Басни Крылова

Разделы: Внеклассная работа


Цель: привлечение учащихся к чтению художественной литературы, расширение их представления о своеобразии басен И.А.Крылова, активизация творческой активности, развитие творческих способностей.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням И.А. Крылова.

В баснях Крылова всем есть уроки.
Н.В. Гоголь

Ход урока

1. Вступление

Дедушка Крылов – так ласково прозвали Крылова в народе. С его баснями мы знакомы с детства, они сопровождают нас всю жизнь. Многие строки басен Крылова превратились в пословицы и поговорки, имена героев его басен стали нарицательными. К этому уроку вы должны были прочитать басни Крылова. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с ними.

2. Викторина

  1. В какой басне отразились события войны 1812 года? (“Волк на псарне”.)
  2. В какой басне прогулка к ручью закончилась трагедией? (“Волк и Ягнёнок”.)
  3. Сколько тарелок съел Фока, прежде чем убежал от Демьяна? (4.)
  4. Обезьяны в баснях Крылова вступают в конфликт с предметами, не зная, как ими пользоваться. В каких баснях и с какими предметами? (Зеркало и очки.)
  5. Мораль каких басен соответствует пословицам:

    Не потопаешь, так и не полопаешь. (“Стрекоза и муравей”.)
    Не руби сук, на котором сидишь. (“Свинья под дубом”.)
    В чужом глазу соринку видит, а в своём бревно не замечает (“Зеркало и обезьяна”.)
    Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (“Свинья под дубом”.)
    Готовь сани летом, а телегу зимой (“Стрекоза и муравей”.)

  1. Сколько очков достала себе Мартышка для исправления зрения? (“Очков с полдюжины она себе достала”.)
  2. Лисица предлагает Вороне спеть, а другой герой басни предлагает героине станцевать. Кто и в какой басне? (“Так поди же, попляши”, басня “Стрекоза и Муравей”.)
  3. Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. назвать басню, объяснить, как она решила прославиться. (“Слон и Моська”.)
  4. В каких баснях Крылова упоминаются продукты питания? (“Лиса и виноград”,
    “Свинья под дубом”, “Кот и Васька”, “Ворона и Лисица”.)
  5. Сколько времени провела Лисица в саду, пытаясь добраться до винограда? (“Час целый”.)
  6. В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему? (“Лебедь, Рак и Щука”.)
  7. Какие строки из басен Крылова стали пословицами?
  8. В случае затруднения можно зачитать крылатые выражения и предложить угадать, в каких баснях Крылова они употреблялись.

  • Видит око, да глаз неймёт (“Лиса и виноград”.)
  • А Васька слушает да ест (“Кот и повар”.)
  • Ах. Моська, знать, она сильна, раз лает на слона (“Слон и Моська”.)
  • А ларчик просто открывался (“Ларчик”.)
  • Да только воз и ныне там (“Лебедь, Рак и Щука”.)
  • У сильного всегда бессильный виноват (“Волк и Ягнёнок”.)
  1. В каких баснях Крылова герои предаются неумеренным восхвалениям вокальных данных своих собеседников? (“Ворона и Лисица”, “Кукушка и петух”.)
  2. Рассмотреть иллюстрации к басням и угадать, к каким басням относятся эти иллюстрации.
  3. Работа с эпиграфом. Какие уроки мы можем извлечь из басен Крылова?

3. Творческие задания

Учащиеся делятся на группы по 5–6 человек.

  1. Придумать и инсценировать историю, которую можно было бы озаглавить строками из басен Крылова:
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

    Кто про свои дела кричит всем без умолку,
    В том, верно, мало толку.

    Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться.

    Всё кажется в других ошибкой нам,
    А примешься за дело сам,
    Так напортачишь вдвое хуже.

    Видит око, да зуб неймёт.

    У сильного всегда бессильный виноват.

    Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник.

  3. Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей школьной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории:
  • Петя выманивает жвачку (конфету, шоколадку, яблоко и т. д.) у Васи (басня “Ворона и Лисица”)
  • Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”)
  • Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”)
  • На уроке труда (басня “Стрекоза и Муравей”)
  • Петя получил двойку. Серёжа смеётся над ним (басня “Чиж и Голубь”)
  • Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”)
  • Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”)
  1. Показать, как мог бы проходить суд над героями басен Крылова.

Басня “Ворона и лисица”
Пострадавшая: Ворона
Обвиняемая: Лиса
Свидетели: кусок сыра, ель
Приговор:

Басня “Лебедь, Щука и Рак”
Пострадавший: получатель груза
Обвиняемые: Лебедь, Щука и Рак
Свидетель: воз с поклажей
Приговор:

Басня “Мартышка и Очки”
Пострадавший: Очки
Обвиняемая: Мартышка
Свидетель: камень (О камень так хватила их, что только брызги засверкали).
Приговор:

 Басня “Свинья под Дубом”
Пострадавший: Дуб
Обвиняемая: Свинья
Свидетели: Ворон, жёлуди
Приговор:

Басня “Волк и Ягнёнок”
Пострадавший: Ягнёнок
Обвиняемый: Волк
Свидетель: ручей
Приговор:

4. Подведение итогов

  1. Какие придуманные вами истории показались наиболее интересными?
  2. Кто из исполнителей понравился вам?
  3. Как и что можно было бы улучшить?
  4. Что нового вы открыли для себя в баснях Крылова на сегодняшнем уроке?