Задачи:
- Образовательные: рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
- Развивающие: развить умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжить развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищем растений), умение анализировать, сравнивать, обобщать. Наблюдать и устанавливать черты сходства. Продолжить формирование умения проводить лабораторные исследования и делать выводы.
- Воспитательные: продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному. Формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира. Воспитание морального качества лояльности, умение ценить природу и труд людей.
Оборудование:
- Клубни картофеля проращенные (на свету и в темноте), луковица лука репчатого, гербарии растений: пырей, ландыш.
- Раствор йода, чашка Петри, салфетка, пинцеты.
- Презентация-мультимедиа. См. Приложение 1
Ход урока
Этапы | Работа учителя | Работа учеников | Время |
Предварительная Подготовка |
1.Объявление темы урока. Объяснение правил его проведения, требований к составлению вопросов | 1. Домашнее творческое задание для всех
желающих учеников: составить рассказ, сказку,
стихи и т.д, на тему надземный побег, используя
имеющиеся знания и заведомо внести в текст
ошибки. 2. Проростить клубень картофеля, луковицу репчатого лука |
За неделю до урока. |
2.Собрать творческие задания, проверить их правильность, отобрать наиболее удачные работы. | 2. Повторить параграфы 10, 13, 14, 16, 17, 18, 20 |
||
3.Разбить класс на четыре команды (с учетом пожеланий учащихся и соблюдая равновесие сил). | |||
Ход урока |
|||
Приветствие | Повторение домашнего задания. | 3 мин. | |
Проверка домашнего задания. | 1.Объяснение правил работы: А.Прочитать текст. Б.Найти ошибки. В.Исправить и прокомментировать ошибки. |
1 группа: “Цветочная легенда” На фресках Кносского дворца, построенного на острове Крит четыре тысячелетия назад можно увидеть изображение юношей, собирающих в вазу желтые, лиловые, темно- бордовые клубнелуковичные цветки крокуса. Существует греческий миф о трагическом появлении цветов шафрана. Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в Крокуса и убил его. Из земли обагренный кровью вырос цветок шафрана с тонкими, длинными листьями как у хлорофитума с дуговым жилкованием. Крокусы до сих пор распространены в Сирии, Палестине их размножают с помощью корней. В древнем Египте используют как пряность не только сложные листья, но и вегетативные почки. Из них в январе – феврале зацветают крупные цветки. Задолго до нашей эры из главного корня и стелющегося побега делали лекарства и изысканные приправы, и больше все его ценили как удивительный краситель желтого цвета. В Китае пользоваться этой краской разрешалось только императору. Рис.1 (Приложение 2) |
10 мин. |
2 группа. “Цветочный гороскоп” Рис.2 3 группа. Сказка: “ Дюймовочка”. Жила была женщина. Очень ей хотелось иметь ребенка. Отправилась она к старой колдунье. Та дала ей ячменное зерно. Посади – ка его в цветочный горшок – увидишь, что будет! Посадила женщина ячменное зерно в цветочный горшок, и тут из него вырос большой чудесный цветок, очень похожий на тюльпан. Что-то щелкнуло, и цветок распустился. На зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Ростом с дюйм. Вот и прозвали Дюймовочкой. Однажды, когда она спала в ореховой скорлупе, через разбитое оконное стекло запрыгнула большая жаба, взяла Дюймовочку и выпрыгнула в сад. Где протекала большая, широкая река. В воде плавали округлые зеленые листья с параллельным жилкованием освещенные солнцем. В толще воды виднелись, как от корневища отходят многочисленные корни. В них скапливаются минеральные соли. К самому большому сложному листу подплыла жаба и поставила туда девочку. Мимо летел майский жук. Увидев, девочку он обхватил её за тонкую талию и унес к столетнему дубовому дереву с мочковатой корневой системой. Он уселся с ней на большой зеленый лист и кормил её сладким цветочным соком. Рис.3 4 группа Каштан конский. Рис.4 |
|||
Тема урока: Строение видоизменённых подземных побегов и их значение. | Вопросы: 1. Что называют побегом? |
3 мин | |
Объяснение новой темы | К видоизменённым подземным побегам
относят: клубень, луковицу и корневище. Все ли органы, растущие в почве, являются корнями? Клубень картофеля. Он образуется в почве. Но вот корень он или нет? |
20 мин. | |
На клубне картофеля найдите почки, их называют глазками, из них формируется надземный побег. Та часть клубня, где больше глазков называют верхушкой, а противоположная – основанием, место крепления клубня к подземному побегу. На клубне имеются бровки – это листовые рубцы, но в связи с жизнью в почве листья исчезли. Из боковых почек развивается столоны. Столоны отмирают, успев обеспечить перенос дочерних растений на новое место. | Лабораторная работа на тему: “ Внешнее
строение корневища, клубня и луковицы” Рис.8 Выполните задание 1 (а, в, г, д.) Заполните таблицу. Рис.9 |
||
Клубень – это стебель их верхушечная
почка начинает утолщаться, образуя клубень.
