Урок можно провести по одному из двух вариантов: 1-й вариант – традиционная форма урока, 2-й вариант с применением электронного пособия «Электронные уроки и тесты. География в школе. Африка» ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2006г., ЗАО «Новый диск» 2006 г. Ссылки на пособие выделены синим цветом.
Цели урока:
- организовать деятельность обучающихся по получению новых знаний о природе Африки на примере её природных зон, формированию предметных умений (работа с картой), а также междисциплинарных умений (заполнение таблиц, работа с учебником и дополнительной литературой и другими источниками знаний, в том числе и электронными);
- вызвать интерес к занятию, придать ему творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся;
- развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Оборудование к уроку:
- раздаточный дидактический материал (задания к уроку, игра «Расшифруй!», таблица для заполнения «Природные зоны Африки»);
- настенные демонстрационные таблицы «Природные зоны Африки»;
- карта «Природные зоны мира»;
- атласы.
На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание – подготовить сообщения или небольшие рассказы о животных Африки. Для этого необходимо дать дополнительные источники: книги, например «Загадки дикой природы». М., «Росмэн», 2001. Или подготовить распечатки из методических пособий Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1985.; Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 7 класс. Москва. «ВАКО». 2008 ., материал Интернета.
Ссылки на пособие выделены синим цветом.
ХОД УРОКА
1. Актуализация и повторение знаний
Задание 1. Из предложенных слов и выражений составьте определения понятий:
Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира).
Ответ: Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Широтная зональность – …смена… (от экватора к полюсам, закономерная, природных зон, в связи с уменьшением, неравномерностью увлажнения, солнечного тепла, и).
Ответ: Широтная зональность – закономерная смена природных зон от экватора к полюсам, в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения.
Задание 2. Вспомните, какие природные зоны есть на Земле, и в какой последовательности они сменяют друг друга. (Учащиеся называют природные зоны мира и показывают их на карте «Природные зоны мира»).
Задание 3. Игра «Расшифруй!»
Какое животное здесь зашифровано и в какой природной зоне оно живёт? Для этого необходимо определить, какая природная зона охарактеризована в описании и, из ключа к шифру, сложить слово.
- Гигантское «зелёное море», рай для растений, расположенный вдоль экватора. Здесь не существует зимы и лета, осени и весны. Через плотную «крышу» крон деревьев солнечный свет почти не доходит до почвы.
- Безводной и голой выглядит местность, покрытая камнем и щебнем, а местами песком. Лишь на склонах холмов и вдоль пересохших русел рек растут немногочисленные уродливые кустики.
- Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников. К суровым условиям зоны приспособлены олени, песцы и белые куропатки.
- Самая распространённая в нашей стране природная зона. Основными видами лесов этой зоны являются хвойные (ель, сосна, лиственница, пихта). Животные зоны: бурый медведь, лось, косули, рысь и др.
КЛЮЧ К ШИФРУ:
А – арктическая пустыня
О – тундра
Н – тайга
В – смешанные леса
К – широколиственные леса
И – степи
Л – пустыни
М – саванны
С – экваториальные леса
Ответ: СЛОН – типичное животное Африки, обитающее в саваннах.
2. Переходный момент. Мотивация к изучению нового материала
– А какие животные, кроме африканских слонов живут на материке и в чём особенность органического мира Африки? Хотели бы вы побывать в Африке? Почему многих людей так манит этот материк?
Обобщив ответы ребят, учитель отмечает уникальность животного и растительного мира материка и предлагает подробнее познакомиться с природными зонами материка и их особенностями.
3. Изучение нового материала
Задание 4. Работа с картами атласа.
Какие карты атласа будут нам необходимы на
уроке? («Природные зоны Африки»,
«Климатические пояса и области мира»,
«Климатическая карта Африки», «Физическая
карта Африки», «Комплексная карта Африки»)
По карте «Природные зоны Африки», определите,
какие природные зоны есть на материке Африка.
(Экваториальные леса, переменно-влажные леса,
саванны и редколесья, тропические пустыни и
полупустыни, жестколистные вечнозеленые леса и
кустарники).
– Какая закономерность пролеживается в их смене
на этом материке? (Чередование в двух
направлениях – от экватора к полюсам)
Задание 5. Познакомьтесь с планом описания природной зоны.
Работа с учебником. Приложение на стр. 312.
Немного изменив план, мы охарактеризуем 3
основные зоны.
