Маршрут выходного дня

Разделы: История и обществознание, ОБЖ, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Данные методические материалы могут применяться на уроках основ безопасности жизнедеятельности, истории, географии, экологии, внеклассных мероприятиях, посвящённых здоровому образу жизни и туристско - краеведческой работе.

Возраст обучающихся варьируется от 12 до 16 лет.

Целями данной методической разработки являются:

  • Образовательная: прививать учащимся основы безопасного поведения, умения ориентироваться в среде обитания, помочь вырабатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению.
  • Развивающая: подвести учашихся к осознанию того, что для получения информации необходимо использовать различные источники, уметь сопоставлять факты, делать выводы, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы и применять её.
  • Воспитательная: воспитывать основы ведения здорового образа жизни; любовь к малой Родине; чувство гордости и ответственности за памятники культуры нашей Отчизны.

Формы и методы реализации: предварительная работа по сбору материалов, разработка маршрута следования, сбор информации о памятниках культуры, о необходимом снаряжении; составление презентации о проведённом маршруте и бюллетеня о достопримечательностях села Малое Перекопное.

Основные знания, умения, навыки учащихся: понятие о туризме, чувстве патриотизма, способах ориентирования на местности, правила дорожного движения, навыки укладывания рюкзака, умение передвигаться на велосипеде, правильно оказывать первую медицинскую помощь в случае необходимости, умение развести костер и приготовить пищу.

Тематическое содержание.

Туризм занимает все большее место в нашей жизни, способствует ведению здорового образа жизни, расширяет кругозор. Тяга к перемене мест, к путешествиям присуща людям всех возрастов, особенно детям. Походы выходного дня - это активный отдых. Чистый воздух, умеренные физические нагрузки, общение с природой снимают нервное напряжение и усталость, улучшают настроение. Сколько волнующих встреч ждет участников в пути: знакомство с памятниками старины и местами героических сражений, чудесными уголками природы. Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богаты наша страна. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота раскроется во всей полноте. А когда мы попытаемся узнать о нём хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет ещё родней.

Особенно велико познавательное и воспитательное значение туристских походов. Они расширяют знания о родном крае, его природе, экономике, истории, экологии. Проходя по местам сражений, воздавая почести павшим в боях за Родину, участники походов как бы соприкасаются с её героическим прошлым. Все это способствует укреплению любви к Родине, росту патриотизма. Кроме этого, важное значение имеет умение ориентироваться на незнакомой местности, правильно выбрать место для привала и костра и т.д.

Мы с учащимися ежегодно ходим в пешие туристские походы по заранее выбранному маршруту. В прошлом году мы решили подготовиться к велосипедному маршруту. Выбрали цель и конкретный объект похода - это была плотина на реке Большой Иргиз, маршрут к которой проходил через места памяти погибших односельчан в Великой Отечественной войне, памятник архитектуры нашего села церковь Святой Троицы, мимо автомобильной трассы федерального значения, а также мимо живописных мест, среди полей с пшеницей и подсолнечником.

Велосипед: Сколько преимуществ таит в себе он для любителей туризма. Сокращается время преодоления расстояний, укрепляется здоровье, развиваются мускулы. Причем вовсе не обязательно рваться вперед, "обгоняя ветер". Можно спокойно проехать намеченный маршрут, получив при этом немалое удовольствие. Велосипедный туризм - одно из эффективных средств укрепления здоровья.

Данные маршруты доступны всем, а для участия в них не требуется какой-то специальной спортивной подготовки.

Основные требования к организации похода заключаются в следующем:

1. Оптимальный количественный состав туристской группы на велосипедах - 4-8 человек.

2. Наличие исправных велосипедов у участников группы.

3. На пункте сбора группы руководитель проверяет снаряжение, одежду, обувь, правильность укладки рюкзаков. Комплектовать снаряжение в походе рациональнее по парам туристов. Сообщает маршрут, знакомит с инструкцией о порядке движения и мерах безопасности.

4. Участники похода должны уметь ориентироваться на местности по карте и компасу, знать местные приметы, правильно выбирать место для бивака, разжечь костер и приготовить пищу, оказать первую медицинскую помощь при травмах и несчастных случаях.

5. Через 15-20 минут с начала похода устраивается подгоночный привал для проверки велосипедов и устранения недостатков. Последующие привалы для отдыха делают в удобных для этого местах каждые 40-50 минут.

6. Туристы обязаны соблюдать чистоту троп, не засорять, не загрязнять местность, тщательно тушить кострища после привалов, закапывать оставшийся мусор и т.п.

7. В пути необходимо соблюдать правила дорожного движения и меры безопасности. Между велосипедами выдерживается дистанция 3-5 м, на спусках она увеличивается до 50 м. На крутых подъемах велосипеды следует вести.

