Анализ собственной педагогической деятельности, выявление причин педагогической неудач даёт возможность повысить качество обученности учащихся, что и является главной задачей в настоящее время.
В нашей школе анализ работы учителя за год, триместр или одной контрольной работы проводился по Симонову, подсчётом коэффициентов качества, обученности и успеваемости. Учителя физико-математического МО нашей общеобразовательной школы имеют невысокий коэффициент качества и, если коэффициент успеваемости за триместр – 100%, то за отдельную контрольную работу бывает и ниже 50%. Причём, часы школьного компонента даются только в выпускных 11 и 9 классах, а вся средняя параллель и 10 классы остаются без дополнительных занятий. Классно-урочную систему ещё никто не отменял, и какая же индивидуальная работа может быть на уроке, да ещё в классах с низкой мотивацией учащихся? Поэтому, несмотря на напряжённый труд учителя математики и физики на уроках, применение ИКТ, инновационных педагогических технологий, качество по физике и математике остаётся низким.
С 2009 года наша школа является экспериментальной площадкой, в рамках которой ведётся работа по повышению качества обучения. Нам была рекомендована методика и программа Н.Б.Фоминой, которая разработала систему оценки качества образования, содержащую многоуровневую декомпозицию оценочных критериев и показателей. На первый взгляд система громоздка, не очень понятна и создаётся впечатление о большом количестве времени, затраченного на её использование. Но использование традиционных Симоновских коэффициентов не даёт возможности учителю развиваться. Каждый ученик индивидуален, со своими способностями и их отсутствием. Нельзя оценивать качество обучения, не учитывая реальные учебные возможности учеников “слабого” и “сильного” класса. Методика Н.Б.Фоминой позволяет учителю сравнивать результативность контрольных работ и оценочных показателей с учётом учебных возможностей реального класса. Кроме того, учителя физики и математики сегодня оказались в наихудших условиях, в связи с неспособностью детей решать задачи. Работа с программой Н.Б.Фоминой не только представляет учителю эффективный метод диагностики, но и даёт возможность учителю как то защитить себя и свою работу перед проверяющей организацией.
Работу с программой в нашей школе мы начали с составления диагностической карты учащихся. В соответствии с полученными оценками за контрольные работы в предыдущем триместре каждому ученику выставляется индивидуальный балл. Например, ученик Ильин Н. получил следующие оценки: 3,4,3 – следовательно его индивидуальный балл – 3,5. Ученик Малашенко Д. – 2,2,2 – его балл – 2 и т.д.
1. Диагностическая карта
(Педагогическая диагностика по оценке по
математике)
8-го “А” класса
(30 ноября 2010 года)
№ п./п. | Ф.И. учащегося | Оценка | Индивидуальный балл |
1. | Галечян | 344 | 3,5 |
2. | Геворкян | 444 | 4 |
3. | Горев | 344 | 3,5 |
4. | Горгадзе | 232 | 2,5 |
5. | Жданов | 345 | 4 |
6. | Зелёный | 444 | 4 |
7. | Иванова | 343 | 3,5 |
8. | Ильин | 343 | 3,5 |
9. | Кашироков | 222 | 2 |
10. | Киреев | 333 | 3 |
11. | Короткова | 323 | 2,5 |
11. | Люкманова | 222 | 2 |
12. | Малашенко | 222 | 2 |
13. | Морозов | 333 | 3 |
14. | Москалев | 323 | 2,5 |
15. | Обгольц | 444 | 4 |
16. | Позднякова | 444 | 4 |
17. | Ромашкова | 443 | 3,5 |
18. | Рыжова | 444 | 4 |
19. | Селезнева | 444 | 4 |
20. | Степашкина | 222 | 2 |
21. | Терешин | 554 | 4 |
Таким образом, сразу решается проблема “скрытых двоек” и выявляется работа учителя в повышении качества обучения каждого ученика.
Далее надо тщательно подготовиться к контрольной работе, внести в таблицу контролируемые элементы содержания и проверяемых видов деятельности. Несмотря на то, что данный этап работы отнимает достаточно много времени, им нельзя пренебрегать. Контролируемые элементы содержания можно брать из спецификаций, выложенных на сайте ФИПИ. После проведения и анализа работы учитель может достаточно быстро составить план сопутствующего повторения и создать банк задач по нужным элементам содержания контрольной работы.
В программе также задаётся количество заданий в контрольной работе и уровень их сложности – базовый или повышенный, и указывается количество баллов за каждое задание.
№ | Фамилия ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | Оц |
1 | Галечян | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | 4 | ||||||||
2 | Геворкян | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 5 |
Учитель заносит в таблицу список класса, отмечает выполнение заданий каждым учеником и выставляет свою оценку за работу. Весь анализ программа проводит сама и учитель получает всю аналитическую информацию в электронном виде.
Итак, что мы можем узнать:
- Традиционные коэффициенты: качество, обученность, успеваемость;
- Оценки за работу, количество и процент;
- Объективность выставления оценки учителем (сразу становится заметно, есть ли у учителя “любимчики”);
- Справились ли с работой “сильные” ученики?
- Вектор направленности работы учителя (“вперёд или на месте”);
- % выполнения заданий базового и повышенного уровня;
- Уровень преподавания учителя;
- Проведена ли работа со слабыми;
- Реализованы ли ожидаемые результаты;
- График результативности проведённой работы.
Пример анализа контрольной работы по математике, проведенной учителем Николаевой Т.Ю. в 8-го «А» классе 08.12.11:
Количество учащихся вып.работу | 22 | |
Количество учащихся "4" и "5" | 13 | |
Оценки за работу, % | "5" | 18,2 |
"4" | 40,9 | |
"3" | 27,3 | |
"2" | 14 |
ИРО | 65 |
ИКО | 36 |
ИНО | 35 |
ИСО | 68 |
ИРО – Индекс ожидаемой результативности
ИКО – Индекс качества обучения
ИСО – Индекс прогнозируемой успеваемости
(степени обученности).
Результативность достаточная, оценки выставлены объективно, "сильные учащиеся" с работой справились, прогнозируемый показатель результативности реализован,
Успеваемость 86%, работа со "слабыми" учащимися не проведена, типичные ошибки в заданиях № 6, 10, уровень преподавания оптимальный.
Результаты анализа заставляют учителя переоценить свою работу, задуматься о слабых этапах своих уроков, наметить пути устранения выявленных недостатков.
Результаты анализа представляются в наглядной форме, поэтому легко строится конструктивный диалог с учениками. Детям особенно нравится график результативности (Приложение 1 и Приложение 2). Ученики по собственному желанию стали приходить в кабинеты физики и математики с просьбой дать решить задачи. Дети сами стали контролировать процент решаемости задач, следят за ростом результативности всего класса, сравнивают успехи своего класса с параллельными. А следовательно повышается мотивация не только учителя к росту своей квалификации, но и мотивация учащихся к обучению.
Литература:
Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Многоуровневая параметрическая модель. Методическое пособие. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009.