Задание 6. Практическая работа. «Определение причин разнообразия природных зон материка»
Индивидуальная или работа в парах.
Цель работы: научиться давать характеристику природных зон, определять причины их разнообразия на материке; продолжить формирование умений и навыков работы с картами и другими источниками географической информации, систематизировать изученный материал в форме таблицы.
1) Заполните таблицу «Природные зоны Африки»
1-2 строки под руководством учителя, устно; Содержание ––> Урок 2. Растительность, почва, климат. ––> стр. 1 ––> стр. 6 Какова связь между климатом, растительностью и почвами?
С 3-го по 6-й строки – письменно, самостоятельно или в парах, с использованием учебника § 28, карт атласа и дополнительной литературы [2, 3, 4], или стр. 7-15 электронного пособия.
Таблица «Природные зоны Африки»
№ |
Что характеризуем |
Экваториальные леса |
Саванны |
Пустыни |
1 | Географическое положение | Вдоль экватора | От15° с.ш. До 27° ю.ш. |
Сахара, Ливийская – вдоль северного
тропика и тропические широты Калахари – вдоль южного тропика, Намиб – западное побережье, тропические широты |
2 | Климатические условия 1. Климатический пояс 2. Ср t января ср t июля 3. Годовое количество осадков, их режим |
Экваториальный, +22° …+25°С +22° …+25° С Более 1000мм равномерно |
Субэкваториальный +16°С +24° С От 500 до 2000 мм Выпадают в летние месяцы |
Тропический +8° …+16° С + 32° С Менее 100 мм |
3 | Почвы | Красные ферралитные | Красно-бурые и красно-чёрные саванн | Пустынные тропических поясов |
4 | Типичные растения | Кофейное дерево, масличная пальма, лианы, бананы, фагара, | Баобабы, зонтичная акация, алоэ, молочаи, мимозы, злаковые, дерево путешественников, бутылочное дерево | В оазисах финиковая пальма. Вельвичия (Намиб). Алоэ. |
5 | Культурные растения | Какао, каучуковые, хлопчатник | Кукуруза (маис), просо – сорго, арахис, хлопчатник | Финиковая пальма |
6 | Животный мир | Горилла, шимпанзе, бегемоты, окапи, оленёк, муха цеце, птицы бананоеды, келеа, медовед, попугаи, нектарницы | Слоны, жирафы, зебра, антилопы гну и канна, бородавочник, львы, носороги, трубкозуб. Страус, птица секретарь, марабу; термиты. | Ящерицы, черепахи, гиены, шакалы, лисицы |
7 | Природные особенности (данные записаны в таблице заранее и объясняются учителем) | Высокая влажность при больших
температурах; густота и разнообразие
растительности, многоярусность. Растения эпифиты. |
40% площади материка, Ксерофиты, |
Типы пустынь: песчаные, каменистые –
хамада. Ветры самум, сирокко, шихили. Большие амплитуды температур. |
8 | Охраняемые территории | Национальный парк Салонга
|
Серенгети, Нгоро-Нгоро, Крюгерспарк |
2) Обсуждение результатов работы. Ответьте на главный вопрос работы: Какие причины послужили появлению данных природных зон на материке?
Вывод: Географическое положение материка и вытекающие из этого особенности климата. В свою очередь климатические условия влияют на почвы и органический мир материка.
– Что интересного вы знаете о представителях растительного и животного мира Африки?
(Заслушиваются сообщения и рассказы, приготовленные учащимися к уроку. При втором варианте урока можно ограничится видеофильмом электронного пособия)
3) Сделайте вывод по содержанию урока. (Урок 2 ––> стр.16)
4. Рефлексия
На Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой мудрец, взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон. Чему учит нас эта притча, если мы рассмотрим её с точки зрения нашего урока и, вообще, с точки зрения географии?
Учащиеся комментируют притчу и говорят о необходимость комплексного изучения природных комплексов (природных зон).
5. Домашнее задание
1. Изучить текст параграфа § 28
учебника;
2. Заполнить 8 строку таблицы;
3. Подготовить рассказ о стихийных бедствиях,
имеющихся на материке.
Литература к уроку:
- Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. «География материков и океанов». Учебник географии для 7-го класса М. «Просвещение». 2009.
- Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1985.
- Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 7 класс. Москва. «ВАКО». 2008 .
- Загадки дикой природы. М., «Росмэн», 2001.