Тема: Определение горизонтального и вертикального полей зрения
Цель урока: Изучить один из видов дефектов зрительной системы – дефект поля зрения глаза и на практике и определить поле зрения своего глаза.
Задачи урока:
- Закрепить знания о строении глаза;
- Обобщить знания о заболеваниях зрительной системы, рассматриваемые раннее;
- Познакомить учащихся с тем, что такое поле зрения, о значении поля зрения, причинах нарушения поля зрения;
- Познакомить учащихся с одним из способов определения поля зрения глаза;
- Определить поле зрения глаза;
- Выработать у учащихся умение анализировать полученную информацию и делать обоснованные выводы.
Тип урока: изучение нового материала;
Вид урока: интегрированный физико-биологический и комбинированный – лекция и лабораторная работа.
Оборудование: миллиметровая бумага, линейка, таблица Брадиса или калькулятор, проектор, таблица.
План проведения урока
№ | Этапы занятия | Время |
1 | Организация начала занятия | 1 |
2 | Вводная лекция учителя | 3 |
3 | Обобщение и систематизация знаний о строении глаза и заболеваниях зрительной системы | 9 |
4 | Новый материал | 10 |
5 | Закрепление знаний и способов действий. Выполнение лабораторной работы «Определение горизонтального и вертикального полей зрения» | 18 |
6 | Подведение итогов | 4 |
Ход урока
- Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
- Именно наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз, и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
- И мы говорили о том, что глаз можно сравнивать с фотоаппаратом. Передняя стенка глаза действует как линза объектива. Линза – это изогнутый фрагмент прозрачного материала, который преломляет проходящие через него лучи света. Зрачок похож на расположенную позади объектива диафрагму. Расширяясь или сужаясь, он регулирует количество проникающего в глаз света. Внутренняя оболочка глаза, или сетчатка это «фотопленка» и «экран», на котором фокусируется «фотоснимок». Но наши глаза подвержены различными воздействиям, следовательно, зрительная система претерпевает какие-то изменения, что приводит к различным заболеваниям глаза. С возрастом состояние зрительной системы становиться хуже.
(Приложение 1 слайд №2)
- Если провести сравнительный анализ заболевания зрительной системы 2007 – 2008 учебного года среди учащихся 7 – 11 классов нашей школы, то можно увидеть, что зрение ухудшается, то есть уменьшается количество информации, которую можно получить.
(Приложение 1 слайд №3)
- А теперь вспомним строение глаза, и какие заболевания, связанные с заболеваниями зрительной системы мы уже рассматривали. Помогут нам в этом Анна и Ксения.
(Приложение 2)
- Продолжим. Одним из заболеваний зрительной системы является дефект поля зрения глаза, который мы пока еще не рассматривали.
(Приложение 1 слайд №4)
- Сейчас вместе поставим цель и задачи сегодняшнего занятия.
(Приложение 1 слайд №5-6)
- Что такое поле зрения? Если фиксировать взгляд на какой-либо точке, помимо нее можно видеть предметы слева, справа, кверху и книзу от нее. Итак, определение поля зрения – это пространство, которое одновременно воспринимается неподвижным глазом.
(Приложение 1 слайд №7)
- Поле зрения нашего глаза позволяет и обеспечивает ориентацию в пространстве и своей функциональной деятельностью в сумерках – сумеречное зрение и ночью – ночное зрение, дает полную картину происходящего вокруг. С помощью периферического зрения различается слабый свет и движение предметов в пространстве. Поэтому в сумерках или ночью не различают цвет и форму предметов. Большое значение периферического зрения можно наглядно представить себе, приставив к глазам узкие трубки - например, стетоскопы, выключающие периферическое зрение, - и попробовать передвигаться по комнате, это становиться весьма затруднительным или просто невозможным. (Значение поля зрения)
(Приложение 1 слайд №8)
- Причины нарушения поля зрения: внутриглазные заболевания (заболевания сетчатки, зрительного нерва); заболевания центральной нервной системы. Как это проявляется? Люди с нарушениями периферического зрения, смотря прямо перед собой, не видят находящиеся по сторонами предметы, наталкиваются на них, не могут самостоятельно прейти дорогу, сориентироваться на улице, в транспорте и т. д. Для того, чтобы рассмотреть протяженные предметы, больной вынужден поворачивать голову. В тяжелых случаях, когда теряется и центральное зрение, поскольку страдает зона желтого пятна, становиться невозможным видеть прямо, кроме того, исчезает четкое различие деталей и цветоощущение. Могут сохраняться участки периферического поля зрения, т. е. зрение становиться эксцентричным.
(Приложение 1 слайд №9)
- Существуют нормы границы периферического зрения, но искусственно оно ограничивается выступающими частями лица – нос, верхний край глаза, а также положение глазного яблока в глазнице. На следующем слайде представлены примерные границы поля зрения по вертикали и по горизонтали. Разница чем на 5º указывает на нарушение пространственной суммации в поле зрения. Поэтому исследование поля зрения является весьма важным для человека.
(Приложение 1 слайд №10)
- С возрастом поле зрения человека меняется.
(Приложение 1 слайд №11)
- Исследования периферического зрения производится путем определения поля зрения. Существуют различные способы определения поля зрения:
- Кампиметрия – исследование центральных и парацентральных отделов поля зрения, позволяет определить локализацию и измерить слепое пятно (пятно Мариотта);
- Периметрия – использование тест- объектов различной величины, яркости цвета. Результат исследования наносится на бланк-номограмму с предварительно напечатанными нормальными показателями полей зрения, на котором отмечают границы поля зрения исследуемого.
- Контрольный метод - имеет, однако, лишь ориентировочное значение. Исследование проводят при равномерном рассеянном освещении. Один глаз исследуемого закрывают легкой повязкой. Врач, располагаясь напротив на расстоянии 1 м от больного, закрывает свой противоположный глаз. Исследуемый фиксирует взглядом открытый глаз врача, а врач – открытый глаз обследуемого. Затем врач передвигает палец своей руки, который находится на равном расстоянии от врача и исследуемого. Исследование проводят в 4 направлениях. Отмечая момент, когда палец становиться видимым пациенту, определяют границы поля зрения, отмечают отклонения в поле зрения исследуемого (если они есть).
(Приложение 1 слайд №12)
- Сейчас, используя контрольный метод, определим поле зрения нашего глаза с помощью лабораторной работы «Определение горизонтального и вертикального полей зрения».
(Приложение 3)
- Результаты заносим в таблицу и делаем выводы
Фамилия, Имя ученика | Угол горизонт. поля зрения | Угол вертикал. поля зрения | Вывод (если есть отклонен, то на сколько) | Возможные причины |
- Необходима профилактика зрения
(Приложение 1 слайд №13)
- Спасибо за урок.