Предлагаю велосипедный маршрут № 1 " Плотина на реке Большой Иргиз", протяженностью 12,5 км, продолжительность 1 день.

Велосипедный маршрут № 1

"Плотина на реке Большой Иргиз".

Протяженность 12,5 км, продолжительность 1 день. Учащиеся 8 класса в количестве 7 человек и учитель ОБЖ Барабаш Т.М.

До начала похода мы с учащимися собирались и составляли план исследовательской работы (июнь ). Наметили маршрут следования, составили карту движения, распределили обязанности и назначили учащихся, ответственных за сбор информации по интересующим нас фактам, событиям.

I. Этап. Сбор у школы в 7 часов утра.

II. Этап. Начало похода.

1. Наш поход начался с посещения краеведческой комнаты школы (здание школы на улице Молодежная, д.1а, школе исполнилось 33 года). В данной комнате собраны краеведческие материалы, посвященные истории возникновения села (ему насчитывается более 360 лет), имеются сведения о народах, проживавших и проживающих на территории села, о событиях, которые записаны по воспоминаниям старожилов, предметы утвари и многое другое, что смогли сохранить и собрать учащиеся школы с помощью жителей села. Оформлен стенд "Уголок Боевой Славы", который посвящен односельчанам села, ушедшим на фронт, а также участникам гражданской войны (приложение № 1)

2. Дальше на велосипедах поехали по улице Молодежной к сельскому Дому культуры (0.5 км). Недалеко от здания Дома культуры стоит памятник "Слава солдату!". У этого памятника каждый год, в день Победы 9 мая, проходит митинг, посвященный великому подвигу советского народа и односельчан, не пришедших с войны. В память о воинах, сложивших головы за мир на земле, учащиеся несут Вахту Памяти.Ученики 8 класса возложили цветы к памятнику и поехали по переулку к улице Потапова. (В кабинете ОБЖ оформлен альбом об односельчанах с.Малое Перекопное и участниках войны Балаковского района и Саратовской области "В память постучала война:").

3. Далее выехали на улицу Потапова и путь пролегал мимо памятника архитектуры областного значения - уникальном храме XYIII века - церкви Святой Троицы (приложение № 2). Церковь в настоящий момент действующая. В ней проходят службы, крещение, венчания и т.д.(1 км). Ежегодно учащиеся нашей школы помогают благоустраивать территорию вокруг церкви.

4. Недалеко от церкви стоит памятник односельчанам, участникам гражданской войны, к которому учащиеся также возложили цветы.

5. Дальнейший путь пролегает на восток по полевой дороге в сторону притока Б.Иргиза, который называется Ерик (1.5 км). Интересно название реки Иргиз. Некогда на нашей территории жили татаро-монголы, и в одном из сражений, девушка на полном скаку слетела с обрыва в реку, отсюда название Ир-Кыз (храбрая девушка). Иргиз в те времена был узким и за водой ходили вооруженными, так как часты были набеги разбойников, которые уводили женщин и девушек в плен. У реки Иргиз есть несколько притоков. Два из них ограничивали село с двух сторон. Один зовется Ерик, другой Ветляным.

6. Постепенно полевая дорога выходит на автомобильную трассу федерального значения "Самара - Волгоград"(1.5 км). В связи с интенсивным движением на трассе нужно быть особенно внимательным и строго соблюдать правила дорожного движения.

7. После отдыха, наша группа по шоссе отправились в сторону Балаково. По обеим сторонам дороги стояли поля, засеянные сельскохозяйственными культурами, лесопосадки. Минуя мост через приток Ерик (1км), доехали до поворота на село Перекопная Лука и повернули налево, на юг(2 км). Справа остался поворот на Саратовский рыбопитомник.

8. После поворота поехали по асфальтовой дороге к месту назначения. Следующее место отдыха был мост через оросительный канал имени Е.Е.Алексеевского (3 км). Данный канал несет свои воды из реки Волга для орошения засушливых полей Краснопартизанского, Ершовского, Балаковского районов.

9. После отдыха, на втором мосту через канал, продолжили движение по асфальтовой дороге в сторону села Перекопная Лука(2 км). Не доезжая до села 2 км, съехали с асфальта и продолжили путь по накатанной грунтовой дороге среди лугов и полей к берегу реки Б.Иргиз.

10. Далее дорога шла вдоль берега Б.Иргиз. Изумительная красота: раскидистые, зеленые деревья: береза, вяз, ива, склонившие свои ветви в реку, полет птиц, бабочек, стрекоз, упоительный запах полевых цветов, журчание воды. На другой стороне реки в основном лиственный лес, в котором водятся олени, зайцы, лисицы, кабаны.

