Неравномерность исторического развития народов мира отражается на возникновении политических, религиозных, социально-психологических и других причин миграции населения.
Причины роста миграции понятны и довольно просты: вооруженные конфликты; притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей.
Переселение в Россию в столь значительных масштабах порождает множество проблем, связанных не только с жильем, трудоустройством, акклиматизацией, но и с социально-психологической адаптацией иммигрантов в непривычной для них социокультурной среде.
Мигранты с собой приносят свою особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества. В то время как правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве, программы по формированию установок толерантного сознания т.д., общество пытается найти ответ на спровоцированные миграцией проблемы.
К сожалению, большинство людей в России небогаты, обременены жилищными и семейными проблемами, не могут найти достойную работу. Поэтому велик соблазн найти виноватого, например, сорвать раздражение на мигрантах. Учителям приезжие доставляют вполне ощутимые неприятности: нарушают дисциплину, портят картину успеваемости. Тем не менее, учителям просто необходимо найти в себе силы для работы с такими детьми. Видя по отношению к себе на протяжении всех школьных лет только раздражение и презрение, какими они вырастут? Ведь остановить миграционные процессы невозможно, значит, через несколько лет мы будем жить в окружении малообразованных, враждебно настроенных людей. Может быть, стоит потратить усилия на воспитание доброжелательности и взаимопонимания?
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. Концепция межкультурного образования – не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе.
Усиливающаяся миграция привела к увеличению в российских школах количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих не только огромные материальные, социальные, психологические, но и образовательные трудности. В дальнейшем это может стать почвой для социального конфликта в обществе, когда возможности получения образования не являются равными для всех, хотя дети не по своей вине отстали от учебной программы, а это значительно уменьшает их шансы успешного окончания средней школы и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.
Актуальность проблемы миграционной педагогики и педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов подтверждается современными реалиями социально-педагогической ситуации, связанной с вынужденной миграцией. Если ребенок негроидной расы в наших школах редкость, то выходцы из бывших республик СССР встречаются практически в каждом классе.
Проживание детьми-мигрантами стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением привычного образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое усугубляется отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Это вынуждает ребенка искать поддержку в социальном окружении. А готова ли современная российская школа к решению проблем детей-мигрантов?
Проблемы обучения и социализации детей-мигрантов, как и прочие, не сулящие славы и прибыли, по умолчанию оставлены для решения учителем. Если в классе числятся двое, трое, а то и больше таких детей, можно быть уверенным, что за их успеваемость спросят с учителя по полной программе, забыв о том, то они даже русским языком владеют с трудом. Немногочисленные пособия по вопросам работы с детьми из иноязычных и инокультурных семей дают лишь самые общие рекомендации – воспитывать толерантность и учитывать многообразие культурных традиций. К сожалению, эти расплывчатые формулировки мало помогают в работе учителю.
Для осуществления педагогической поддержки и защиты детей-мигрантов необходимы: высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическая компетентность; атмосфера сотрудничества в педагогическом коллективе; наличие реальной связи семьи, школы и социума. При декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка. Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого чувства собственного достоинства, ощущения своей нужности и значимости в детском коллективе, а также из стремления положительно проявить себя, что, в свою очередь, должно поддерживаться и стимулироваться педагогом.
К сожалению, реальность массовой школы такова, что у педагога нет возможности выстраивать индивидуальную образовательную программу для каждого ученика. Но при желании любой учитель в своём богатом арсенале методических приемов найдет способ для роста успешности каждого ученика, предоставит возможность проявить свои способности. Пусть это будет не логика или риторика, а различные организационные и бытовые умения, творческие способности и т.д. Главное не забывать отмечать каждого ребёнка и обращать внимание на все, даже самые незначительные, его достижения.
Педагогическая помощь и миграционная педагогика это не только оказание конкретных образовательных услуг, но и содействие семьям детей-мигрантов в преодолении тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им для улучшения социального положения, психологического и материального состояния семьи.
Общим понятием миграционной педагогики России и зарубежных стран являются педагогические технологии работы учителей с детьми-мигрантами: выделение этой категории учащихся; обращенность в работе с детьми-мигрантами к гуманистической педагогике; необходимость межкультурной адаптации; проявления кризиса социальной идентичности; развитие ролевых установок и поведенческих характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; реализация принципов индивидуального и дифференцированного подходов; внедрение глобальной теории поликультурного образования и воспитания в региональные учебные программы, что предполагает углубленное изучение теории многовариативности образования.
Согласно Е.В. Бондаревской, механизмом, обеспечивающим поддержку и защиту личности в поликультурном образовании в контексте психолого-педагогической работы с детьми-мигрантами, является интеграция совместных усилий психологов и педагогов. Она должна осуществляться на основе принципов личностно – ориентированного подхода, учета национально-этнического, культурного факторов, преемственности образовательной деятельности. При этом учащийся-мигрант должен стать не столько объектом, сколько активным субъектом учебно-воспитательного процесса.
