Пояснительная записка
Программа рассчитана на учащихся 3–11-х классов, на 102 часа (на 1 учебный год). В разработке данного курса использована программа Т.М.Пахновой “Основы редактирования”.
Цель курса – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом учащийся овладевает навыками редакторской правки, основами верстки газеты и радиопередачи, интервирования.
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, художественное оформление газеты, знакомство с особенностями верстки радиопередачи, связь с основными курсами школьного обучения – русским языком и литературой, работа с рекламой.
Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов, изучение основных газетных жанров, особенностей макетирования газеты, знакомство с основами ораторского искусства.
Состав детей непостоянный на протяжении реализации данной программы, набор детей на кружок свободный.
Программа предполагает разные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.
Образовательная область, в которой реализуется данная программа: журналистика, психология, риторика. Детское объединение “Пресс-центр” предназначено для совершенствования литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учебе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.
В течение года предполагается работа начальной школы по программе школьного “Пресс-центра”, цель которой – формирование разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся, формирование гражданской позиции. Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические уроки, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты, занятия по психологии и аутотренинги, артикуляционные практикумы.
Постановка проблемы, цель и задачи
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, сложившаяся система средств массовой информации не позволяет в полной мере осуществить эту потребность. Поэтому и возникла необходимость издания школьной газеты. На ее страницах ученик может представить на суд свое литературное творение, поделиться открытиями, рассказать об интересных людях, мероприятиях, проводимых в школе и в классе, призвать читателей к решению острых проблем. Газета в школе – это, прежде всего, дополнительное средство общения. Пресса в школе играет ту же роль, что и в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.
Очень важно для журналистов, даже очень юных, умение общаться, правильно ориентироваться в создавшейся ситуации, уметь находить компромисс, а при необходимости – отстаивать свою точку зрения, поэтому в программу кружка включены занятия по психологии и аутотренинги.
Цель: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Задачи:
Основные направления и содержание деятельности (методы и формы обучения)
- лекции; деловые игры; экскурсии; составление плана будущей газеты;
- выпуск газеты; сбор и обработка информации; методы работы журналиста;
- работа с документами; речевые тренинги; основы дикторского искусства;
- написание текстов в жанре информации, интервью, репортажа, статьи и т. д.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
По окончанию года обучения учащийся должен:
Знать: Журналистскую этику, современные требования к газете, типологию газет, информационные и сатирические жанры
Уметь: Моделировать газету, писать заметку информационного, дискуссионного характера, редактировать заметки, составлять и проводить опросы, овладеть основами публичной речи.
Критерии оценки:
- издание газеты,
- участие в конкурсах, пресс-конференциях.
Ожидаемый результат:
- духовно-нравственное развитие личности;
- приобретение навыков ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
- умение регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью.
- приобретение навыков быстрой адаптации в обществе.
Учебно-тематическое планирование
школьного пресс-центра “Вверх по лестнице…”
№ | Информационный блок (теория) |
Компьютерный блок (практика) |
Вид работы | Часы | Дата | |
теория | практика | |||||
1 | Организационное занятие. Цели и задачи
“Информационного центра”. Значение средств массовой информации. Газета как наиболее распространённый способ информационного сообщения. |
Кодекс журналиста. Составление плана
работы Современные требования к газете |
Обсуждение и распределение
обязанностей между учащимися Просмотр
компьютерных газет Занятие-лекция. |
1 | 2 | 7.09 |
2 | Знакомство с жанрами | Зарисовки, статьи, миниатюры | Составление плана работы над статьёй. Работа в Word. Подборка материала для летнего выпуска |
1 | 2 | 14.09
|
3 | Как создать газету, альманах? | Как создать газету, альманах? | Работа в Microsoft Office Publisher | 1 | 2 | 21.09 |
4 | Вёрстка номеров ( №1) | Вёрстка номеров (№1) | Подборка материала для выпуска №1 | 1 | 2 | 28.09 |
5 | Модель альманаха. О чём можно писать? | Модель альманаха. О чём можно писать? | Вёрстка номеров (№1) | 1 | 2 | 5.10 |
6 | Жанры. Теоретические и практические вопросы при обучении газетным жанрам | Дизайн страницы. Вёрстка номеров |
Подбор цветового оформления, стиля, шрифта. Вёрстка номеров, выпуск газеты | 1 | 2 | 12.10 |
7 | Жанры публицистики и их особенности | Написание заметок по заданным темам Стилистическое оформление альманаха | Написание заметок по заданным темам Практикум |