11. Река Большой Иргиз большая степная река, берет свое начало в Самарской области, впадает в реку Волга. Водная растительность и животный мир - обычные для такой реки. Для туристов есть немаловажное обстоятельство: в реке хорошо ловятся красноперка, лещ, щука, карась, толстолобик, окунь, сом, сазан, верхоплавка, бычок и другая пресная рыба, водятся раки.

12. Проехав вдоль берега, мы прибыли на конечный пункт нашего назначения - плотину через реку Большой Иргиз (приложение № 3).

Эта плотина была построена в 1968 году строителями Саратовской ГЭС. Руководил стройкой Иванцов Николай Михайлович. Также помогали жители близлежащих сел: Малое Перекопное, Сулак, Перекопная Лука, Сухой Отрог, Кормежка (рассказ Курбатова Александра Алексеевича, записанный учеником 8 класса Скворцовым В.)

Намерение благое - дать воду засушливым районам Заволжья, но для леса, расположенного на левом берегу напротив нашего села имело плохие последствия. Уровень воды поднялся, дубы и другие лиственные деревья подтопило, что повлекло их загнивание и уменьшение. Участки леса, где обитают звери, растут ягоды и грибы, оказались также в зоне затопления, что также уменьшило количество видов флоры и фауны. До строительства плотины река Б.Иргиз была судоходной, теперь нет.

Ширина плотины 25 м, длина 150 м. Плотина спускается каскадом, получаются как бы водопады, их три. Площадки ровные, широкие, под падающей водой можно спрятаться и обозревать окружающий мир. Очень красивый вид. Художники приезжают и пишут картины. Фотографы делают снимки. Это место любят и сельские и городские жители не только Балаково, но и других населенных пунктов, приезжают даже из Саратова. Ставят палатки и живут несколько дней. Благо можно рыбачить, загорать и принимать бесплатно природные блага для укрепления своего здоровья: солнце, воздух и пресную речную воду.

13. Прибыв на место (в 10.15 минут), мы организовали привал. Погода нам сопутствовала в этот день. Было солнечно, тепло, и главное, не было ветра. Сначала провели разведку на местности. Место выбрали на ровной и сухой площадке, под развесистым деревом в тени. Мальчики собрали сухие ветки, валежник и разожгли костер, вырыв предварительно небольшую яму. Установили треногу и поставили котелок с водой. Затем пошли удить рыбу для ухи.

Девочки, ответственные за приготовление пищи, занялись подготовкой к обеду. После обеда мусор (обрывки бумаги, щепки, пакеты и т.д.) не только со своего привала, но и на площадке тщательно собрали и сожгли. Костер залили водой, засыпали землей. Таким образом, провели акцию "босыми ножками по чистому песку".

Далее ребята купались, фотографировались, пели песни, записывали свои впечатления. Собирали лечебные травы. Наблюдали за насекомыми, птицами, записывали их названия в рабочие дневники, делали зарисовки, чтобы впоследствии обработать, систематизировать и оформить в папки и гербарии для кабинета ОБЖ.

Охрана природы - одна из важнейших проблем современности, от правильного и своевременного решения которой зависят здоровье и благосостояние людей. Ученики воочию увидели насколько хрупок мир живой природы и как бережно нужно относится к месту своей жизнедеятельности. Учащиеся решили организовывать "тропы в природу", с целью расширения у населения сведений о воздействии человека на окружающую среду, что будет способствовать воспитанию культуры человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. С помощью бюллетеней, листовок, театрализованных постановок учащиеся помогут увидеть, почувствовать красоту природы, её ранимость, а порой и просто беззащитность перед натиском человека.

III. Этап. Обратно возвращались более коротким путем, по проселочной дороге по берегу притока Ерик, затем по полевой дороге въехали в село со стороны русского конца.

После прибытия в село Малое Перекопное, мы с учениками обрабатывали собранную информацию, составили папки, альбом с гербариями, презентацию. Также наметили маршрут на следующий год. Запланировали поездку на машине в Нижне - Воскресенский мужской монастырь в село Криволучье.

Итогами данных маршрутов могут быть:

1. Проведение конкурсов, викторин "Знатоки природы" - целью которых является охрана природы.

2. Участие в проектах, проводимых общественными организациями "Экологическая защита":

"Голубой патруль" - цель спасение рыбы, оказавшейся после снижения уровня паводковых вод в изолированных водоемах; "Край, мой край" - цель оказание помощи в восстановлении и реконструкции храмов и памятников культуры;"Живое серебро" - цель формирование природоохранного мировоззрения у подрастающего поколения;"Босыми ножками по чистому песку" - цель благоустройство берегов рек и водоемов;

3. Составление этнографических вопросников для изучения народного быта, природы места обитания, "история заселения Поволжья" (приложение № 4).

4. Карта Саратовской области и Сухоотрогского муниципального округа (приложение № 5).

Приложения.

Презентация.