Цели:
- Выявление уровней понимания (осознания, осмысления, обобщения) и применения полученных знаний по теме “Выбор гласной буквы в окончании существительных 1, 2, 3-го склонений единственного числа”.
- Развитие критического отношения учащихся к своим высказываниям и мнению товарищей, формировать адекватную самооценку.
- Формирование умений ставить вопросы, слушать и слышать других.
- Воспитывать ответственность не только за результаты собственной деятельности, но и деятельности всей группы.
Оборудование: вопросник по теме, конверты с поуровневыми заданиями, информационное табло для каждой группы, алгоритм рассуждения по теме (для нормативного уровня на “3”), индивидуально-ориентированные планы детей.
Тип: Урок-зачет.
Место в общей системе уроков: проводится после уроков-тренажей, после сдачи детьми индивидуально-ориентированных планов согласно выбранным ими уровням, перед контрольной работой по теме “Выбор гласной буквы в окончании существительных 1, 2, 3-го склонений единственного числа в безударном положении”.
Ход урока
1. Психологический настрой
Учитель:
Я рада новой с вами встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Умные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Хочу пожелать вам успешной работы. Моя задача на уроке: научить вас правильно организовать работу в группе, научить умению слушать и слышать друг друга, оказывать помощь товарищам в группе при выполнении заданий. А какую задачу на уроке вы для себя поставили?
2. Минутка чистописания
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Объясните написание пропущенных орфограмм.
3. Тема и цель урока
– Ребята, какой теме были посвящены последние наши уроки русского языка? (Правописанию окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений единственного числа)
– Перед вами лежат ваши индивидуальные планы. Скажите, какое место занимает сегодняшний урок в системе всех уроков по данной теме? (Урок-зачет)
– К этому уроку каждый из вас постарался, отработал и сдал все задания по выбранному уровню. Молодцы! Похвально и то, что большинство ребят выполнило много дополнительных заданий по теме. К сегодняшнему уроку была проделана вами большая подготовительная работа и в группах: вы составили вопросы по изученной теме, готовили ответы по ним дома.
Итак, сегодня урок-зачет. А это значит, что на уроке будет оцениваться результат работы каждого в группе и выполнение тестирования.
4. Организация работы в группе
Чтобы работа в группе была слаженной, необходимо помнить и выполнять “Правила работы в группе”.
Помним, что если в группе присутствует сотрудничество, то и работа будет успешной.
Сейчас вы в группах распределите роли организатора, спикера и др.
Итак, на предыдущих уроках вы сами составляли вопросы по изученной теме. Эти вопросы имеются в каждой группе. Группы будут поочередно выбирать и направлять свои вопросы членам других групп, эти вопросы могут быть персональными. Вопросы повторяться не должны.
1-я группа – 2-й группе
2-я группа – 3-й группе
3-я группа – 1-й группе
5. Взаимообмен вопросами
Ответы на предложенные вопросы (группы готовят к выступлению своих спикеров)
Вопросник
- Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Приведите примеры.
- Какие существительные относятся ко 2-ому склонению? Приведите примеры.
- Какие существительные относятся к 3-ему склонению? Приведите примеры.
- Расскажите, когда у существительных единственного числа надо писать в окончании гласную Е? Приведите примеры.
- Расскажите, когда у существительных единственного числа надо писать в окончании гласную И? Приведите примеры.
- Зависит ли написание окончания от типа основы? Подтвердите это примерами.
- Чем являются безударные падежные окончания? (Орфограммами.) Почему?
- Как можно проверить безударные падежные окончания?
- Одинаково ли написание ударных и безударных окончаний? Подтвердите примерами.
- Существуют ли в русском языке существительные, которые употребляются только во множественном числе? Приведите примеры.
- Существуют ли в русском языке существительные, которые употребляются только в единственном числе? Приведите примеры.
- В чем сходство и различие в падежных окончаниях у существительных разных склонений? Приведите примеры.
6. Физкультминутка 1
Я буду произносить слова. Если услышите существительное с окончанием Е, то приседаете, вытягивая руки перед собой. Если услышите существительное с окончанием И, то выполняете вращение туловищем.
При солнышке, при матери, на месте, в молодости, о победе, в старости, в опасности, в поле, в Казани.
7. Физкультминутка 2 (для глаз)
Учитель читает ребятам загадки и предлагает найти в классе картинку с отгадкой (мелкие картинки висят в разных частях класса).
1. Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая. Известная
персона. Кто она? (Ворона.)
2. По лужку он важно бродит, из воды сухим
выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие
перинки. (Гусь.)
8. Рефлексия
Заполнение “Информационного табло”.
Информационное табло
№ п/п | Ф.И. ученика | Дата | Выбранный уровень | Ответы | Дополнения | Итоговая оценка за урок |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. |
Выставление группами оценок членам своих групп за устные ответы и дополнения, даются рекомендации товарищам по группе в форме совета.
– Какие трудности испытывали в группе?
– Что получилось?
– Что не получилось? Почему?
– Какие задания были самыми трудными?
– Какие задания были самыми интересными?
9. Тестирование по теме (по вариантам)
1) Укажите существительные 1-го склонения:
Вариант 1 Вариант 2 1. Юра
2. Дедушка
3. Дед
4. Строй
5. Дядя1. Курсант
2. Тополь
3. Володя
4. Мир
5. Миша
2) Укажите существительные 2-го склонения:
Вариант 1 Вариант 2 1. Пожелание
2. Перевод
3. Утро
4. Поселок
5. Село1. Кресло
2. Понедельник
3. Воскресенье
4. Сражение
5. Камень
3) Укажите существительные 3-го склонения:
Вариант 1 Вариант 2 1. Мышь
2. Папа
3. Надежда
4. Сторона
5. Мысль1. Трель
2. Москва
3. Память
4. Стена
5. Планета
4) Найдите лишнее слово по типу склонения:
Вариант 1 Вариант 2 1. Речь, весть, просека, власть
2. Поляна, рука, черемуха, рот
3. Костя, Петербург, поезд, вокзал
4. Отвага, капель, жимолость, гордость
5. Детство, приключение, достояние, техника1. Народ, остров, корзина, дар
2. Тепло, наследие, гора, богатство
3. Ягода, чаша, огонь, дружина
4. Взор, культура, блеск, ключ
5. Волна, метро, свершение, перо
5) Укажите существительные, которые не употребляются в единственном числе:
Вариант 1 Вариант 2 1. Джунгли
2. Листья
3. Сливки
4. Стволы
5. Подруги1. Ворота
2. Дожди
3. Каникулы
4. Птицы
5. Шахматы
6) Укажите существительные, которые не употребляются во множественном числе:
Вариант 1 Вариант 2 1. Город
2. Чистота
3. Свежесть
4. Сад
5. Луна1. Лебедь
2. Заря
3. Честность
4. День
5. Справедливость
10. Домашнее задание
Составить диктант из 15 словосочетаний на тему “Гласные Е и И в окончаниях имен существительных 1, 2, 3-го склонений единственного числа”