Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока – групповая, индивидуальная
Время реализации занятия – 45 минут
Учебно-методическое обеспечение
- Чуракова Р.Г. УМК “Перспективная начальная школа”.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
- Гулуева Т.С., Лободина Н.В. “Окружающий мир”, поурочные планы. Волгоград “Учитель”, 2010.
Необходимое оборудование: Персональный компьютер, проектор, экран.
Авторский медиапродукт:
- Операционная среда – Microsoft Windows XP, Microsoft Word, Microsoft Office Power Point.
- Вид медиапродукта
Наглядная презентация учебного материала (14 слайдов в Power Point).
Структура презентации
п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | Временная реализация (мин.) | № слайда |
1 | Целевая установка | 2 | 2 |
2 | Стадия вызова | 3 | 3 |
3 | Актуализация опорных знаний | 6 | 4–5 |
4 | Постановка проблемы | 6 | 6 |
5 | Решение проблемного вопроса | 10 | 7–8 |
6 | Обсуждение вывода | 7 | 9–11 |
7 | Закрепление материала | 4 | 12 |
Схема взаимосвязи кадров презентации
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- повышение мотивации к обучению;
- повышение эффективности усвоения материала;
- развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса;
- эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
- развитие их творческих способностей;
- развитие наглядно-образного мышления.
Задачи урока:
- Образовательные: систематизировать материал об известных группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), познакомить с новыми группами (пресмыкающиеся, земноводные), выделить существенные признаки животных разных групп.
- Развивающие: способствовать развитию умений сравнивать и выделять главное; способствовать развитию познавательного интереса.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Технологии, методы:
- ИКТ;
- Словесный, наглядный, исследовательский.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организацион-ный момент. Эмоциональный настрой. | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 2 |
2 | Стадия вызова. Деление объектов на две группы. | Направлена на вызов у обучающихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности. | Обучающиеся используют полученные знания при выполнении задания. | 2 |
3 | Актуализация знаний. | Фиксирует информацию. | Выполняют задания на основе полученных знаний. | 6 |
4 | Вхождение в тему. Постановка проблемы. | Организует работу в группах | Групповая работа. Классификация животных по группам. | 6 |
5 | Физминутка. | Направлена на сохранение здоровья обучающихся. | Динамическая пауза. | 2 |
6 | Решение проблемного вопроса. | Наблюдает, помогает. | Работа в группах. Исследовательская работа. | 10 |
7 | Коллективное обсуждение гипотезы. | Направляет, корректирует. | Выступления учащихся. | 7 |
8 | Закрепление. Кроссворд. | Побуждает к осмыслению, фиксирует. | Выполнение заданий. | 4 |
9 | Рефлексия. Подведение итога. | Оценка деятельности обучающихся. | Высказывание мнений об уроке. | 3 |
10 | Домашнее задание. | Разъяснение задания. | Запись в дневниках. | 3 |
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (2 мин.)
Звучит музыка “В мире животных” Слайд№2
Слово учителя.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только
животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не
очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих
– всех не перечислишь. Животных мы можем
встретить повсюду: в почве, на поверхности земли,
в воздухе в воде.
II. Стадия вызова (2 мин.)
Учитель демонстрирует на экране фотографии с изображением березы, жука, розы, медведя, сосны, сома, брусники, голубя, окуня. Слайд 3. Приложение 1, Приложение 2
– Разделите все изображения на две группы. (Растения: берёза, роза, брусника, сосна и животные: голубь, медведь, сом, жук, окунь.) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
III. Актуализация опорных знаний (6 мин.)
– Выберите общие свойства растений и животных. (Неживая природа, размножаются, живая природа, растут, прыгают, рождаются, передвигаются, питаются, дышат.) Слайд№4. Дети называют общие признаки, по щелчку неправильные слова “улетают”, а остальные распределяются в два столбика, дети проверяют свои ответы.
– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.) Слайд 5
– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зеленых листьев на свету.)
– Расскажите о способе питания животных. (Они питаются растениями, другими животными или тем и другим.) Все ответы детей проверяются и корректируются на слайдах.
