1. Актуальность темы проекта
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением правительства российской федерации от 29 декабря 2001 года говорится6 Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. формирование проектной деятельности происходит в процессе учебно- воспитательской деятельности в школе. Считается общепринятым, что школа обязана вооружить учащихся не только прочными навыками и знаниями в отдельных областях наук, но и различными практическими знаниями и умениями.
2. Цель и задачи проекта
Цель: развивать творческую активность учащихся.
Задачи:
- Организоватьтворческую активность учащихся.
- Способствовать развитию интеллектуально-творческой активности учащихся.
- Установление деловых контактов между учителями и учащимися школы.
3. Теоретическое обоснование проекта
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно-воспитательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Этапы проекта
Этап 1 (постановка задачи).
Этап 2 (сбор научной информации).
Этап 3 (моделирование).
Этап 4 (защита проекта).
Типология проектов
По доминирующей в проекте деятельности:
– Исследовательские;
– Творческие;
– Игровые;
– Практические.
По предметно-содержательным областям: –
межпредметные.
По количеству участников и характеру контактов в
проекте: – Школьные.
По продолжительности выполнения проекта: –
краткосрочные.
4. “Триада” творческих дел
Годовая циклограмма нашей школы предусматривает проведение “Триады” творческих дел. По-другому мы их называем дни проектов. Данное мероприятие длится в течение 3 дней.
В 2009–2010 учебном году в апреле мы провели “Триаду” творческих проектов.
В дне проектов приняли 312 учащихся нашей школы. Количество учителей и педагогов дополнительного образования: 35 человек. Количество проектов: 32. Тематика представленных проектов была самой разнообразной. Мы систематизировали их по направлениям: музыкальное, художественное, исследовательское, спортивное, художественно-историческое и моделирование. После того как была проведена определенная работа и созданы проекты, их оценивали жюри в состав, которого входили учителя и творческая группа школьников по следующим критериям:
Индивидуальная карта оценки проекта учащихся МОУ “Москаленская СОШ”
Критерии оценки | Оценка педагогов | Оценки одноклассников |
1. Постановка цели.(0–2) | ||
2. Актуальность (практическая значимость). (0–2). | ||
3. Грамотность выступления. (0–2). | ||
4. Опора на наглядность. | ||
5. Вывод (практическое применение) (0–2). |
Результатом дня проекта стала выставка творческих работ ребят с учителями школы и педагогами дополнительного образования. Группа ребят юных корреспондентов отслеживала ход “триады” творческих дел. Итогом их работы стал выпуск газеты “Все обо всех”. Каждый проект был оформлен на бумаге в соответствии со всеми требованиями. Обязательным условием была защита проекта. Лучшие проекты оценивались по разным номинациям и были рекомендованы к участию в муниципальных конкурсах. На муниципальном уровне представлены – 18 работ, из них 4 стало лауреатами и рекомендовано к участию в областных и региональных конкурсах.
5. Структура управления проектом
5.1. работа с педагогическими кадрами.
1. Педсовет | Теоретический анализ, практическое выполнение проекта. | Директор, зам. директора по ВР. |
2. ППС | Обобщение ППО | Зам. директора по ВР и учителя- предметники |
3. Совещание при ЗД | Роль учителя в проведении для проектов промежуточный контроль. | Директор и зам. директора по ВР. |
4. Психолого-педагогический консилиум | Разработка критериев. Реализация проекта “Триада” творческих дней. | Творческая группа зам. директора. |
5.2. Работа с родителями.
1. Родительский комитет | 2. Решение задач содействия родительской общественности в реализации проекта | 3. Члены родительского комитета. директор |
5.3. Работа с учащимися.
1. Консультация, мотивация учителя. | 2. Помочь ребятам соизмерить свои желания и возможности при выборе проекта. | Учителя, педагоги дополнительного образования. |
6. Этапы реализации проекта
Название этапа | Сроки | Содержание |
1. Поготовительный | Февраль | Знакомство с необходимой литературой. Объясняется цель и порядок работы. |
2. Поисково-экспериментальный | Март | Поиск различных подходов в реализации выбранного проекта. Анализ совместной творческой деятельности учителя и учеников. |
3. Моделирование | Апрель 1-й день |
Составление плана реал. Выполнение творческих проектов по группам. |
4. Защита проектов | 3-й день | Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта. |
7. Практическая значимость. Ожидаемые результаты
Ресурсное обеспечение.
В проведении “Триады творческих дней”, кроме
учащихся школы младшего, среднего и старшего
звена задействованы следующие кадры:
администрация школы – заместитель директора по
воспитательной работе, старшая вожатая, учителя,
педагоги дополнительного образования,
библиотекарь, психолог.
Риски и кризисы.
Не заинтересованные, пассивные дети. Возможная
неявка детей по болезни или без уважительной
причины. Ошибка педагога на подготовительном
этапе
Финансирование.
Администрация школы. Добровольные пожертвования
родителей.
Ожидаемые результаты.
Толчок к развитию творческой активности каждого
ребенка. Творческая самостоятельная
деятельность в условиях конкретного времени.
Развитие интеллектуально-творческой активности
учащихся. Установление более тесных деловых
контактов между учителями и учащимися школы.
Выход на более высокий, чем школьный уровень:
муниципальный, региональный, областной со своими
творческими работами.
8. Литература
- Научно-практический журнал. Практика административной работы в школе 2006 год. № 6, № 10, № 12.
- Научно-практический журнал. Справочник заместитель директора по воспитательной работе 2006-2008 год.
- Научно-практический журнал. Завуч для администрации школы 2005-2008 год.
- Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе – М.: 2003 год.
- Обучение и воспитание в условиях модернизации образования – Омск.: 2004 год.