Организация природного экологического букваря

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


1. Актуальность, обоснование необходимости реализации проекта

Урбанизация общества способствует отчуждению человека от природной среды, актуализирует проблему формирования ценностного отношения человека к природе.

К настоящему времени в науке накоплены теоретические и практические знания, необходимые для постановки и решения проблемы взаимодействия человека и природной среды. Это труды в области психологии – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.исследователей; в области педагогики – С.Т. Шацкого, Л.И. Новиковой и др. ученых. В дошкольной педагогике разработаны концепции построения развивающей предметно-пространственной среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Кларина Л.М., и др.). Проанализированы теоретические и практические пути организации среды, сообразной особенностям жизни ребенка как природного и социального существа (Фуряева Т. В.).

Педагоги, ученые и практики, в своих личностно-ориентированных концепциях, программах и технологиях раскрывают воспитывающий и развивающий потенциал природы, возможности изменения потребительского отношения к ней со стороны подрастающего поколения. Неблагоприятные изменения среды жизни, которые проявляются в сокращении пространства преобразующей деятельности, его регламентации, однообразии, отсутствии непосредственных контактов с природой, приводят к значительному отчуждению современных детей от природной среды (Черноушек М.).

Учитывая непосредственный глубокий характер влияния окружения на детей, преобладание в обществе объектно-прагматического, дистанцированного, безответственного отношения к природной среде, современные педагоги обращают внимание на разработку специальных условий приобщения подрастающего поколения к природе как фактору общего формирования и развития личности (Дерябо С.Д., Ясвин В.А. и др.)

Наиболее благоприятным для простаивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается старший дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н. и др.). Отечественные ученые и практики предлагают пути и способы преодоления отчуждения ребенка от природной среды, которая рассматривается как средство умственного, эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста (Поддьяков Н.Н., Терентьева Е.Ф. и др.). Как считают по этому поводу ученые, важно не столько предметное содержание среды, сколько характер ее презентации (преподнесения) взрослыми и характер восприятия детьми (Запорожец А.В., Кравцова Е.Е., Петровский В.А. и др.).

Формирование экоцентрического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру находит свое отражение в создании специальных экологических программ: “Наш дом – природа” (Рыжова Н.А.), “Юный эколог” (Николаева С.Н.) и др. Последние, являясь специализированными и альтернативными, не оказывают существенного влияния на дошкольную практику. Решение обязательной для каждого дошкольного образовательного учреждения задачи по ознакомлению детей с природой чаще всего сводится к накоплению системы теоретических знаний и опыта практического взаимодействия с природой вне осмысления характера протекания процесса освоения ее детьми, и соответственно сущности педагогической деятельности по ее организации.

Анализ научной литературы и практики, сложившийся в ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией позволил обнаружить ряд противоречий.

Противоречия:

  • между пониманием значения природы для развития личности и несформированностью целостной системы природной среды ДОУ;
  • между осознанием необходимости осуществлять активное взаимодействие ребёнка с природным окружением и отсутствием реальных условий для преобразования природной среды;
  • между осознанием необходимости взаимодействия ДОУ с родителями и его недостаточностью, в связи со спецификой ДОУ.

2. Проблема: недостаточная сформированность природной среды, способствующей личностному развитию ребёнка, в создание которой включались бы все субъекты образовательного пространства.

3. Проектная идея: заинтересовать детей и родителей в возможности изменить ландшафтный дизайн ДОУ.

4. Цель: Обеспечение полноценного экологического воспитания детей и выстраивание взаимодействие между всеми субъектами образовательного пространства посредством организации “Природного экологического букваря”.

Задачи проекта:

– Преобразовать природную среду, способствующую развитию дошкольников;
– Поиск новых форм работы с родителями;
– Развивать любознательность, исследовательские способности и познавательный интерес у детей;
– Формировать ответственное отношение к окружающей среде;

5. Ожидаемые результаты и общественный резонанс:

– Организация проекта будет способствовать возникновению более тесного контакта между ДОУ и родителями. Планируется привлечение минимум 30% родителей в активное участие в проекте;

– Обсуждение проекта в семье, совместный выбор материалов, посадка насаждений и другие мероприятия будут способствовать улучшению детско-родительских отношений;

– Эстетичная, многофункциональная природная среда ДОУ будет способствовать всестороннему развитию дошкольников;

– Результаты реализации проекта должны положительным образом сказаться на возможном участие в проекте родителей и воспитателей других групп, их желании создать природную среду для своих детей и воспитанников.

6. Ресурсы:

Человеческие: дети, родители, педагоги:
Материальные: приобретение необходимых материалов.

7. Этапы реализации:

1. Организационный

  • Сбор информации педагогом и детьми группы о природно-архитектурных ландшафтах (альпийская горка, водоём, клумбы, огород) и природных объектах.
  • Моделирование возможных природных архитектурных ландшафтов на территории ДОУ, обсуждение с детьми.
  • Подготовка к презентации проекта родителям (коллаж, рисунки, музыкальный досуг, план территории и расположение на нём возможных экологических объектов).
  • Детско-родительский форум с презентацией детского проекта, получение обратной связи.

2. Практический этап.

  • определение объемов работ родителями, создание инициативной группы;
  • создание на территории ДОУ родителями, детьми и педагогами “Природного экологического букваря”.

Предлагаемые объекты экологического букваря:

1. Природно-архитектурные ландшафты (альпийская горка, водоем);
2. Природные объекты:

  • участки хвойного, лиственного, смешанного леса,
  • культурные растения: огород, плодовый сад, аптека на грядках.
  • цветники: клумбы “Времена года”, “Цветы-часы”.

3. Объекты наблюдения за природой: метеоплощадка (солнечные часы, флюгер, прибор для измерения силы ветра, дожде– и снегометр).
4. “Природная лаборатория” (различные виды песка, глины, почвы, экспериментальные грядки, материал для экспериментирования);
5. “Птичья столовая” (кормушки для различных видов птиц).

3. Аналитико-обобщающий.

  • подведение итогов проделанной работы;
  • фото и видео отчёт о проделанной работе;
  • планирование работы на следующий год.

8. Эффективность проекта: показателем эффективности проекта могут быть активность и интерес со стороны родителей и детей; сохранность природной среды территории ДОУ, осознанность, произвольность поведения детей в природе; совершенствование форм и методов работы с родителями, изменение отношения родителей к ДОУ,

9. Время реализации проекта:

1 этап: декабрь – март.
2 этап: апрель – сентябрь.
3 этап: октябрь – декабрь.

Используемая литература:

  1. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского //Вопросы психологии. 1998. 1. С. 108–124.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2002. 114с.
  3. Петровский В.А. Построение предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина. – М., 2003. – 211с.
  4. Поддъяков Н.Н. Развитие ребенка дошкольника.// Педагогика. – 1996. 5. С.15-19.
  5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка Пресс, 2003. 192с.
  6. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства. – Красноярск: новая книга, 2004. 185с.
  7. Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения, т. 1,2. – М., педагогика, 1980.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/ В.А. Ясвин. – М., 2001. – С. 12–16.