Цели урока:
- обобщить и систематизировать ЗУН учащихся о составе слова;
- развивать у учащихся мышление, память, внимание, речь;
- воспитывать интерес к русскому языку, чувства коллективизма, индивидуальности, взаимопомощи.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Запишите дату и классная работа.
– Прочитайте тему урока. Что значит «обобщение»? (Вспомним
всё о составе слова)
– Какие учебные задачи вы поставите перед собой?
2. Минутка чистописания
У доски 4 человека работают по индивидуальным карточкам: разберите слова по составу: 1 – перелёт, 2 – проводник, 3 – зимушка, 4 – молодая.
Работа с классом
– Выпишите, выделите буквы или буквосочетания, которые являются определёнными частями слова: корень в слове слёзки, основа в слове дни, окончание в слове похожи, приставка в слове пошёл и суффикс в слове хвостик.
Взаимопроверка.
– Кто справился с заданием?
– Что помогло вам выполнить верно это задание? (Правила)
– Какие? (О частях слова).
– Назовите их.
– Зачем нам знать все части слова? (Чтобы
правильно писать слова)
Проверка у доски: 1 – какая приставка в слове, докажи; 2 – какой корень, будет ли слово водный однокоренным? 3 и 4 – какой суффикс и какое окончание в данном слове, докажите.
– В каком порядке разбирают слова по частям?
3. Словарная работа
– Запишите слова: лимон, кофе, заяц, язык,
пальто, абрикос.
– Чем похожи слова с точки зрения их состава?
– Во всех ли словах есть окончание? Почему?
– Каких частей слова нет в словах? (Приставки и
суффикса)
– Образуйте от любого слова однокоренное и
запишите его.
– Будут ли слова зайцы или лимоны однокоренными? (Нет,
это форма одного и того же слова).
4. Работа по учебнику
Упражнение 3, с. 140, с последующей проверкой.
5. Закрепление
– Скажите, какие правила написания частей
слова вы знаете.
– Одни и те же правила? (Нет)
– Для каждой части слова существуют свои правила
написания. А как применить правило? (Надо
применить алгоритм)
Алгоритм
1. Определи, в какой части слова находится
орфограмма
2. Вспомни правило
3. Примени, напиши нужную букву
– А сейчас напишем диктант, где вы примените правила.
1 предложение – комментированное письмо: Под
сосной у реки была барсучья нора.
2 предложение – с объяснением: У норы сидел
барсук.
3 предложение – самостоятельное письмо.
Барсучата перекатывались с боку на бок по сырой
земле.
– Назовите какую приставку написали в слове перекатывались, почему; безударную гласную в корне слова земле, суффикс – в слове барсучата, предлоги? Почему?
6. Домашнее задание
Задание на выбор. Дома прочитайте и выберите сами, какое упражнение вы выполните: с.140,упр. 5 или 6.
7. Итог урока
– Подумайте и ответьте, выполнили ли вы учебную
задачу, которую ставили перед собой в начале
урока.
– Что надо ещё повторить по этой теме?