Урок словесности в 8-м классе (после изучения темы "Однородные члены предложения")

Разделы: Русский язык


Цели:

  • показать, как используются экспрессивные (выразительные) возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»;
  • показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской идеи;
  • попытаться понять некоторые аспекты мировоззрения Л.Н. Толстого, погрузившись в его язык;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • обобщение и систематизация изученного об однородных членах предложения.

Оборудование:

  • Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
  • Толковые словари.
  • Запись мазурки Ф. Шопена.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя  (чтение стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»).

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и трели эти,
Это все – весна.

– Сегодняшний урок я начала с чтения стихотворения прекрасного русского поэта А. Фета.  Как вы думаете, почему? (Это такой урок, где мы обращаемся к прекрасным образцам слова)

– Что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами? (А. Фет рисует очень полную и яркую картину весны: и оживляющую природу, и движения человеческой души)

2. Сообщение целей урока

– Сегодня мы с вами систематизируем изученное об однородных членах.
Поскольку. речь пойдёт о предложениях с однородными членами, поговорим о выразительных, экспрессивных возможностях конструкций с однородными членами; мы посмотрим, как используются возможности этих конструкций в языке Л.Н. Толстого; понаблюдаем, как работают предложения с однородными членами для выражения авторской идеи в рассказе «После бала»; попытаемся понять некоторые особенности взглядов Л. Толстого, погрузившись в его язык.

3. Работа с текстом художественного произведения

– На уроках литературы мы знакомились с рассказом Л. Толстого «После бала», вы хорошо знаете его содержание. И я предлагаю вам сразу эксперимент.

а) Допишите предложение, взятое из рассказа: Она была прелестна…
б) Теперь сравним ваши предложения с предложением Л. Толстого.
в) Делается вывод: Из всего многообразия синтаксических конструкций Л. Толстой выбирает именно предложения с однородными членами, что даёт ему возможность кратко и ясно описать героиню, использовать ряд прилагательных, передающих и внешние её черты, и качества характера.

– Что значит величественная? (Значение определяется по словарю)

– Итак, с первой страницы рассказа мы можем увидеть, как бережно и умело обращается Л. Толстой с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию.

– Проведите исследовательскую (индивидуальную) работу по рассказу Л. Толстого, её тема:

«Частность употребления конструкций с однородными членами в разных эпизодах рассказа Л. Толстого «После бала».

(После проведенной работы класс слушает сообщения о результатах исследования: наиболее часто конструкции с однородными членами встречаются в портретных описаниях героев, в описании мазурки, в сцене наказания татарина, в эпизодах, передающих состояние Ивана Васильевича – приводятся примеры).

– Давайте проследим роль и выразительные возможности предложений с однородными членами в этих эпизодах (коллективная исследовательская работа). Мы слышали, что наиболее часто однородные члены встречаются при создании портрета. Почему? (Читаются отрывки с описанием портретов Вареньки и её отца – использованные конструкции создают очень точную картину, позволяют описать героя подробно, передать все детали, так что мы ясно можем представить его).

– Какой вам представилась Варенька? Её отец? Попытайтесь выразить свои определения с помощью слова или сочетаний слов.

– Каждый из вас попытался зрительно представить себе героя благодаря выразительности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета.

– А теперь посмотрим, насколько вы внимательны и чутки к слову писателя. Предлагаю вам восстановить текст как можно ближе к авторскому. (Восстановление авторского текста).

Она была в … платье с … поясом и в … перчатках, немного не доходивших до … локтей, и в … башмачках.

– Сопоставим ваши варианты с текстом автора. Какие определения преобладают в предложении? (Проводится исследование – преобладают определения, передающие цвет, и такой приём называется – цветопись)

– Является ли повтор слова белый речевой ошибкой? (Нет)

– А с какой целью использует его Л. Толстой? (Белый цвет – олицетворение чистоты, света, радости; Толстой с помощью этого слова подчёркивает ощущение праздника и передаёт душевное состояние рассказчика)

– Как ещё Л. Толстой передаёт душевное состояние Ивана Васильевича? (Через музыку: весёлая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение).

