В нашей стране, вслед за более “развитыми” странами, в последние несколько лет начали активно внедрять компьютеры в школьное образование. Это веяние вполне обоснованно, так как в современном мире человека со всех сторон окружают вычислительные машины, дополняют и помогают ему в работе, общении и отдыхе.
В современной школе компьютеры присутствуют не только в кабинетах информатики, но и во всех остальных, за исключением, разве что, физкультурного зала. Притом в кабинетах математики бывает, что компьютер есть на каждого ученика; это позволяет оживить учебный процесс и сделать связь ученик – учитель более прочной.
В последнее время всё чаще можно слышать новости о внедрении ноутбуков в школьное образование. “Мобильные технологии – школам”; “В 2010 году 12,5 тыс.учителей получат ноутбуки”; “Нигерийская школа получила 300 ноутбуков в помощь от развитых стран”; “Ноутбуки вместо прописей – урок первоклашек 21 века”…– это лишь малая часть подобных новостей, появлявшихся на лентах за последние 2–3 года. Но давайте подумаем, так ли нужны в школах именно ноутбуки?
Ноутбук (англ. notebook – блокнот, блокнотный ПК) – портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), карманный компьютер, а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 1 до 15 часов – определение ноутбука, взятое из википедии.
Кстати, несмотря на все неточности и откровенные ошибки, википедия является самой современной энциклопедией.
Посмотрим на определение: “отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы”… а нужно ли это всё в школе?
Преимущество ноутбуков перед стационарными компьютерами одно – они переносные и могут работать автономно. Но зачем? Ноутбуки всё равно нельзя брать домой ни учителям, ни ученикам. Они всегда подключены к розетке. Так зачем им аккумуляторы, система зарядки и энергосберегающие технологии, стоимость которых составляет до половины от стоимости ноутбука?
Проведем сравнение ноутбука и стационарного компьютера (одинакового класса) по различным критериям. Цены берутся средние магазинные по состоянию на конец 2010 года.
Стационарный ПК | Ноутбук | |
Комплектация | ||
Процессор | 3 Ггц | 2,3 Ггц |
ПЗУ (жесткий диск) | 750 Гбайт | 500 Гбайт |
ОЗУ (опер. память) | 4 Гбайт | 3 Гбайт |
Память граф. карты | 1024 Мбайт | 512 Мбайт |
Размер монитора | 17 дюймов | 17 дюймов |
Стоимость аналогичных ПК | ||
19000 руб + 5000 руб – монитор + 1000 руб – клавиатура + мышь 25000 рублей. |
32000 рублей |
Как видно из этой таблицы, притом, что ноутбук уступает по параметрам обычному компьютеру на треть, он ещё и почти треть дороже. Кроме того, здесь не указаны такие параметры, как скорость оперативной памяти, мостов, жесткого диска, которые так же сильно влияют на производительность.
Теперь рассмотрим внимательно монитор ноутбука и обычного компьютера. Матрицы обычных мониторов качественней, угол обзора у них больше, меньше устают глаза. При этом ноутбук, имеющий диагональ экрана 17 дюймов, имеет очень “широкоэкранные” пропорции, то есть площадь экрана у него, вообще-то, небольшая.
Так же каждый ноутбук в школе необходимо комплектовать мышкой, поскольку работа с тачпадом неудобна для детских рук и может негативно сказаться на развитии.
Я думаю, каждому понятно, что чем плотнее упакованы компоненты электроники, тем они более подвержены перегреву и старению. Ноутбук – не исключение, и, по сравнению с обычным компьютером, который при должном уходе может работать без поломок годами, ломается намного чаще. А отремонтировать ноутбук своими силами учитель информатики не сможет, для этого нужно вызывать специальные службы, и ремонт превращается в дорогостоящее и длительное предприятие.
Теперь об эргономике. Монитор у ноутбука расположен практически на столе, поэтому смотреть на него приходится сверху вниз. Кроме того, когда дети ищут нужную кнопку на клавиатуре ноутбука, они приближаются близко и потом смотрят на экран с очень близкого расстояния, что очень вредно для глаз. На стационарном компьютере монитор расположен на подставке, а клавиатуру можно двигать независимо, из- за этого расстояние от экрана до глаз фиксировано и не слишком маленькое, а ребенок смотрит на экран не ссутулившись и не опустив головы. Клавиатура у ноутбука не отличается удобством, кнопки на ней хоть и такого-же размера, но расположены ближе и нажимаются не так отчетливо, как на обычной клавиатуре. Отсутствует циферная клавиатура, умение пользоваться которой очень помогает во взрослой жизни.
Так почему же так пропагандируется использование ноутбуков в школах? Единственное, на мой взгляд, разумная причина применения таких компьютеров – экономия места. Ноутбук можно быстро убрать со стола, и кабинет превращается из, например, математики, в класс русского языка или другой. Но при нынешнем развитии техники существование отдельного компьютерного класса в школе обязательно, а там применять ноутбуки не нужно.