научите меня, как это можно не делать грамматических ошибок при письме? Вот я услышал такую фразу «У письма свои секреты» (раскладывает слова на стенде) Видите пропущенные буквы? Я не знаю какие буквы там должны быть. Решил обратиться к вам за помощью. Научите, ведь вы такие грамотные. Настоящие сотрудники газеты.
Учитель: -Ну что, редакционный совет, научим Сам Самыча?
Ученики: - Да!
Учитель:- Посмотри, Сам Самыч, на столы, видишь у каждого сотрудника газеты, книжечку. (Показывает всем) . Читаем, как она называется. Орфографический словарь. (Дает ему тоже). Для чего он нужен. (Проблемный вопрос к классу). Оказывается, есть слова, которые мы не можем проверить по сильным позициям. Как называются такие слова?
Ученик: -Словарные слова? (Правильно, положите себе жетон)
Сам Самыч: - Словарные слова? Какие это?
Учитель:- Помогите Сам Самычу.
Ученик:- Словарные слова, это такие слова, которые можно проверить только по словарю.
Учитель: - Хорошо, тоже положите жетон в копилку
4. Первичная рефлексия
Сам Самыч:- Да, ребята, вот кто, оказывается, помогает вам грамотно писать! Но только я не знаю, как работать со словарем. Я уверен, что у орфографического словаря есть свои секреты. Мне, например, хочется узнать, как пишутся слова(Убирает предыдущие и сложит на стенд другие слова ). П…ртрет, агр…ном, г…ризонт.
Учитель: -Посмотрите, как Сам Самыч старается. Откроем мы ему секреты словаря?
Ученики:- Да!
Учитель: -Сам Самыч, ты пока садись, слушай и работай вместе с нами. Так какой же первый секрет словаря? Подумайте, загляните в словарь…
Ученик:- Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. (Берет жетон)
Учитель: -(Указывает на алфавит, он всегда перед вами, да и вы сами хорошо знаете. )
Порядок работы со словарем такой (подходит к стенду оставляет одно слово портрет и ставит слово конверт).
Скажите, где искать слово портрет, до или после слова конверт?
(Вызывает ученика к стенду и тот на номер 1положит слово конверт, а на номер2 положит слово « портрет» )
Учитель-: Почему мы слово « портрет» найдем после слова «конверт»?
Ученик:- Слово портрет мы найдем после слова конверт потому, что буква «П» в алфавите стоит после буквы «К»
Учитель:-Предлагает взять жетоны обоим учащимся. Убирает слово конверт, вместо этого слова ставит слово « работа» на номер 1.
Согласны?
Ученик: - Выходит и меняет местами слова «Портрет» на номер 1, « Работа»- на номер2.
Учитель- Объясните, почему?
Ученик:- Слово «портрет» нужно искать до слова «работа», так как буква «П» находится до буквы «Р».
Учитель: - Ну что же? Давайте, найдем, наконец, это слово. Все открыли словари. Думаем, какое же слово нам искать «партрет» или « портрет». (Ставит неправильное слово на стенд). Допустим, что мы решили искать слово «партрет». Чтобы после П была буква А. Нашли?
Ученики: -Нет!
Учитель:- Тогда найдем слово «портрет». После П-О. Нашли?
Ученики -: Да!
Учитель:- Все нашли? Если да, то помогите соседу. Поднимите руки, кто нашел. Все. Все отделы положите по жетону к себе в копилку.
Оказывается, существует такое понятие «орфографическое чтение»? Кто читает это слдово орфографически?
Ученик:-Читает
Учитель:- Обычно мы читаем «партрет», Поэтому делаем ошибки в слове. Но если мы прочитаем орфографически, то напишем правильно. Давайте еще раз вместе. Теперь мы знаем, какую букву пропустил Сам Самыч в слове «портрет». (вызывает ученика и он красным маркером вписывает букву О; группа берет жетон
Учитель:- Итак, первый секрет Сам Самычу мы открыли. Откроем второй?
Ученики: -Да!
Учитель: -Назовите второй секрет орфографического словаря.
Ученик: -Если первые буквы словаря одинаковые, сравни вторые.
Учитель -(Дает ученику жетон). А если вторые одинаковые?
Ученик:- Сравни третьи.
Учитель:- (Убирает слова со стенда и ставит слова номер1- автобус и номер 2 –агроном. )
В орфографическом словаре найдите слово «агроном». Все нашли. Молодцы. Читаем орфографически. Впишите букву в слове на стенде.
Ученик:- Пишет. получает жетон.
Учитель:- И последнее слово по просьбе Сам Самыча- горизонт. Что такое горизонт?
Ученик:- Сообщение
Учитель: - Нашли? Посмотрим, какая буква пропущена. Читаем орфографически. Впишите.
Ученик: - Выходит, пишет, получает жетон.
Учитель: - Ставит на стенд все 3 слова. Твою просьбу, Сам Самыч, мы выполнили. Буквы вписаны. Научили тебя ребята?
Сам Самыч: - Да, здесь собрались очень грамотные люди. А вы все секреты словаря мне открыли?Не утаили ничего?. Вот, например слово «Секреты». Я его искал и не нашел. В чем дело? Наверное, есть еще какой –то секрет?
Ученик: - Есть еще один, но я его скажу Сам Самычу по секрету, на ушко. (Выходит что-то шепчет)
Сам Самыч:- Знаю, знаю. Слово «секреты» нет в словаре, а только слово « секрет»
Учитель: -Так какой же третий секрет орфографического словаря?
Ученик: - Слова в словаре записываются в единственном числе.
Сам Самыч (Ставит на стенде слова « У письма свои секреты»)
- Спасибо вам за то, что вы открыли мне секреты орфографического словаря. Я уже поработал со словарем и теперь могу сам вставить пропущенные буквы. Не зря же я зовусь Сам Самыч (вписывает). Ну, как, правильно?
Уч-ся. Да.
Физкультминутка
Сам Самыч:- Я вижу работа всех утомила. Проведем физкультминутку. Она называется «как человек использует газету». Я показываю, а вы движениями повторяйте за мной.
- Человек читает газету
- Использует как веер.
- Скручивает в трубку и смотрит как в подзорную трубу.
- Скрученной газетой «бьют мух»
5. Контроль найденного открытия на практике
Учитель:- А сейчас, господа журналисты, мы продолжим совершенствовать свою грамотность. Откройте все свои деловые блокноты (учебник на стр. 50 упр. 2)
Обратите внимание на этот плакат. Он поможет вам правильно выполнить упражнение…, а теперь проведем орфографическое чтение.
Этот плакат будет висеть у нас в классе и вы можете постоянно пользоваться этими рекомендациями по работе со словарем.
6. Подведение итога открытому знанию
Учитель: - В начале урока ребята, я вам задала такой вопрос «Для чего нужен орфографический словарь?» Вы поработали с ним и, наверное, сможете ответить на самый главный вопрос урока.
(Орфографический словарь нужен для того, чтобы грамотно писать, не делать ошибок при письме. )
А теперь подсчитывайте жетоны и попробуйте оценить себя сами.
Ребята, какое же заседание «Редакционного совета» без газеты. Сам Самыч оказался проворным. Он через компьютерную связь передал в типографию материалы о последних событиях, происходивших в нашем классе. И вот нам принесли свежий номер газеты, он еще пахнет типографской краской. Давайте-ка посмотрим вместе.