– Найдите в тексте это предложение. В чём его особенность?  («Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки» – это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И)

Как вы думаете, зачем союз И при однородных членах повторяется? (мысль выражается более эмоционально)

– Перестройте это предложение по схеме (лингвистический эксперимент): О, О, О.

– Что меняется? (Исчезает эмоциональность, предложение становится нейтральным по настроению)

Вывод: рассказывая о героях, рисуя их портреты,  Л. Толстой умело использует выразительные возможности предложений с однородными членами (определениями), которые помогают точно и ярко передавать детали, внешности и особенности характера, создавать определенное настроение.

– Опираясь на ваши исследования, возьмем другой эпизод, где тоже преобладают конструкции с однородными членами – описание мазурки, танца, знакомого вам только по книгам и кинофильмам.

– А откуда пришел этот танец и само это слово? (Сообщение ученика, а затем звучит  музыка)

– А теперь выразительно прочитаем, как описывает танец Л. Толстой с помощью слова. (Чтение отрывка)

– Какие конструкции предложений здесь преобладают? (Предложения с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами)

– Случайно ли это? (Нет, мазурка быстрый танец, с помощью таких предложений передаются движения танца и их характеристика)

– А в каком эпизоде еще должны преобладать именно конструкции с однородными сказуемыми и однородными обстоятельствами? (В сцене наказания татарина, т.к. в ее основе тоже лежат действия)

– Выпишите из текста однородные сказуемые и обстоятельства

1 вариант – из эпизода танца
2 вариант – из эпизода наказание

– По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст, антитеза)

– А в чем это проявляется? (В цвете, в музыке)

– Найдите предложение с однородными членами, передающие этот контраст.

– С какой целью автор использовал эти предложения с однородными членами? (Чтобы показать, как меняется настроение рассказчика: белый цвет сменяется серым, черным; розовый переходит в красный; пестрый мотив мазурки заглушается тоскливым звуком флейты и резкой дробью барабана; такие предложения помогают писателю ярче обрисовать внутреннее состояние героя)

– Мы отметили, что в эпизодах, передающих душевное состояние Ивана Васильевича, тоже преобладают конструкции с однородными членами. Какова же их функция?

– Что чувствует Иван Васильевич на балу? (Чтение эпизода – «любовь, блаженство, счастье»)

– Как Л. Толстой подчеркивает это с помощью одной синтаксической конструкции? Найдите это предложение в тексте. («Я любил и хозяйку в фероньерке… и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже … инженера Анисимова» – это предложение с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом И, что усиливает его эмоциональность)

– А каково состояние героя после бала, когда он стал свидетелем сцены наказания? (Чтение эпизода «Он чувствует стыд и тоску»)

– Как здесь автору удается с помощью однородных членов выразить переживания Ивана Васильевича? (Он использовал однородные определения в переносном значении: слово тошнота в переносном значении – «отвращение, омерзение»; в предложении появляются нераспространенные однородные сказуемые: опустил, выскочил, услыхал, увидал, поторопился уйти – они выражают душевный разлад, беспокойство)

– Что же стало итогом душевного потрясения Ивана Васильевича? Прочитайте. (Его любовь к Вареньке угасла; вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…)

– А что было причиной? (Жестокость)

– Как вы понимаете это слово? (Это проявление безжалостности, беспощадности)

– Она может проявляться по-разному, и порождать ее могут разные причины. Включите слово в словосочетание, чтобы показать это. (Жестокость людей, времени, судьбы, мира, друга)

4. Итог урока

– Итак, погрузившись в язык Л. Толстого, мы наблюдали сегодня, как «работаю» предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании яркого портрета, и в образной характеристике действий, и в передаче тончайших душевных переживаний героя.
Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение Л. Толстого к слову, по определению Аристотеля является «знаком состояния души», помогли нам, и насладиться языком мастера, и понять его мысли и его авторскую позицию.
Жестокость, которая приводит к гибели любви, является, по мнению Л. Толстого, одним из самых тяжких человеческих пороков.

5. Домашнее задание

– Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от понятия «жестокость», выскажите свою позицию. Может быть, она будет сходна с толстовским пониманием, а может быть, вам захочется с ним поспорить.

– На следующем уроке эти сочинения зачитаем и обсудим.