Цель: Познакомить студентов с историей дошкольного воспитания Белгородской области; развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельности и творческий потенциал; воспитывать любовь к профессии воспитателя.
Оборудование: костюмы, оборудование к показу презентации.
Предварительная работа: разработка вопросов и конспекта, коллективное планирование, распределение ролей, репетиции.
Структура:
- Целеполагание
- Планирование
- Организация и подготовка
- Осуществление классного часа
- Рефлексия
Ход мероприятия
Ведущий 1. Добрый день, мы рады приветствовать студентов и преподавателей!
Ведущий 2. На общем кураторском часе, посвященном теме: “Дошкольное образование Белгородской области, его история и современность”.
Ведущий 1. Итак, мы начинаем. Позвольте представить вам историю первых детских садов.
Выходят ведущие в пышных платьях (до 1917 года).
Ведущий 3. Первый детский сад был открыт в 1859 году в Гельсинфорсе, затем появился детский сад в Петербурге, позже стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске.
Ведущий 4. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегированных классов. Открывались детские сады и на средства благотворительности для детей рабочих.
Ведущий 3. И хотя детские сады в России только начали создаваться, некоторый опыт по воспитанию детей дошкольного возраста уже имелся. Этот опыт воспитания дошкольников, появился в 1763 году сначала в Москве, затем в Петербурге по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И. И. Белецкого.
Ведущий 4. В воспитательных домах дети воспитывались от рождения до 18 лет. До двух лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитательный дом.
Ведущий 3. В группах детского сада по желанию родителей дети обучались чтению, письму, счету. В теплое время года многие занятия проводились на свежем воздухе. Из детского сада дети переходили в школу.
Ведущий 4. Говоря о развитии идей дошкольного воспитания в России нельзя не упомянуть имя крупного ученого П. Ф. Лесгафта. Он обосновал роль среды в воспитании и развитии личности ребенка.
Ведущий 3. Он говорил о необходимости изучения его особенностей педагогами и родителями; подчеркивал, что для правильного воспитания нужны любовь и внимание к детям, разумное сочетание руководства взрослого и свободной деятельности детей.
Ведущие меняются – в красные косынки и кожаные куртки
Ведущий 5. Созданный 9 ноября 1917 года при Государственной комиссии по просвещению отдела по дошкольному воспитанию развернул большую работу по охране жизни и здоровья детей, расширению сети детских садов.
Ведущий 6. Снабжению их необходимым оборудованием, привлекая к этому делу государственные учреждения и широкую общественность. Отдел обратился с горячим призывам ко всем гражданам, старым дошкольным специалистам прийти работать, отдать все свои силы детям, “творить подлинное народное дело”. И в Белгороде начали появляться первые детские сады.
Ведущий 5. Дошкольный политотдел в Белгороде начал свою деятельность в декабре в 1919 года. В январе 1920 года был открыт первый детский сад (Садовая улица дом Цапа) по своему местонахождению обслуживающий часть центра и одну из окраин города. В нем было 18 детей и 4 руководительницы. К концу года число детей повысилось до 86 человек и 6-ти руководительниц, так называли в то время воспитателей.
Ведущий 6. В марте открыто ещё два сада. Один в городе, а другой в пригородном селе Кашарах. Во втором городском при открытии было 25 детей, при трёх руководительницах, к концу года посещаемость дошла до 65-ти человек при 5-ти руководительницах. В Кашарском саду число детей с 15-ти человек повысилось до 35-ти. Жизнь диктует развитие целой сети садов в городе и в уезде. Городских садов нужно открывать ещё как минимум три, в уезде 12.
Ведущий 5. Но условия современной жизни таковы, что и существующие ныне сады имеют жалкое существование: питание детей плохо налаживается, хлеб получается непостоянно и такого низкого качества, что возникает вопрос: допустим ли такой хлеб для детей. Жиров и сахара почти нет.
Ведущий 6. Здания пригодные для детских учреждений или заняты войсками или стоят полуразрушенными, требуя миллионы на ремонт. Ремонт и оборудование зданий уже занятых детскими учреждениями чрезвычайно затруднительны за отсутствием материалов и рабочих рук. Материалов для детских работ тоже мало. Специалистов по дошкольному воспитанию совсем нет. Благодаря всему этому в уезде удалось открыть всего два сада.
