Пояснительная записка
Педагогическая наука, дошкольная практика всегда уделяли проблеме поиска путей совершенствования занятия, как основной организации обучения в ДОУ. Каждое занятие направляется на достижение триединой задачи: обучить, воспитать, развить. Структура занятия, его конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и методы обучения, должна отличаться логичностью, стройностью, гибкостью. Как, сохранив все это, реализовать здоровьесберегающую функцию занятия?
Для разработки качественного занятия в условиях здоровьесберегающей педагогики воспитатель может воспользоваться методикой написания конспекта занятия со здоровьесберегающим сопровождением. Она достаточно наглядно показывает, что ЗОТ на занятии – это не хаотичный набор элементов, методов, мероприятий, связанных со здоровьем, а система деятельности, выстраиваемая в соответствии с заранее определёнными установками (задачами). Конспект такого занятия мы предоставляем вашему вниманию.
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах и животных.
Задачи:
Коррекционные:
- Активизировать словарь детей по данной теме.
- Продолжить обучение детей образованию притяжательных прилагательных.
- Закреплять умение отвечать полным ответом.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать логическое мышление.
Здоровьесберегающие:
- Профилактика умственного утомления детей на занятии.
- Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физиологических возможностей детей.
- Профилактика зрительного утомления.
Материалы: печатные задания для индивидуальной работы детей (по выбору воспитателя), пластилин, карандаши простые, ванночки с песком, трафареты, мелкие игрушки домашних птиц и животных, аудиозапись голосов домашних животных, карточки по теме, эмблемы-символы, влажные салфетки.
Все материалы раскладываются на столы заранее.
Содержание занятия | Здоровьесберегающее сопровождение |
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
|
|
– Давайте поприветствуем наших
гостей и скажем вместе: “Добрый…вечер!”. Хорошо,
молодцы. А теперь покажите свои ладошки. Потрите
их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло) Это
тепло ваших добрых рук, подарите его своим
друзьям. (Игра “Тёплые ладошки) |
Создание положительного эмоционального настроя. |
1. Сообщение темы занятия Воспитатель: “Ребята, чтобы узнать о ком мы сегодня будем говорить, послушайте запись”. (Включается аудиозапись голосов домашних животных.) – Вы узнали голоса? Кого вы услышали? (Дети называют домашних животных: корова, поросёнок, коза, собак и т. д). – Верно, узнали. Догадались о ком мы будем сегодня говорить? (О домашних животных и птицах.) |
Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей; первая часть занятия не загружается сложным материалом. |
2. Активизация знаний с опорой на
изученный ранее материал Детям предлагается присесть на ковёр. – Ребята, давайте присядем на ковёр. Вы называли много домашних животных и птиц. Скажите, а какие ещё есть животные? (Дикие.) А почему же домашних животных называют домашними? (Ответы детей: потому что для этих животных нужно специальное жильё – сарай, стойло. За этими животными необходим особенный уход: летом их пасут на лугу.) – Молодцы, хорошо! А у вас дома есть животные? Какие? Как их зовут? Как вы за ними ухаживаете? |
Смена динамической позы. |
3. Пальчиковая гимнастика (Сидя на ковре.) Кто в деревне живет? |
|
4. Самостоятельная (подгрупповая)
работа детей – Ребята, подойдите ко мне. Вы обратили внимание, что у вас на груди висят эмблемы. Сейчас вы внимательно посмотрите на них и сядете за те столы, где есть такая же эмблема. |
Смена динамической позы, с учётом вида деятельности. |
Подгруппа “А” – упражнение “Продолжи узор”, “Соедини по точкам, увидишь, кто получится”. Задание предлагается более сильным детям, на листах разного цвета. | Использование цветотерапии для детей разного психического темперамента. |
Подгруппа “Б” – Упражнение на
развитие мелкой моторики рук “Выложи по
контуру”: на листах разного цвета контуры
домашнего животного – кошки. Дети должны
пластилиновыми жгутиками выложить кошку по
контуру. Это задание даётся детям, со слабо
развитой мелкой моторикой Подгруппа “В” – Упражнение “Трафареты” или “Кто спрятался в комочке”. Дети должны разгладить комочек из бумаги, обвести контур и раскрасить животное (в комочке – силуэт домашнего животного). Упражнение для гиперактивных детей. Подгруппа “Г” – Пескотерапия. Дети спокойными, ровными движениями разгребают песок, находят картинку (контур) домашнего животного или птицы. Не вытаскивая картинки из песка, дети посыпают (обводят) рисунок. После выполнения задания вытирают руки влажными салфетками. В течение времени выполнения самостоятельных заданий (параллельно) воспитатель приглашает к себе за стол тех детей (из любой подгруппы), с которыми по конкретному заданию логопеда проводится индивидуальная работа (это может быть артикуляционная гимнастика, упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, дидактические игры по теме и т. д.) |
|
Далее идёт проверка выполненных
самостоятельных заданий. Воспитатель старается
привлечь внимание всех детей к работе каждого
ребёнка, спрашивает, обращаясь по имени: – …,
что ты делал? У тебя всё получилось? А сейчас задание: “Дотронься рукой на расстоянии”. Найдите и покажите домашнее животное, у которого есть рога; кто даёт нам молоко, кто очень любит молоко. |
Профилактика зрительного утомления,
используя держалку. Повышение двигательной активности детей с использованием методики Базарного. |
5. Оздоровительный момент (динамическая пауза для снятия статической нагрузки без прерывания учебной деятельности) – Ребята, подойдите к картинкам, выберите себе изображённое на ней животное и снимите картинку (используется “подвеска ” Базарного) |
|
6. Закрепление материала по
лексической теме (обогащение словаря) Дети стоят возле воспитателя произвольно с картинками в руках. – Ребята, а сейчас хотите поиграть? Давайте разделимся на две команды. Те у кого картинки с домашними животными – это одна команда. У кого – с домашними птицами – это другая команда. На столе лежат карточки (отдельные части животного или птицы). По команде вы должны подбежать к столу и выбрать ту карточку, которая подходит к вашей картинке и вернуться обратно. Затем бежит следующий игрок. Когда все найдут карточки мы проверим все ли вы правильно сделали. (Ребёнок показывает картинку и карточку и говорит: “Это кролик. А это кроличьи уши.) Подводятся итоги игры. |
Использование наглядности и
соревновательного метода для поддержания умственной работоспособности в последней фазе занятия. Использование ПИДН. |
7. Подведение итогов занятия – Ребята, вы все молодцы. Мне понравилось, как вы занимались. У нас сейчас наступила весна. И я вам хочу подарить вот такое весёлое весеннее солнышко. – Наше занятие закончено. Спасибо. |
Обеспечение психологического комфорта |