Современный рынок предлагает массу компьютерных игр. Как не растеряться в таком разнообразии, выбрать те игры, которые не навредят ребенку, а помогут в его развитии и подготовке к школе? В нашем детском саду создан компьютерно-игровой комплекс, подобранна и проанализирована коллекция компьютерных игр, разработана система групповых занятий с их использованием (образцы тематического планирования занятий на 1 полугодие смотри в Приложении 1). Для каждой компьютерной игры мы рекомендуем составить “Паспорт”, в котором отразить все мини-игры с описанием необходимых игровых действий, задачами, которые помогает решить данная мини-игра и возможностями ее использования (см. Таблица 1).
Таблица 1. Например,
Паспорт компьютерной игры.
Незнайкина грамота.
Сборник образовательных игр для детей 4,5–7 лет.
Название разделов, варианты и уровни | Игровые действия | Решаемые задачи | Использование |
“Качели”
1, 2, 3 |
Разместить животных,
уравновесив весы Усложнение по количеству зверей |
– Развитие мышления. – Развитие навыков сложения. – Формирование представлений о массе. |
Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкие результаты по разделу “Математика” |
“Климат” | На карте расставить объекты. 1. Интенсивность солнца, осадки. |
– Расширение кругозора
дошкольников. – Закрепление материала по темам “Животные”, “Народы”. |
Закрепление соответствующих программных знаний. |
“Счет” | Нажать на числа по возрастанию. 1. По порядку. |
Развитие умения работать с
мышкой. Закрепление навыка порядкового счета. |
Индивидуальная работа с детьми, показавшими низкие результаты по разделу “Математика” |
“Карнавал” | Одеть куклу, нажимая на
соответствующий предмет одежлы. 1.
Мальчика. |
Диагностика и закрепление представлений детей об одежде, выборе ее в зависимости от пола, сезона и ситуации. | Индивидуальная и групповая работа по теме “одежда”, по развитию восприятия времен года. |
“Колобок” | Довести колобка до домика. 1. Без врагов. |
Развитие координации и точности движений в системе “глаз-рука”. | Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития моторики. |
“Карта” | Найти объекты по названию. 1. Используя схемы. |
Расширение знаний детей о географических объектах, их обозначении на картах. | Диагностика знаний детей по карте, ее объектах. |
“Морозко” | Протирая окошко, увидеть что за
ним. Найти это среди рисунков. 7 игрушек. |
Развитие внимания, восприятия, моторики руки. | Индивидуальная и групповая работа по развитию внимания и восприятия детей. |
“Охота” | Навести фотоаппарат и
сфотографировать зайца. 1, 2, 3 уровни отличаются скорость движения зайца. |
Развитие координации и точности движений в системе “глаз-рука”. | Индивидуальная работа с детьми с низким уровнем развития моторики. |
Образцы других паспортов компьютерных игр смотри в Приложении 2.
Данные паспорта позволяют педагогам быстро найти нужное упражнение на занятие, облегчают планирование занятий, помогают в организации работы с родителями по использованию компьютерных игр в развитии детей дома.
Занятия в КИК в нашем детском саду проводятся по подгруппам 10–12 человек, таким образом, достигается 100% охват детей за занятие. Каждый ребенок выполняет 1-2 задания у интерактивной доски (Рисунок 1), остальные получают возможность проследить и оценить выполнение задания. Например, исключая лишний предмет в компьютерной игре “Логика”, раздел “Найди лишнюю картинку”, дети запоминают порядок рассуждений, учатся анализировать. В игре “Игродром”, раздел “Кто где живет”, закрепляют на звания “домов” для животных.
Рис. 1
Также нами используются приемы с фишками и карточками, позволяющими одновременно выполнять задание всей подгруппой (Рисунок 2). Например, в компьютерной игре “Учимся говорить правильно”, для групповой работы можно каждому ребенку сделать карточки для ответов. Так, в разделе Неречевые звуки – скотный двор – заменить данных животных их символами на карточках (корова – вымя, овца – завитушки шерсти, лошадь – хвост, свинья – пятачок). После того как прозвучит задание все дети подгруппы выкладывают прозвучавшую последовательность своими карточками. Это позволяет проследить результат у всех детей, повысить эффективность задания, развивать у детей не только слуховую и зрительную память, но и воссоздающее воображение, целостность восприятия.
Рис. 2
Данная организация занятий позволяет каждому ребенку побывать в центре внимания, получить удовлетворение от выполненного задания, получить оценку своим действиям, что не всегда будет возможно при обучении в школе.
В помощь педагогам, планирующим включать в свою работу компьютерные технологии, предлагаем обобщающую таблицу по интеллектуально-творческому развитию детей с помощью компьютерных игр.
Продолжение статьи (Таболица 2) можно посмотреть в Приложении 3