IV. Вхождение в тему (6 мин.)
(Тема и цель урока спрятаны в задании.) Слайд№6. По щелчку появляется слайд с заданием:
– Распределите животных по группам. (Щука, снегирь, волк, окунь, аист, муха, стрекоза, лиса, змея, лягушка. Дети объединяются в группы, работают на листочках, распределяя данных животных по группам:1-ая – щука и окунь, 2-ая – волк и лиса, 3-я – аист и снегирь, 4-я – муха и стрекоза.
– Назовите каждую группу животных одним словом.
По щелчку появляются слова: рыбы, птицы, звери и насекомые. При проверке выясняется, что змея и лягушка ни в одну из групп не вошли.)
– А куда поместить змею и лягушку?
V.Физкультминутка. Игра “Рыба, птица, зверь” (2 мин.)
Учитель называет животных: щука, карась, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, окунь, лось, синица, кот.
Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями”, имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.
VI. Решение проблемного вопроса (10 мин.)
Слайд 7. Остался открытым вопрос:
– Куда поместить змею и лягушку?
Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. Все записи фиксируют на листочках, потом один от группы выступает. По щелчку открываются характеристики птиц, рыб, зверей и насекомых. Ни змея, ни лягушка ни в одну из групп не вошли.
Слайд 8. Далее обучающиеся анализируют особенности змеи и лягушки, отмечая, что лягушка хорошо плавает и прыгает по суше, кожа у неё гладкая и влажная, а змея ползает по земле, у неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног. И предполагают, что существует ещё две группы животных.
VII. Коллективное обсуждение гипотезы (7 мин.)
Свою гипотезу проверяют по материалу. Слайд 9–10
– Что вы выяснили про змею?
(Тело змеи покрыто кожей с чешуйками, у неё нет ног, ползает по земле.)
– Кто ещё похож на змею и ведет такой же образ жизни?
(Ящерицы, черепахи, крокодилы и змеи – все они, без ног или с ногами, ползают по земле – “пресмыкаются”. Вот почему их назвали пресмыкающимися.
– Что вы выяснили про лягушку?
(Лягушка хорошо плавает, прыгает по земле, кожа у неё гладкая, влажная.)
– Кто похож на лягушку?
(Лягушки, жабы, тритоны живут возле воды или во влажных местах. Но где бы они ни жили, все они рождаются в воде. Часть жизни эти животные проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому, их и назвали земноводными)
На схеме появляются названия групп “земноводные” и “пресмыкающиеся”. Слайд 11
VIII. Закрепление (4 мин.)
– Решите кроссворд (слайд №12) и прочитайте ключевое слово в выделенных клетках. (Ученики работают в группах. У каждой группы на столе лист с кроссвордом.)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)Ёжик вырос в десять раз,
Получился… (дикобраз).Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)Кто на своей голове лес носит? (Олень)
Под полом таится,
Кошки боится? (Мышь)Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
– Какое ключевое слово у вас получилось? (Животные)
– Назовите группы животных. (Ответы детей.)
IX. Подведение итога. Рефлексия (3 мин.)
На слайде 13 задание:
– Назвать все группы животных.
(Дети называют группы, и по гиперссылке (выделено слово все) переходим для проверки и закрепления на 11 слайд с таблицей.)
– Какой этап работы вам показался трудным?
Почему?
– Какой этап работы вам показался интересным?
Почему?
– Полезным был для вас урок или нет?
(После этого по гиперссылке (выделено слово животные) переходим на 14 слайд.)
X. Домашнее задание (3 мин.)
– Приготовить проект: 1-ая группа по теме “Жизнь пресмыкающихся”, 2-я группа по теме “Жизнь земноводных”.
(Учитель объясняет детям задание и даёт примерный план, по которому они готовят проект:
1. Введение.
2. Сведения о пресмыкающихся (о земноводных).
3. Питание.
4. Места обитания.
5. Примеры из жизни пресмыкающихся (земноводных).
6. Секреты выживания.
7. Пресмыкающиеся (земноводные) Красной книги.
Список литературы
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. “Окружающий мир”, учебник, часть 2. Москва Академкнига/ Учебник, 2010.
- Гулуева Т.С., Лободина Н.В. “Окружающий мир”, поурочные планы. Волгоград “Учитель”, 2010.
- Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. “Исследовательская деятельность младших школьников”. Волгоград “Учитель”, 2008.