По мнению исследователей, изучающих эту проблему, чтобы не возникало трудностей при восприятии общеобразовательных предметов в русскоязычных школах, особенно в 5 – 7 классах, дети-мигранты прежде всего должны проходить курсы специальной подготовки по русскому языку, поскольку плохое знание русского языка не позволит им усваивать учебный материал не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам. В начальных классах необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, контроль и опека со стороны социального педагога школы. Учитель же, в свою очередь, должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, прислушиваться к рекомендациям специалистов, создавать в первые месяцы обучения щадящий режим для такого ребёнка.
В работах М.А. Болдыревой и других ученых выделяется целый ряд проблем, связанных с недостаточной разработанностью методологии и понятийного аппарата коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-мигрантов:
- трудности в обеспечении преемственности форм и методов учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в системе начального и основного общего образования;
- недостаточная разработанность технологии обучения и воспитания детей-мигрантов, основных задач внеурочной деятельности;
- острый дефицит педагогических кадров со специальной подготовкой к работе с детьми-мигрантами, имеющими проблемы в обучении;
- отсутствие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования по миграционной педагогике, проблематике учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами.
Среди проблем, отрицательно влияющих на воспитание и обучение вновь прибывших детей-мигрантов, психологи особенно выделяют проблемы психологического характера: психическая неуравновешенность, чувство подавленности, испуга и страха. Ведь если дети-мигранты и обращают на себя внимание в школьной образовательной среде, то это чаще всего происходит из-за их неуспеваемости или плохого поведения. Учителя реагируют на это негативным отношением, неудовлетворительной оценкой в дневнике или журнале. Не всегда при этом учитывается психика учащегося-мигранта, находящегося в состоянии страха, хаоса и нестабильности. Любые социальные кризисные процессы отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Именно такое состояние детской психики способствует возникновению агрессивного, девиантного поведения, в том числе и у детей-мигрантов.
Даже взрослые зачастую не осознают, как своими шовинистскими установками готовят почву для развития ксенофобии и межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской личности – означает позволить "осесть" негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована.
Особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. Так, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности. И если дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, то уже приблизительно с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно.
Дети-мигранты в возрасте от 10 до 18 лет представляют собой наиболее социально уязвимую группу. На фоне переживаемой ими стрессовой миграции в их жизни происходят и другие существенные изменения. В новой социальной и языковой среде дети подвержены культурной дезадаптации. Отличие программ обучения от привычных, длительный перерыв в учебной деятельности, потеря личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимость установления новых ролевых отношений, потеря языкового пространства, отрыв от привычной среды проживания, родовых корней, иное вероисповедание – вот наиболее типичные проблемы детей-мигрантов.
Эти дети, отличающиеся от большинства своей внешностью, или языком, или религией испытывают на себе негативное отношение окружающих. Недостаточная уверенность в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождает страх, психологический дискомфорт. Поэтому для детей иной этнокультуры очень важно знать, что культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. В дальнейшем это положительно скажется на социализации ребенка в группе сверстников и даже на учебных успехах.
Родители детей-мигрантов зачастую ничем не могут помочь учителю. Ведь у взрослых позади – потеря работы, жилья, родственников. Им страшно заглядывать в ближайшее будущее – если будет работа, значит, будут деньги, значит, можно будет снимать квартиру, а если так, то будет регистрация, тогда ребенок сможет обучаться в школе, получать медицинскую помощь. Многие беженцы, находясь в сложной жизненной ситуации, впадают в депрессию, а их дети становятся фактически предоставленными самим себе. Решая вопросы жилья и работы, родители часто не придают должного значения проблемам ребенка: если ребенок здоров, сыт и одет, это уже очень много, а его психологическое состояние интересует далеко не всех родителей. Они считают, что если ребенка зачислили в школу и он учится – значит, им кто-то занимается, значит, можно сконцентрироваться на других проблемах. Крайне редко родители обращаются к классному руководителю, школьному психологу, социальному педагогу, чтобы проконсультироваться по поводу воспитания своих детей.
Конечно, просто человеческого отношения недостаточно, чтобы оказывать эффективную педагогическую и психологическую поддержку таким детям. Очень полезно бывает хотя бы в общих чертах представлять семейные, религиозные, культурные ценности, воспринятые ребенком с младенчества. Это позволит учителю выбирать наиболее эффективные средства взаимодействия. Положительный результат может быть достигнут лишь общей, интегрированной совместной деятельностью всех видов служб школы и города. Это является непременным условием для оказания эффективной помощи и поддержки жизненного самоопределения личности учащихся-мигрантов в конкретном социальном пространстве, их адаптационной ориентации в новой поликультурной среде.
Разумеется, для решения столь серьезных проблем в миграционной педагогике и педагогической поддержке детей-мигрантов, требуется системный подход и объединение усилий многих отраслей науки и общественной жизни. Необходимо привлечь к проблеме обучения детей-мигрантов внимание со стороны государства и общественности, ведь это – средство повышения культуры народа, смягчения социально-психологической напряженности в условиях поликультурного социума.