Определение склонения имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Совершенствовать умения уч-ся определять тип склонения имён существительных.
  • Обобщить знания о склонении имён существительных.
  • Обогащать словарный запас уч-ся.
  • Продолжать работу по развитию объёма памяти.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Словарная  работа:

а) запись слов,
б) фонетическая зарядка,
в) найди лишнее слово.

3.  Работа над новой темой.

а) распределение слов по общему признаку;
б) работа с текстом;
в) словообразование.

4.  Физминутка для глаз.

5.  Индивидуальная работа с карточками.

6.  Работа с учебником.

7.  Итог урока.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Сегодня мы с вами совершим прогулку. А куда, догадайтесь сами.

Есть у меня зелёный друг,
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

– Правильно, мы сегодня с вами совершим экскурсию в лес. Итак, в путь-дорогу, друзья.

2. Словарная работа

а) – Ребята, а как пишется слово экскурсия? Запишем это слово.
– Мы совершаем путешествие в зимний лес.
– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
– Как называется участок леса, взятый под охрану? (Заповедник).
– Кто живёт в лесу? (Животные). Запишите это слово в ед.ч.

Дети записывают слова, проговаривают орфограмму, ставят ударение.

б)  Фонетическая зарядка

–  Найдите слова, в которых количество букв и звуков совпадает. (Месяц, заповедник, январь).
–  Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. (Экскурсия, животное)
–  Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков?

Пока идёт фонетическая зарядка, один из учеников на доске выполняет фонетический разбор слова январь.

в) Какое слово лишнее?  (Животное, т.к. одуш. имя существительное; экскурсия, т.к. существительное ж.р. или существительное 1 скл., а все  остальные существительные 2 скл.)

3. Работа над новой темой

Дети, с какой темой мы познакомились с вами на прошлом уроке?
– Какие имена существительные относятся к 1 скл.? (Приведите пример).
– Какие имена существительные относятся ко 2 скл.?
– Какие имена существительные относятся к 3скл.?

На доске вывешиваются таблички.

а) Распредели слова в группы по общему признаку.

Дупло, загадка, следопыт, житель, ночлежка, белка, дятел, мышь, ночь, охота, орех, куница, шерсть, речь, ель, мозоль.

– На какие группы вы разбили слова? (По типу склонения имён существительных)
– Что надо сделать, чтобы определить склонение имён существительных?

  1. Определить род имён существительных
  2. По роду и окончанию определить склонение.

– К какому склонению относится существительное мозоль?

б) – Дети, а кто видел в лесу когда-нибудь дупло? А вы знаете, какие бывают дупла?

Дети зачитывают текст.

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя.
Бывают дупла – ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту.
Бывают дупла – кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь.
Бывают дупла – спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт.
Сколько дупел, столько загадок.

(по Н. Сладкову)

– Какую роль выполняют дупла? (Роль ночлежки, роль кладовой, роль спальни).
– Определите склонение данных имён существительных.
– Что нужно сделать, чтобы определить склонение имён сущ, стоящих в косвен. падеже? (1. Поставить имя существительное в начальную форму. 2. Посмотреть на род и окончание.)

в)  Задание: Образуйте от имени прилагательного имена существительные1.2,3склонения.

1-й ряд: хитрый – (хитринка, хитрец, хитрость)
2-й ряд: бедный  – (беднота, бедняк, бедность)
3-й ряд: старый –  (старушка, старик, старость).

Выполните морфемный разбор слов. От каждого ряда у доски работает один ученик.

4. Физминутка для глаз

Учитель читает текст, а дети с закрытыми глазами выполняют упражнение.

Текст:

Славный был морозище в лесу. На земле лежал толстый слой снега. (Дети опускают глаза вниз). На опушке леса слева стояла стройная берёза, справа – дуб. (Дети смотрят  влево, потом вправо.) На нём на верхней ветке сидела белка и роняла вниз орехи. (Дети поднимают глаза вверх, потом опускают вниз.) Вот слева проскакал заяц, а справа виден рыжий хвост лисы. (Глаза влево – вправо). На верхушке ели забеспокоилась сорока. Под ногами хрустнула ветка. (Глаза вверх – вниз). Подул сильный ветер. Всё закружилось и завертелось в зимнем лесу. Вот пролетела испуганная сова. Она таращила глаза.

– Какие существительные вы встретили в тексте? (Морозище, в лесу, на земле, слой, снег, опушка, берёза, дуб, ветка, белка, орех, заяц, хвост, лиса, верхушка, сорока, ноги, ветка, ветер, сова, глаза (21))

1-й ряд находят существительные 1 скл., 2-й ряд – существительные 2скл., 3-й ряд – существительные 3 скл. В это время выполняется индивидуальная работа на карточках.

Карточка: К именам существительным подберите и запишите антонимы (слова, противоположные по смыслу), относящиеся к другому склонению.

героизм (трусость)                                   скука (веселье) ласка (грубость)
ложь (правда)                                             ночь (день)                                       война (мир)
трудолюбие (лень)                                      сила (слабость)                              темнота (свет)
радость (горе)                                             злость(доброта)                             нищета (богатство)
поражение (победа)                                   тишина (шум)                                  польза (вред)

5. Работа с учебником, стр. 20 упр. 299.

Спишите 1 и 2 предложения, сделайте полный синтаксический разбор. Выпишите из текста имена существительные в нач. форме в три столбика.

Проверка:

1 скл.                                                       2 скл.                                        3 скл.

погода                                                     ветер                                        грань
снежинка                                                луч                                           пыль
звезда                                                      цветок
крупа                                                       мороз
шарик
небо

6. Итог урока

– На этом наша экскурсия закончена. Мы сегодня хорошо потрудились. А над какой темой мы сегодня работали? Чему учились на уроке?
– Чтобы проверить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, я вам раздала полоски с цифрами. Сейчас я буду читать предложение. Если вы согласны с моим высказыванием, то номер этого высказывания обводите кружком, если – нет, то зачёркивайте.

1. Склонение существительных зависит от рода и окончания.
2. Чтобы определить скл. существительных в косвенном падеже, нужно поставить имя существительное в нач. форму.
3. К существительным 2 скл. относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием.
4. К именам существительным 2 скл. относятся  только существительные ср.р. с оконч. -о, -е.
5. К именам существительным 3 скл. относятся только имена существительные ж.р. с нулевым окончанием.

– Прочитайте номера с правильными ответами. (1, 2, 5)
– Какие ошибки были допущены в высказываниях 3, 4?