Ведущий 5. Помещение первых детских садов включало: квартира руководительницы, столовая, детская, галерея, склад, кладовая, канцелярия, библиотека, уборная, медико-педагогический кабинет, веранда.
Ведущий 6. А вот какие были нормы питания на неделю: хлеб – 300фунтов, крупа – 1000 гр., макароны – 1000 гр., масло – 100 гр., сахар – 400 гр.
Ведущий 2. Вот как выглядело одно из прошений заведующей детского сада: “… Тормоз во всем для несчастного детского сада является: не дали никакой мебели, ни музыкальных инструментов, ни пособий, ни кухонных принадлежностей. …”
Ведущий 1. Чтобы продуктивность работы оправдала своё предназначение, чтобы вполне отдаться этой милой работе, воспитанию малых питомцев, чтобы работать не покладая рук вполне забываясь в этой работе просили отдел пойти нам на встречу.
Ведущий 2. Кроме детских садов открывались и детские площадки. открываются при школе или при любом общественном здании. Должен быть: двор или сад, здание, мебель для столовой и занятий.
Ведущий 1. Питание: горячие завтраки на 8-9 коп. на человека.
Ведущий 2. Нагрузка: на одного воспитателя 25 дней в месяц.
Ведущий 1. Время работы – 6 часов в день.
Ведущий 2. Принимаются дети колхозников и бедняков, дети должны быть осмотрены врачом
Ведущий 5. А мы идем дальше. Следующий этап – дошкольное образование в годы ВОВ . Нельзя не сказать об этих тяжелых годах.
Ведущие в обычной одежде.
Ведущий 3. В эти годы школы, детские сады и детские дома из прифронтовых районов эвакуировались в глубь страны.
Ведущий 4. 23 января 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР принимает постановление “Об устройстве детей оставшихся без родителей”.
Ведущий 3. В котором определялся порядок принятия на воспитание детей оставшихся без родителей.
Ведущий 4. Регулировал этот документ деятельность приемников распределителей.
Ведущий 3. Устанавливал размер ежемесячного пособия и другие виды материальной поддержки детей сирот.
Ведущий 4. В годы войны особенно требовалось многообразие типов дошкольных учреждений, удовлетворяющих потребности ребенка и матери.
Ведущий 3. Функционировали детские сады с продленным днем, ночными группами, детские интернаты, санаторные детские сады для ослабленных детей, ведь в тылу женщины работали по 14-14 часов в сутки.
Ведущий 4. Особое внимание уделялось важнейшим для того времени вопросам физического, патриотического, трудового воспитания детей.
Ведущий 1. Очень интересен распорядок дня детского сада. Сравните его с нынешним. В 10:00 часов дети приходят в детский сад, 10:30 чай, 11:00 групповые занятия: рисование или лепка, раскрашивание красками, пение, 12:00 экскурсия, 13:00 обед, после обеда – чтение сказок, ежедневное дежурство детей каждой группы.
Ведущий 5. Одной из важных задач послевоенных лет было восстановление сети дошкольных учреждений. В первом послевоенном плане намечалось увеличение числа мест в детских садах на 45% и в яслях на 44%, количество детских садов и яслей в 2,4 раза.
Ведущий 6. В это время продолжается плодотворное развитие теории дошкольного воспитания, возрастает внимание практиков в научных работниках, в проблеме игры. Особенно значима научная разработка А. П. Усовой “Проблемы обучения в детском саду”.
Ведущий 5. В середине 50-х годов усиливается внимание к разработке проблемы трудового воспитания, его значение для нравственного развития.
Ведущий 6. 60-е – 90-е годы – это период рассвета отечественной системы дошкольного образования. За 25 лет (1960 – 1985) сформировалась система общественного дошкольного воспитания.
Ведущий 5. Количество постоянных дошкольных садов возросло в целом по стране в 2 раза, численность в них почти в 4 раза.
Ведущий 6. По состоянию на 1 января 2007 года в Белгородской области функционирует 486 ДОУ, которые посещают 46,6 тыс. детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Ведущий 5. По рейтингу субъектов Российской Федерации по показателям развития образования по итогам 2006 года, выполненному в рамках проекта при поддержке Министерства образования и науки по охвату дошкольным образованием область на девятом месте в Центральном Федеральном округе. В общем же, по развитию дошкольного образования по итогам совокупности показателей область на четвертом месте по Российской Федерации и на первом месте в Центральном Федеральном округе.