1 | 2 | 19.10 |
8 | Как взять интервью? | Как вставить фотографию? | Практикум | 1 | 2 | 26.10 |
9 | Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров | Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 9.11 |
10 | Выпуск альманаха (№2) | Компьютерная вёрстка (№2) | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 16.11 |
11 | Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров | Подготовка номеров альманаха к районному конкурсу школьных пресс-центров | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 23.11 |
12 | Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? | Готовим новый выпуск. Как найти нужную информацию? | Работа в библиотеке, поиск и пополнение банка анимаций через Интернет | 1 | 2 | 30.11 |
13 | Составление план-схемы следующего номера альманаха | Составление план-схемы следующего номера альманаха | Практикум | 1 | 2 | 7.12 |
14 | Как работать с источником информации? | Как работать с источником информации? | Практикум | 1 | 2 | 14.12 |
15 | Как работать с источником информации? | Рамка и заливка (с использованием нескольких цветов) при оформлении статей | Практикум | 1 | 2 | 21.12 |
16 | Готовим новый выпуск. | Готовим новый выпуск. | Написание заметок по заданным темам | 1 | 2 | 28.12 |
17 | Выпуск №3 | Компьютерная вёрстка (№3) | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 11.01 |
18 | Развитие умения работать со справочной литературой | Развитие умения работать со справочной литературой | Практикум | 1 | 2 | 18.01 |
19 | Учимся работать в Microsoft Office Publisher | Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха) | Практикум | 1 | 2 | 25.01 |
20 | Проведение опроса. Правила и принципы. | Проведение опроса. Правила и принципы. | Составление вопросов, распределение обязанностей | 1 | 2 | 1.02 |
21 | Виды оформления опросов | Виды оформления опросов | Практикум | 1 | 2 | 8.02 |
22 | Как получить информацию через Интернет? | Как получить информацию через Интернет? | Практикум по сбору информации | 1 | 2 | 15.02 |
23 | Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи” | Журналистская “гонка” | Сбор информации. практикум Деловая игра | 1 | 2 | 22.02 |
24 | Создание фоторепортажа | Создание фоторепортажа | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 1.03 |
25 | Обсуждение недочётов работы. Планирование | Обсуждение недочётов работы. Планирование | Составление плана | 1 | 2 | 15.03 |
26 | Готовим новый выпуск Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” | Готовим новый выпуск Тренинг “Я ещё не волшебник, я только учусь” |
Написание заметок по заданным темам Тренинговое занятие | 1 | 2 | 22.03 |
27 | Выпуск №4 | Выпуск №4 | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 5.04 |
28 | Учимся писать поздравления и оформлять их | Учимся писать поздравления и оформлять их | Практикум | 1 | 2 | 12.04 |
29 | Особенности фоторепортажа | Особенности фоторепортажа | Практикум | 1 | 2 | 19.04 |
30 | Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера |
Заметки информационного характера Оформление заметок информационного характера | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 26.04 |
31 | Жанровые разновидности письменного и устного общения. | Жанровые разновидности письменного и устного общения | Круглый стол | 1 | 2 | 3.05 |
32 | Заметка в альманах дискуссионного характера | Заметка в альманах дискуссионного характера | Сбор и обработка информации | 1 | 2 | 10.05 |
33 | Работа со справочными источниками информации | Работа со справочными источниками информации | Практикум | 1 | 2 | 17.05 |
34 | Вёрстка и выпуск №5 | Вёрстка и выпуск №5 | Практикум Редактирование |
1 | 2 | 24.05 |
Литература
Для педагога:
- Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
- Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
- Кволс-Ридер К. и Б. Пойми себя и других. С-Пб, 1993.
- Краткий словарь по логике. М., 1992.
- Кузин Е. Твой друг – газета. М., 1990.
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
- Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
- Пельт В.Д. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.
- Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
- Розенталь Д. Русский язык. М., 1990.
- Словарь диктора. Иркутск, 1999
- Солганик Г.Я. Русский язык. М., 1995.
- Стрельцов Б.В. Из серии “Теория и практика периодической печати” – “Основы публицистики. Жанры”, Минск, 1990.
- Стюфляет М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
- Хольцман Б. Из серии “Библиотека редактора” – “Из дневника редактора районной газеты”, М., 1936.
- Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
Для учащихся:
- Владавская Е.А. Уроки словесности. М., 2005.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
- Краткий словарь по логике. М., 1992.
- Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
- Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. М., 1990.
- Практикум по культуре речи. Иркутск, 2000.
- Шустрова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
- Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10–11 классов ОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 272 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).