Систематизация и обобщение ЗУН "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать ЗУН учащихся о составе слова;
  • развивать у учащихся мышление, память, внимание, речь;
  • воспитывать интерес к русскому языку, чувства коллективизма, индивидуальности, взаимопомощи.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Запишите дату и классная работа. 
– Прочитайте тему урока. Что значит «обобщение»? (Вспомним всё о составе слова)
– Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

2. Минутка чистописания

У доски 4 человека работают по индивидуальным карточкам: разберите слова по составу: 1 – перелёт, 2 – проводник, 3 – зимушка, 4 – молодая.

Работа с классом

– Выпишите, выделите буквы или буквосочетания, которые являются определёнными частями слова: корень в слове слёзки, основа в слове дни, окончание в слове похожи, приставка в слове пошёл и суффикс в слове хвостик. 

Взаимопроверка.

– Кто справился с заданием?
– Что помогло вам выполнить верно это задание? (Правила)
– Какие? (О частях слова).
– Назовите их.
– Зачем нам знать все части слова? (Чтобы правильно писать слова)

Проверка у доски: 1 – какая приставка в слове, докажи; 2 – какой корень, будет ли слово водный однокоренным? 3 и 4 – какой суффикс и какое окончание в данном слове, докажите.

– В каком порядке разбирают слова по частям?

3. Словарная работа

– Запишите слова: лимон, кофе, заяц, язык, пальто, абрикос.
– Чем похожи слова с точки зрения их состава?
– Во всех ли словах есть окончание? Почему?
– Каких частей слова нет в словах? (Приставки и суффикса)
– Образуйте от любого слова однокоренное и запишите его.
– Будут ли слова зайцы или лимоны однокоренными? (Нет, это форма одного и того же слова).

4. Работа по учебнику

Упражнение 3, с. 140, с последующей проверкой.

5. Закрепление

– Скажите, какие правила написания частей слова вы знаете.
– Одни и те же правила? (Нет)
– Для каждой части слова существуют свои правила написания. А как применить правило? (Надо применить алгоритм)

Алгоритм

1. Определи, в какой части слова находится орфограмма
2. Вспомни правило
3. Примени, напиши нужную букву

– А сейчас напишем диктант, где вы примените правила.

1 предложение – комментированное письмо: Под сосной у реки была барсучья нора.
2 предложение – с объяснением: У норы сидел барсук.
3 предложение – самостоятельное письмо. Барсучата перекатывались с боку на бок по сырой земле.

– Назовите какую приставку написали в слове перекатывались, почему; безударную гласную в корне слова земле, суффикс – в слове барсучата, предлоги? Почему?

6. Домашнее задание

Задание на выбор. Дома прочитайте и выберите сами, какое упражнение вы выполните: с.140,упр. 5 или 6.

7. Итог урока

– Подумайте и ответьте, выполнили ли вы учебную задачу, которую ставили перед собой в начале урока.
– Что надо ещё повторить по этой теме?