Ведущий 6. В результате реализация областных программ, направленных на улучшение качества жизни населения показатель охвата детей дошкольным образованием увеличился по сравнению с 2003 годом на 11% и достиг в 2006 году 70%.
Ведущий 5. При этом, в сельской местности этот показатель составляет 47,6%, в городской и поселковой местности – 72,9%. В целом, между городской и сельской местностью существует большая разница в показателях охвата детей дошкольным образованием даже в пределах одного муниципального образования: например, в муниципальном районе г. Старый Оскол и Старооскольский район охват детей дошкольным образованием в г. Старый Оскол составляет 76,8%, в Старооскольском районе – 33,9%. Типичная ситуация в Волоконовском районе, где в поселковой местности охват – 81,9%, а в районе – 41,2%, и других муниципальных образованиях.
Ведущий 6. Охват детей старшего дошкольного возраста дошкольным образованием составляет в городской местности 83,1%, в сельской – 54,6%, в связи с чем необходимо обеспечить равные стартовые возможности детям данной возрастной категории для обучения в школе. Проведенный анализ охвата предшкольным образованием позволил увидеть, что в Борисовском, Волоконовском, Вейделевском, Грайворонском, Ровеньском районах назрела острая необходимость открытия групп предшкольного образования в связи с низким охватом детей 5-7 лет. Много детей с неблагополучных семей не посещают дошкольные учреждения, что приводит к задержке их развития.
Ведущий 5. С учетом мер, принятых в области в 2006 году (открыто дополнительно 78 дошкольных групп полного пребывания с охватом 1180 детей, 154 группы кратковременного пребывания детей с охватом 1790 детей), в решении данной проблемы на первый план выдвигается задача расширения сети учреждений, дошкольных групп, групп кратковременного пребывания, альтернативных форм, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.
Ведущий 6. С 1 января 2008 года в области проводятся несколько федеральных экспериментов:
- По апробации различных моделей и вариативных программ развития.
- По апробации программы “Предшкольная пора”.
- По обучению дошкольников иностранному языку.
- По духовно-нравственному воспитанию.
Ведущий 5. Значительно повысился спрос на услуги дошкольного образования населения. Система дошкольного образования оказалась не готова к такому повышению спроса, что привело к дефициту мест в ДОУ.
Ведущий 6. Возрастает проблема дефицита педагогических кадров, в связи с низким уровнем оплаты труда. Всё это позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в системе дошкольного образования имеется ряд проблем, требующих принятия неотложных мер по их разрешению.
Выходят все ведущие.
Ведущие (хором). И мы будущие воспитатели готовимся к решению этих проблем. Но это уже другая история и мы поговорим об этом в другой раз.
Ведущий 1. А сегодня на нашем классном часе присутствуют гость. Знакомьтесь, Миленко Виктория Михайловна, заслуженный учитель школ России. Она расскажет о том, как она в свое время решались проблемы дошкольного воспитания и образования…
Ведущий 2. Мы благодарим нашу гостью!
Ведущий 3. Спасибо за внимание!
Ведущий 4. Надеемся, что вы сегодня узнали много нового и интересного, в дальнейшем мы продолжим знакомство с опытом работы лучших детских садов Белгородской области.
Рефлексия
Выбрать одно из высказываний:
– Очень понравилось.
– Было интересно.
– Ничего не привлекло моего внимания.
– Было не интересно.
Викторина
- В каком году открылся первый детский сад в России?
- Чему обучались дети в первых детских садах?
- Когда в Белгороде появился первый детский сад?
- Как называли сначала воспитательниц?
- Каковы были условия для воспитания детей в первых детских садах?
- В чем заключаются особенности воспитания дошкольников в годы ВОВ?
- Как развивалась сеть дошкольных учреждений в Белгородской области в послевоенные годы?
- Что вы знаете о современном состоянии дошкольного воспитания на Белгородчине?
Источники информации:
- Архивы ДОУ №1, 36
- http://educ.bstu.ru/history/
- http://www.belkult.ru/info/st_7_
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac.htm