Тема: Роль имени прилагательного в речи.
Цель: повторение и систематизация знаний о значении и роли имени прилагательного в речи.
Задачи урока:
- Образовательная: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, учить находить прилагательные в речи, тексте, правильно употреблять их, понимать значение и роль прилагательных в речи.
- Воспитательная: воспитывать умение работать в паре; формирование чувства ответственности, добросовестности, дисциплинированности.
- Развивающая: продолжить формирование устной связной речи посредством подбора подходящих по смыслу прилагательных, составления предложений, коррекционных упражнений.
- Коррекционная: корригировать внимание, память, обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы.
Оборудование: таблицы, карточки с вопросами, словарными словами, натуральные предметы, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Настраивает на работу. | |
II. Повторение изученного материала. | Словарная работа. Проверка ранее изученных словарных слов: называет значения слов: – Ребята, многие из вас отгадывали кроссворды, сейчас вам предстоит выполнить подобное задание. Я называю значение слова, а вы отгадываете, какое слово «прячется» за этим значением. Если с первого раза отгадать не получится, то я даю подсказку: сколько букв в этом слове или на какую букву оно начинается. 1) Подтверждение
чего-либо, документ, удостоверяющий что-либо. (Свидетельство) – Продолжим проверку усвоения словарных слов немного иначе и поиграем в игру «Пойми меня»: объяснить слово надо так, чтобы дети поняли и отгадали, что это за словарное слово: 1) Митинг – (эталон ответа:
массовое собрание по поводу каких-либо
злободневных, преимущественно политических
вопросов); – Прочитайте слово, объясните значение,
разделите на слоги. |
Учащиеся отгадывают слово по значению и
записывают его в тетрадь в строку через запятую.
Учащиеся I типогруппы выходят к доске, берут со
стола учителя карточку со словарным словом, не
показывая остальным учащимся, своими словами
объясняют его значение ребятам, не называя
самого слова вслух. Остальные отгадывают и
продолжают записывать в тетрадь через запятую.
Читают слова, объясняют значение, делят на слоги, подбирают родственные слова, составляют словосочетания, предложения, записывают в тетрадь.
Отвечают на вопросы. |
III. Сообщение темы урока, целеполагание. | Актуализирует знания учащихся, беседа
по вопросам: – На какие вопросы отвечает имя прилагательное? – Что обозначает имя прилагательное? – Расскажите правило об имени прилагательном (учащимся III типогруппы в помощь табличка). – Приведите примеры имен прилагательных. – С какой частью речи всегда согласуется имя прилагательное? – Что можно определить у прилагательных? – Сегодня мы поговорим о том, какое значение и какова роль прилагательных в речи. Запишем тему в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 1). Прослушайте, а затем прочитайте 2 текста на экране, сравните их: чем они похожи, чем отличаются? (Приложение 1. Слайд 2). 1. Вспоминается мне осень. Помню утро. Помню сад. Помню аллеи, аромат листвы и запах яблок, запах меда и свежести. 2. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Помню свежее, ранее, тихое утро. Помню осенний, весь золотой и светлый сад. Помню кленовые аллеи, тонкий аромат сухой листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. – Чем отличаются эти два текста? Какой из них
наводит грусть, печаль. Почему это происходит?
Что помогает вам почувствовать настроение? Как
передается красота осеннего пейзажа? Динамическая пауза. |
Отвечают на вопросы, рассказывают
правило, приводят примеры.
Записывают тему в тетрадь.
Читают и слушают тексты, сравнивают. Отвечают на вопросы.
Формулируют вывод. |
IV. Закрепление темы. | Продолжим работу с текстом № 1. Мы
выяснили, что текст № 1 бедный, скучный, не
интересный. Назовите прилагательные, которые
характеризуют осень? утро? сад? Подберите подходящие по прилагательные и вставьте их в предложения, чтобы они стали распространенными. Проверка. (Приложение 1. Слайд 3) Осень – ранняя, погожая Утро – раннее, свежее, тихое Сад – большой, светлый, осенний Обратите внимание на окончания прилагательных, определите род прилагательных, с чем согласуется имя прилагательное. Почему нельзя сказать «ранняя утро» или «раннее осень» – Давайте
подробнее остановимся на том, какие именно
признаки может обозначать прилагательное.
Работа по учебнику, стр. 75. – Предлагается следующее задание: у меня на
столе лежит несколько предметов, опишите любой
данный предмет, подобрав к нему все возможные
признаки (предложены натуральные предметы): |
Называют прилагательные, записывают и в тетради, определяют род.
Выделяют окончания, объясняют, почему данные слова не согласовываются.
Называют признаки, свойства, качества предметов, приводят примеры.
Выходят к доске, берут в руки предлагаемый предмет и как можно подробнее описывают его с помощью прилагательных. |
V. Итог урока. | – Итак, над какой частью речи мы сегодня
работали на уроке? – Расскажите правило об имени прилагательном. – Приведите примеры. – Скажите, для чего нужны прилагательные в речи? – Какие признаки, свойства, качества предмета они могут обозначать? Запись домашнего задания. Выставление оценок за урок. Игры в конце урока: Игра 1: отгадайте загадку по данным
прилагательным: Игра 2: Опишите внешность и характер друг друга при помощи прилагательных. Соревновательный момент: считаем, кто больше назовет прилагательных, только реально соответствующих внешности и характеру данного человека. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры,
рассказывают правило, называют признаки.
Записывают домашнее задание, выставляют оценки
в дневник.
Выходят к доске 2 ученика (желательно находящиеся в дружеских отношениях между собой), описывают сначала внешность, затем характер друг друга по очереди. |