Клубень увеличивается вследствие разрастания
запасающих тканей, в которых большое количество
крахмала. Рис.5 В почве также без света прорастает луковица. Луковица – подземный (иногда надземный) побег. Снаружи покрыта чешуевидными сухими листьями. |
Сообщение учащихся на тему: “ Кем и когда впервые завезена картошка в Россию” | ||
Сильно укороченная стеблевая часть – донце. На донце находятся чешуевидные сочные, мясистые листья. | Лабораторная работа. Рис.8 Выполните задание 1б, 2(а, б, в , г.) Заполните таблицу. Рис.9 |
||
В них запасаются питательные вещества – сахара. В пазухах развиваются боковые почки – называют их детками или зубками. Рис.6 | Сообщение учащихся на тему: “ Для чего человек использует лук, и чеснок в пищу” |
||
Корневище названо по внешнему сходству с корнем. Растет корневище всегда горизонтально или наклонно. Оно может находиться глубоко в почве (пырей) или слегка заглубляться (ирис). | Лабораторная работа. Рис.8 Выполните задание 3 (а,б, в, г) Заполните таблицу. Рис.9 |
||
Однако в отличие от корня на корневище всегда есть узлы, листья и почки пазушные Рис.7. Видоизмененные листья имеют чешуевидную или пленчатую форму, или от них остаются на корневище листовые рубцы. В узлах, под пазушными почками могут развиваться пазушные почки. Они образуют мочковатую корневую систему. | Сообщение учащихся о значении
корневища для человека. Знание биологии растений помогает человеку во многих сферах его деятельности. В частности, знание особенностей корневищных растений облегчает борьбу сорняками. Например, пырей – древние греки называли “ огонь полей”. На 1м2 это растение может дать корневище площадью 500м. Единственный эффективный способ борьбы с ним – удаление корневищ. Корневище многих растений накапливают вещества, которые человек использует как сырьё для получения лекарственных препаратов, так как в корневище солодки накапливается флавоноиды обладающие желчегонным, бактерицидным, спазматическим, противораковым и противолучевым свойствами, они связывают и выводят из организма радионуклеотиды. |
||
Сделайте вывод о видоизменениях подземных побегов. | 1. Клубень, луковица и корневище – это
подземные видоизмененные побеги. 2. Подземные побеги лишены листьев, но имеют почки, из которых развиваются надземные побеги. 3. Подземные побеги приспособлены к перенесению засухи, зимы и других неблагоприятных условий, в них откладывается запасы питательных веществ, необходимых для жизни растения или надземных частей растения. |
2мин. | |
Закрепление новой темы | Выполните задание: Рис.10 Фронтальный опрос. |
Какие утверждения верны. | 2мин. |
Загадки по теме: Видоизменения подземных побегов”. Рис.11 | Учащиеся отгадывают загадки. | 2мин. | |
Домашнее задание | Параграф 22.Предлагаю разработать тематический сборник интересных фактов, плакатов, кроссвордов, стихов или другие решения по этой теме. | 1мин. | |
Подведение итогов. | Оглашение оценок с комментарием. | 2мин. |
Литература
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника/ Авт.- сост. Н. И. Галушкова. – Волгоград: Учитель.2005. – 271с.
- Биология. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Графф.2007.
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. М.Дрофа.2001.