Неполные квадратные уравнения. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать понятие о квадратном уравнении вида ax2 + bx + с = 0;
    • его коэффициентах а и b и свободном члене с;
    • познакомить учащихся с приведенным квадратным уравнением;
    • изучить определение неполного квадратного уравнения;
    • вырабатывать навыки решения неполных квадратных уравнений.
  • Развивающие:
    • развитие логического мышления, памяти, внимания;
    • развитие умения сравнивать, обобщать, формулировать учебно-познавательную мотивацию с помощью интересных задач.
  • Воспитательные: воспитание трудолюбия, математической культуры.

Оборудование: портрет Софьи Ковалевской.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашней работы

1. Устно:

а) Что называется уравнением?
б) Что называется корнем уравнения?
в) Что значит решить уравнение?

2. Является ли число корнем уравнения?

а) 2х2 – 18 = 0;  – 3 (да)
б) 6х – 3х2 = 0;  – 2 (нет)
в) х2 – 6х + 8 = 0; 2 (да)

3. Доказать, что уравнение 12 + х2 = 0 не имеет корней

Вопрос:  Что общего есть в этих уравнениях? (В уравнениях а, б, в, г наибольшая степень у переменной –  вторая, квадрат, отсюда и название у этих уравнений – квадратные)

III. Изучение нового материала путем самостоятельной работы с учебником по плану

1. План (к п.21)

а) Определение квадратного уравнения
б) Название чисел a, b, c
в) Приведенное квадратное уравнение
г) Определение неполного квадратного уравнения.

2. Ответы на вопросы плана (по каждому вопросу плана привлекать ранее данные уравнения в устном счете)

3. Решение  неполных квадратных уравнений в общем виде.

Вместе с учителем учащиеся записывают в тетрадях решение каждого вида:


Один корень (оба корня равны 0). Решение уравнений такого вида мы и рассматривали ранее.

Вывод:  Неполное квадратное уравнение может иметь 2 корня, 1 корень, не иметь корней.

4. Назовите вид неполного квадратного уравнения, в котором:

а) один из корней равен 0

Ответ:  ax2 + bx = 0

б) корни равны по модулю, но противоположны по знаку

Ответ:  ax2 + c = 0

в) оба корня равны нулю

Ответ:  ax2 = 0

– Тема «Квадратные уравнения» очень важная и нужная. Без неё невозможно движение дальше в математике. На уроках геометрии нам также придется очень часто обращаться к квадратным уравнениям, на уроках геометрии – квадратное уравнение не редкий гость.
Но не только мы с вами не можем дальше продвигаться в математике без квадратных уравнений. Уравнения 2-й степени умели решать еще в Древнем Вавилоне во  II тысячелетии до н.э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически. Задачи, приводящиеся к квадратным уравнениям, рассматривались во многих математических рукописях и трактатах.

IV. Закрепление нового материала

У доски:

№ 515 (в, г, д, е) – двумя способами
№ 517 (в, г, б)

– Ребята! Приближается юбилей первой русской женщины – математика Софьи Валерьевны Ковалевской, 160 лет со дня ее рождения. В 1850 году в России на математическом небосводе вспыхнула звезда, свет от которой чистый и сильный дошел и до нас. Через столько лет!
Мы, с вами решая квадратные уравнения, назовем число и месяц рождения  (выбрать только один корень)

V. Задание на дом: П.21, учить по тетради. № 518, № 521 (в, г), № 523 (а)

Сообщение о Софье Ковалевской – на 2 минуты

VI. Самостоятельно:

Проверка самостоятельной работы ведётся с помощью доски с отворотами, где учащиеся по желанию решают по вариантам уравнения.

VII. Итоги урока

– По какой теме работали?
– Что нового узнали?

№ 512: Какие из этих уравнений не являются квадратными?

Ответ: б), г)

№ 513: Назвать неполные квадратные уравнения

Найти корни

а) х2 – 2х = 0
б) 2х2 – 32 = 0
в) 1,5х2 + 7,5 = 0
г) 0,03х2 = 0

Выставляются оценки.

Вы все трудились, кто как мог.
Спасибо, дети за урок!

Учебник «Алгебра  8 класс для общеобразовательных учреждений» / [Ю.Н. Макарычев. Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, СБ. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 2009.