Форматирование документа

Разделы: Информатика


Цель: Закрепить навыки работы с текстом, научиться форматировать многостраничный документ

Тип урока: комбинированный

Критерий оценки: После объяснения новой темы нужно будет выполнить практическую работу. Правильное её выполнение обеспечит положительную оценку за урок.

Этапы комбинированного урока:

  1. Организационная часть
  2. Повторение пройденного материала
  3. Подготовка к усвоению нового учебного материала. Установка познавательной задачи
  4. Усвоение новых знаний
  5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала
  6. Физкультминутка
  7. Закрепление новых знаний
  8. Обобщение и систематизация знаний
  9. Контроль и самопроверка знаний
  10. Подведение итогов урока
  11. Рефлексия

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, настрой учащихся на урок, оглашение критериев оценки за работу на уроке (см. выше).

2. Повторение пройденного материала

Вопросы для повторения:

а) Что называется текстовым редактором и для чего он служит?
б) Возможности текстового редактора Word.
в) С какими объектами можно работать в текстовом редакторе (перечислить).
г) Что является символом, абзацем?
д) Что понимается под термином “редактирование документа”?

3. Форматирование – это изменение внешнего вида документа

Под форматированием документа подразумевается:

1. Форматирование шрифтов
2. Форматирование абзацев
3. Оформление таблиц и рисунков
4. Макетирование страницы
5. Установка разметки документа
6. Вставка колонтитулов

Сегодня мы рассмотрим, как использование двух последних пунктов изменит оформление документа.

4. Практическое применение темы – это умение грамотно оформить доклад, реферат, а в будущем – курсовые и дипломные работы

Далее следует презентация (см. Приложение 1), сопровождаемая объяснениями учителя.

5. Отработка полученных знаний на практике

Для этого откроем документ Приложение 2 и выполним тренировочное задание (листинг задания см. в Приложении 3).

В результате форматирования исходного текста мы получили новый документ, внешний вид которого для учащихся можно представить через мультимедийный проектор на экран, или включить в листинг задания, как это выполнено сейчас.

6. Физкультминутка

Школьникам предлагается увидеть изображение на стереокартинках (2–3 картинки), которые необходимо распечатать заранее. Рисунок1 (чаша), Рисунок2 (ягоды 3D), Рисунок3 (колокольчики). Распечатанные изображения могут быть и черно-белыми.

Этап 7

А теперь каждый из вас выполнит практическую работу. Текст раздаётся каждому ученику в распечатанном виде (текст задания см. Приложение 5). Предлагается отформатировать многостраничный текст, заранее размещенный на ПК учащихся (примерный листинг документа “Текстовый редактор” см. в Приложении 4). В результате выполнения работы у школьников должен получиться многостраничный документ, который на предварительном просмотре будет выглядеть так:

Представленный скриншот служит основанием для оценивания выполненной работы. Школьники могут иметь его перед глазами как образец (в распечатанном виде или на экране), к которому нужно стремиться. Либо учитель распечатывает его только для себя, чтобы иметь возможность для быстрого анализа выполнения работы учеником.

Этап 8

В результате выполнения каждый из вас столкнулся с необходимостью использования такого понятие как “Раздел” в предложенном документе. Для каких целей использовалась эта опция текстового редактора? Скажите, где ещё вы встречали использование различных колонтитулов в многостраничном документе (Подсказка – посмотрите оформление нашего учебника по информатике)?

9. Контроль и самопроверка

На этом этапе необходимо создать максимум условий для реализации творческой составляющей данной темы. Возникающие вопросы, если они носят единичный характер, предложить решить учащимся, легко усвоившим тему. Объяснение учащиеся могут вести с демонстрацией на ПК индивидуально задавшему вопрос, так и посредством мультимедийного проектора (при необходимости трансляции ответа для всего класса).

10. Подведение итогов урока

Оценить качество выполнения работы. Предложить ответить устно на вопросы сегодняшнего урока. Персонально отметить учеников, быстрее всех справившихся с заданием.

11. Рефлексия

Технологическая карта урока

Как известно, для планирования и самоанализа урока очень полезно составить технологическую карту урока, в которой для каждого этапа урока необходимо записать триединую дидактическую цель, методы и формы обучения.

На примере представленного мною урока технологическая карта может выглядеть следующим образом:

Этап ТДЗ этапа Методы Формы Вид деятельности
1 Организационная часть Включение в деловой ритм, подготовка класса к работе Устное сообщение Общеклассные  
2 Повторение пройденного материала Выявить уровень знаний по теме, определить типичные недостатки Устный опрос Сочетание общеклассных и индивидуальных  
3 Подготовка к усвоению нового учебного материала. Установка познавательной задачи Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы Стимулирование познавательного интереса: создание эмоционально-нравственной подоплёки необходимости усвоения новых знаний Общеклассные  
4 Усвоение новых знаний Сформировать конкретные представления о колонтитулах, разделах текстового документа Объяснительно-иллюстративный метод Сочетание общеклассных и индивидуальных  
5 Первичная проверка понимания учащимися нового материала Установить осознанность восприятия. Первичное сообщение. Анализ и логически осмысленное применение полученных знаний Сочетание общеклассных и индивидуальных Лабораторная работа
6 Физкультминутка Переключить внимание школьников, дать разгрузку для глазных мышц. Гимнастика для глаз Индивидуальная Практическая
7 Закрепление знаний Организовать деятельность творческого характера по применению новых знаний в усложненной ситуации. Обучать работе в мини-коллективе Самостоятельная работа Индивидуальная, взаимопомощь при выполнении задания Практическая работа
8 Обобщение и систематизация знаний Выявить степень осознанность восприятия, способности практического применения полученных знаний Получение практических результатов. Индуктивная деятельность под руководством преподавателя Сочетание общеклассных и индивидуальных Практическая работа
9 Контроль и самопроверка знаний Выявить уровень знаний по теме, определить типичные недостатки Аналитическо-дедуктивный Сочетание общеклассных, индивидуальных и групповых форм Практическая работа
10 Подведение итогов урока Анализ успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся Устное сообщение учителя Индивидуальные  
11 Рефлексия Выявить уровень усвоения новых знаний Устный опрос Сочетание общеклассных и индивидуальных  

Образовательная цель урока “Форматирование документа” очевидна: научить школьников полноценно использовать возможности текстового редактора для реализации конкретных задач (редактирования собственных курсовых и дипломных работ).

Развивающая цель этого урока – раскрыть роль вычислительной техники в развитии современного общества на примере оформления печатных изданий (в т.ч. курсовых и дипломных работ). Вооружить навыками, необходимыми для сознательного использования этих знаний.

В терминологию развивающего аспекта входят такие понятия как развитие речи (у нас это введение в лексикон нового термина “Колонтитулы”); развитие мышления: в ходе выполнения практического задания возникает необходимость анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать. Это очень ярко проявляется на этапах 5–9 урока “Форматирование документа”.

Воспитательная цель проявляется в формировании личности учащегося, развитии чувства взаимопонимания и взаимопомощи, а также в формировании умения работать, развитии усидчивости и прилежания.