Число 5. Цифра 5. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас. 
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

У. – Сегодня у нас много интересных заданий. Если вы будете слушать друг друга, то у вас всё получится.

2. Актуализация знаний.

а) Работа с бусами: счёт вслух до 10 и обратно;

счёт до десяти двойками в прямом порядке;

математическая цепочка с использованием бус под диктовку учителя: 1+ 2 + 2 – 3 + 4 – 2 + 1 + 4 - 3=

Проверка.

б) Работа с корабликами. Состав числа. 4 – это

1 и 3
2 и 2
3 и 1.

3. «Открытие» детьми нового знания.

У. – Послушайте стихотворение.

В деревушке пять избушек,
Пять крылечек, пять старушек,
Пять щенков, пять дымков,
Пять драчливых петухов
На пяти плетнях сидят.
Друг на друга не глядят.
Распустили пять хвостов.
Каждый хвост по пять цветов.

У. - Чем интересна эта деревушка?

- О каком числе пойдёт сегодня речь?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Д. – Познакомиться с числом и цифрой 5.

У. – Какое место в натуральном ряду занимает число 5?

- Назовите предыдущее числа 5, последующее число.

- Назовите пятый день недели.

- Назовите пятый месяц года.

4. Физминутка. Ритмический счёт через 3.

5. Состав числа 5.

Работа с геометрическими фигурами и цифрами кассы (в парах)

У. – Положите один большой красный прямоугольник, один маленький красный прямоугольник, 3 маленьких синих прямоугольника.

- Разложите прямоугольники на части по цвету.

На доске запись: К + С = П

У. – Что обозначает это равенство?

- Составьте числовое равенство. Дети выкладывают цифрами из кассы :

2 + 3 = 5

Назовите части, целое.

- Чему будет равна сумма С + К ? ( тоже П )

- Почему?

- Составьте числовое равенство. Назовите части, целое.

- Прочитайте по- разному.

- Как находим целое? (Чтобы найти целое, части надо сложить)

На доске: П – К = С

У. – Как объяснить эту запись? Составьте числовое равенство. Назовите части, целое.

- Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть)

- Чему равна разность П – С? (К)

- Объясните. Составьте числовое равенство.

- По какому признаку ещё можно разбить на части все прямоугольники? (по размеру).

6. Самостоятельная работа с проверкой (репродуктивная деятельность учащихся)

Работа с математическими корабликами «Спектра».

- На какие части можно разбить число 5? 5 – это:

1 и 4
2 и 3
3 и 2
4 и 1.

Взаимопроверка.

7. Физминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

8. Знакомство с цифрой 5.

У. – Число 5 можно записать цифрой 5.

Объяснение написания цифры 5 учителем.

Пальчиковая гимнастика.

Письмо цифры в воздухе, на ладони.

8.1. Работа в учебнике - тетради (стр.41).

а)- Обведите образец и самостоятельно напишите цифру 5 раз.

-Подчеркните самую лучшую цифру.

б) – Посмотрите на вторую строчку:

5 1 2 5 1 2

- Какую закономерность установили?

- Продолжите ряд до конца.

9. Знакомство с пятиугольником.

У.- Составьте из 5 палочек фигуру, у которой 5 сторон, 5 вершин, 5 углов. Проверка.

Работа по учебнику.( стр.40, № 1)

- Какую фигуру видите?

- Что можете про неё сказать?

-Рядом достройте с помощью отрезков пятиугольник по вариантам:

І в. –синим карандашом;
ІІ в. – зелёным карандашом.

Взаимопроверка.

10. Рефлексия деятельности на уроке.

Работа с кассой цифр. Математический диктант.(Дети показывают результат и выкладывают карточки с цифрами на столе).

- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 2. Какое число я задумала?

- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?

- Найдите разность 3 и 1.

- Из 4 вычли 3.

- 2 увеличить на 1.

Проверка.

Задание. Разложить:

І в. – в порядке убывания;
ІІ в. – в порядке возрастания.

Взаимопроверка.

11. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Чему ещё нужно учиться?

Сегодня все молодцы! На память об уроке каждый получает звёздочку, которую надо достроить по точкам, раскрасить


рис.1