Программное содержание.
- Упражнять детей в составлении плана к знакомой сказке с помощью графических изображений; закреплять представления о структурных частях произведения (начало – зачин, середина, конец).
- Упражнять в самостоятельном составлении комбинированного монолога по готовому плану (повествование и составление описаний).
- Учить детей работать подгруппами, развивать умение договариваться.
- Воспитывать сопереживание к животным, попавшим в беду.
Словарная работа:
- обогащение словаря: копанки, нганасанин;
- активизация словаря: описание, повествование, план, схема, зачин, концовка; главная тема произведения.
Предварительная работа. Чтение сказки «Как оленёнок маму искал» по мотивам произведений Н. Сладкова «С Севера на юг».
Материал. Загадка об оленях; на ватмане изображение зимней тундры, маркер, листы бумаги, простые карандаши по количеству детей, картинки с изображением вертолёта, парохода, человека, разрезанные на части по количеству детей, планы – схемы на каждую подгруппу детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Сугробов копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
– Правильно, ребята. Это северный олень.
Посмотрите вот на эту картинку (показывает
изображение оленёнка). Как вы думаете, почему у
оленёнка такой тревожный взгляд?
– Какую сказку мы недавно читали? Конечно, вы
правы, это оленёнок из сказки «Как оленёнок маму
искал».
– Ребята, о чем говорит название? Правильно, о
героях, о сюжете. А вам сказка понравилась? Тогда
я предлагаю записать её в нашу «Книгу сказок».
Но сделать это не так просто.
– Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать,
чтобы последовательно вспомнить сюжет?
– Конечно, сначала нужно составить план.
Давайте попробуем.
– Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало
или зачин, середина, концовка.)
– О чем говорится в первой части, её ещё называют
зачином? (О героях и главной теме.)
– Кто расскажет о средней части, чем она
отличается от других частей? (Середина – самая
большая часть, в ней перечисляются события,
которые происходят с героями.)
– Что же такое концовка? (В ней рассказывается
о том, чем всё закончилось.)
– Давайте попробуем не просто составить план,
и зарисовать его с помощью схем.
Вспомните, о чем говорится в первой части? Как
можно это зарисовать? Кто хочет выйти к доске? (Выходит
ребёнок и схематично изображает маркером на
ватмане – оленёнка, олениху и северное сияние)
– А вы, ребята, берите свои карандаши, листы и
тоже приступайте к работе, может кто-то придумает
другое изображение героев.
Дети составляют планы по сказке.
– Как вы думаете, закончилась на этом первая
часть? Конечно, мы рассказали о главных героях и
раскрыли главную тему сказки. Кто может сказать,
как звучит главная тема? (Оленёнок потерялся, а
значит, он будет искать маму.)
– Переходим к следующей части, самой большой.
Давайте вспомним, что же было потом. (Дети по
очереди выходят к доске, рассказывают о встречах
оленёнка с различными северными животными:
совой, куропаткой, вороном, зайцем, леммингом,
зарисовывают условные обозначения.)
– Теперь давайте вспомним, что же происходило в
это время у реки.
(Дети рассказывают и схематично изображают на плане – схеме встречу оленихи и ворона, оленёнка с вороном и огнём, оленёнка с оленихой.)
– Все события мы вспомнили и отразили в нашем плане? Давайте выделим теперь начало и концовку. Какая часть получилась самая большая? Скажите, пожалуйста, что делает сказку более интересной, яркой? Конечно описания. Кто может привести пример описания в этой сказке? (Дети приводят примеры описаний.) Мне теперь будет удобно и легко записать сказку в нашу «Книгу сказок». А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.
Физминутка
– А теперь я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем наши волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!»
(Звучит сказочная музыка. Воспитатель предлагает детям выйти из-за стола и повторять движения: круговые вращения головы, туловища (влево, вправо), подняли руки вверх, потянулись, сели в позу «по-турецки».)
– Ну вот, теперь вы настоящие сказочники. У меня на столе разрезные картинки, возьмите каждый по одной части. Теперь вам нужно составить из частей целую картинку по образцу. (Дети составляют картинки, получилось 3 подгруппы – за первым столом должен получиться вертолёт, за вторым – пароход, за третьим – человек.) Все сказочники готовы? У нас получилось 3 команды. Я предлагаю каждой команде придумать новую сказку про оленёнка, начиная со второй части. На каждом столе есть план-схема (воспитатель заменяет место действия и животных-героев сказки на другие персонажи (олененок встречается с летчиками, моряками а Африке, на морском побережье и т.д.). Причем начало и конец остаются прежними. Но во второй части оленёнок встречается с другими героями, которые помогают ему найти маму (летчиками, моряками, коренными жителями Севера). Очень важно работать сообща, вместе. Не забывайте, что в сказке должны быть описания.Пожалуйста, приступайте к работе.
(Детям дается несколько минут для обсуждения.)
– Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее в нашу книгу.
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
– Вот какими замечательными сказками пополнилась наша книга, в ней еще много свободных страниц, а значит, наше творчество продолжится.
– Давайте, наших гостей тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь все смогут стать сказочниками.