Здоровье дает полноту и радость жизни, ощущение душевного комфорта. Можно выделить следующие компоненты (или составные части) здоровья:
- физический – уровень физического развития, отсутствие заболеваний;
- психо-эмоциональный – характеризует состояние психо-эмоциональной сферы;
- интеллектуальный – особенности усвоения и переработки информации, использование её для личного развития;
- социальный – осознание себя как части общества, взаимодействие в социуме;
- личностный – складывающиеся личностные образования, формирование «Я»;
- духовно-нравственный – определяет суть бытия, стремление к высшим ценностям, осознание смысла собственной жизни.
Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. Её задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать в лечебно – коррекционных целях.
Цель логопедической ритмики: преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании с речью и музыкой.
Объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией.
Предмет логоритмики – многообразное нарушение психомоторных функций детей – логопатов.
Задачи логоритмики: оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные, коррекционные.
Средствами логопедической ритмики являются:
- ходьба и марширование в разных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- ритмические упражнения;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы.
Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении с включением его в речь.
Упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяет ребенку овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями.
Речевые упражнения используются в физминутках на любом занятии, как проговаривание можно сочетать с движением.
Не все речевые упражнения можно выполнить в сопровождении действия и речи. Это может вызвать расстройство дыхания. В этих случаях можно разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст.